search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Возвращение к традициям отечественного высшего образования поддержали в Правительстве России В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования
0

На парте по карте. Такое познание мира губительно для детей

«Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей… стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Это наш классик – Константин Ушинский. А что же наши мэтры-современники, те самые, которые пишут программы для студентов педвузов? Увы, «милые березовые рощи» остаются только строчкой из Есенина, а не пережитым духовным опытом. Наша педагогика «забывает» природу, а некоторые учителя, признавая важность «ландшафтного воспитания», в лучшем случае дарят своим ребятишкам возможность провести пикник на опушке леса. И это – все?!

Между тем, познание мира «на парте по карте» губительно и для учителя, и для ребенка. Обе стороны попадают в ловушку бездеятельного, пассивного образования. Принуждение, послушание, прилежание – особенно тягостная триада в школьном «казенном доме». А что если урок провести в лесу (на лугу, в поле, у речки)? Или отправиться в однодневный поход, где ребята не только приобретут знания по экологии, краеведению, биологии, географии, но и обретут навыки взаимопомощи и коллективизма. Конечно, в таком случае «классный час» вырастает до размеров «классного дня», но согласимся, что общение на фоне живой природы гораздо более продуктивно, чем чтение нотаций в душном помещении… В общем, многие педагоги интуитивно понимают, что туризм и краеведение дают огромные образовательно-оздоровительные результаты. Возникает только один вопрос: с чего начать?

Пожалуй, правильнее будет обратиться к теории. Пособие для классного руководителя «В поход с классом» («Сфера», Москва, 2004) создано весьма титулованными авторами. Юлия Козлова и Виталий Ярошенко – мастера спорта и педагоги с огромным стажем работы. Хорошо известный в московском туристском мире клуб «Лидер» – их детище, имеющее безупречную репутацию. Так что авторы прекрасно представляют, что нужно знать учителю, прежде чем отправиться с ребятишками на прогулку в ближайший лесопарк. Структура издания («Первые шаги», «На маршруте», «После похода») говорит сама за себя. Основной текст дополнен приложениями. Тут и «Положение об оплате труда и стимулировании организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы», и «Списки туристского снаряжения», и краткое описание походов в 5-10-х классах «Помоги лесу», и много чего другого, что позволит грамотно и плодотворно вести «ландшафтное воспитание».

Это то, что касается стороны содержательной. А теперь еще о некоторых особенностях данного издания. Во-первых, в нем нет ни одного лишнего слова – авторы ценят время и силы учителей. Во-вторых, в книжке читатель не найдет обычной для литературы такого рода академической зауми (хотя одна из создательниц пособия Юлия Козлова – кандидат педагогических наук, так что могла бы «навертеть периоды»). То есть язык прост и ясен. В-третьих, авторы пособия грамотно и без надрыва касаются целого комплекса вопросов – от важных «мелочей» в пути до экологических исследований на туристской тропе, от самоуправления в группе до правил безопасности в походе. Таким образом, комплексный подход (чем и привлекательна «педагогика леса») представлен здесь во всей красе.

И наконец, в-четвертых. Создатели пособия – давние авторы «Учительской газеты», и наши читатели уже имели возможность убедиться в высочайшей профессиональной квалификации руководителей клуба «Лидер», где из обычных московских девчонок и мальчишек готовят организаторов туризма, первых помощников педагога во всех школьных и внешкольных делах… А еще здесь учат осмысливать действительность. «Быть в двух мирах попеременно, / Мне в этой жизни суждено, / В одном все суетно и бренно, / В другом все чисто и светло» – такие строчки рождаются у воспитанников «Лидера» в походах. Так что школьный туризм – это еще и своего рода «высшее гуманитарное образование». Венцом природы человек ощутит себя только на ее лоне. И потому пусть у каждого школьника будет свой день в лесу, который «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье…»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте