Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

На парте по карте. Такое познание мира губительно для детей

Учительская газета, №36 от 7 сентября 2004. Читать номер
Автор:

«Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей… стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Это наш классик – Константин Ушинский. А что же наши мэтры-современники, те самые, которые пишут программы для студентов педвузов? Увы, «милые березовые рощи» остаются только строчкой из Есенина, а не пережитым духовным опытом. Наша педагогика «забывает» природу, а некоторые учителя, признавая важность «ландшафтного воспитания», в лучшем случае дарят своим ребятишкам возможность провести пикник на опушке леса. И это – все?!

Между тем, познание мира «на парте по карте» губительно и для учителя, и для ребенка. Обе стороны попадают в ловушку бездеятельного, пассивного образования. Принуждение, послушание, прилежание – особенно тягостная триада в школьном «казенном доме». А что если урок провести в лесу (на лугу, в поле, у речки)? Или отправиться в однодневный поход, где ребята не только приобретут знания по экологии, краеведению, биологии, географии, но и обретут навыки взаимопомощи и коллективизма. Конечно, в таком случае «классный час» вырастает до размеров «классного дня», но согласимся, что общение на фоне живой природы гораздо более продуктивно, чем чтение нотаций в душном помещении… В общем, многие педагоги интуитивно понимают, что туризм и краеведение дают огромные образовательно-оздоровительные результаты. Возникает только один вопрос: с чего начать?

Пожалуй, правильнее будет обратиться к теории. Пособие для классного руководителя «В поход с классом» («Сфера», Москва, 2004) создано весьма титулованными авторами. Юлия Козлова и Виталий Ярошенко – мастера спорта и педагоги с огромным стажем работы. Хорошо известный в московском туристском мире клуб «Лидер» – их детище, имеющее безупречную репутацию. Так что авторы прекрасно представляют, что нужно знать учителю, прежде чем отправиться с ребятишками на прогулку в ближайший лесопарк. Структура издания («Первые шаги», «На маршруте», «После похода») говорит сама за себя. Основной текст дополнен приложениями. Тут и «Положение об оплате труда и стимулировании организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы», и «Списки туристского снаряжения», и краткое описание походов в 5-10-х классах «Помоги лесу», и много чего другого, что позволит грамотно и плодотворно вести «ландшафтное воспитание».

Это то, что касается стороны содержательной. А теперь еще о некоторых особенностях данного издания. Во-первых, в нем нет ни одного лишнего слова – авторы ценят время и силы учителей. Во-вторых, в книжке читатель не найдет обычной для литературы такого рода академической зауми (хотя одна из создательниц пособия Юлия Козлова – кандидат педагогических наук, так что могла бы «навертеть периоды»). То есть язык прост и ясен. В-третьих, авторы пособия грамотно и без надрыва касаются целого комплекса вопросов – от важных «мелочей» в пути до экологических исследований на туристской тропе, от самоуправления в группе до правил безопасности в походе. Таким образом, комплексный подход (чем и привлекательна «педагогика леса») представлен здесь во всей красе.

И наконец, в-четвертых. Создатели пособия – давние авторы «Учительской газеты», и наши читатели уже имели возможность убедиться в высочайшей профессиональной квалификации руководителей клуба «Лидер», где из обычных московских девчонок и мальчишек готовят организаторов туризма, первых помощников педагога во всех школьных и внешкольных делах… А еще здесь учат осмысливать действительность. «Быть в двух мирах попеременно, / Мне в этой жизни суждено, / В одном все суетно и бренно, / В другом все чисто и светло» – такие строчки рождаются у воспитанников «Лидера» в походах. Так что школьный туризм – это еще и своего рода «высшее гуманитарное образование». Венцом природы человек ощутит себя только на ее лоне. И потому пусть у каждого школьника будет свой день в лесу, который «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье…»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту