search
main
0

На ошибках учатся,

или Разбор полетов с прицелом на ВПР по русскому языку

Школы снова ожидает «урожайный» на ВПР год: приказом Рособрнадзора весенние проверочные перенесли на осень, а значит, каждому классу в этом учебном году предстоит написать сразу две работы – в начале года и в конце. И если с окончанием года все понятно и привычно, то Всероссийская проверочная работа в сентябре – октябре (а период проведения с 19 сентября по 24 октября) вызывает панику: все мы прекрасно знаем, что первый месяц обучения направлен на адаптацию к школьной жизни и повторение пройденного ранее, но тщательно забытого за лето.

К сожалению, многое достигнутое за предыдущий год забывается, а значит, первый месяц работы полностью посвящается повторению. Много споров из года в год ведется о пользе и вреде ВПР, но, на мой взгляд, подготовка к нему – это отличный способ обобщить пройденное или повторить материал в начале года. Получается, убьем двух зайцев сразу – и материал повторим, и к осенним проверочным подготовимся. Для этих целей, на мой взгляд, отлично подойдут сборники ВПР для 5‑8-х классов от издательства «Экзамен».

Данные пособия созданы разработчиками вариантов ВПР по русскому языку, успешно прошли экспертную оценку Федерального института оценки качества образования и представлены в трех форматах – 10, 15 и 25 вариантов, что позволит каждому учителю и ученику самостоятельно выбрать удобный формат в зависимости от уровня и глубины возникших пробелов в знаниях. Кроме того, в каждом сборнике содержатся подробные инструкции по выполнению и оцениванию работы, правильные ответы, которые, впрочем, легко из каждого сборника извлечь. Это существенно облегчает этапы работы в классе и самостоятельной домашней подготовки ребенка (рис. 1).

Каким заданиям уделить внимание в первую очередь? (Рис. 2.)

5-м классе важно обращать внимание на задания по работе с текстом. Несмотря на то что в начальной школе особый упор делается на формирование читательской грамотности, ребята часто затрудняются с решением заданий, направленных на формулирование основной мысли текста. Сборники от издательства «Экзамен» порадовали большим количеством текстов художественного стиля, ориентированных именно на младшую аудиторию, авторы подобрали фрагменты текстов В.В.Бианки, И.С.Тургенева, В.А.Осеевой, В.П.Катаева и других известных авторов, работа с такими текстами позволит не только качественно повторить материал, но и заинтересовать школьника классическими детскими произведениями, не вошедшими в школьную программу, и вспомнить любимых героев.

В 6-м и 7-м классах наибольшие сложности часто вызывает порядок морфологического разбора разных частей речи. Приятно, что авторы-составители внесли разнообразие и предлагают для разбора разные части речи, однако акцент оставлен на глаголе, это значит, что шестиклассник отлично повторит именно те понятия, которые послужат фундаментом для расширения представлений об этой части речи и знакомства с деепричастием и причастием. Именно на этих сложных для запоминания понятиях сконцентрировано внимание в сборниках для 7-го класса.

Самой сложной, на мой взгляд, является проверочная работа для 8-го класса: огромное количество заданий, проверяющих буквально все знания по синтаксису и орфографии, – вот что пугает как школьника, так и учителя. Особенные сложности, по-моему, вызывают задания 3 и 4 на орфографию: два самых сложных и нужных правила – «н/нн» в разных частях речи и правописание «не» с разными частями речи (рис. 3).


Важно обращать внимание на формулировку задания: выбрав верную строку, ученик получает всего один балл, остальные три ученик получает только при правильном объяснении написания. Оформлять такое задание приходится приучать, к подробному письменному обоснованию дети не привыкли. Только ради этой части я приобрела именно 25 вариантов.

Из года в год от 5-го класса к 8-му переходит задание 6, позволяющее уделять самое пристальное внимание грамматическим ошибкам, которые когда-то одиннадцатиклассники рассматривали при подготовке к ЕГЭ. В 5-м и 6-м классах грамматические ошибки отрабатываются на уровне словосочетания, в 7-м и 8-м выходим на более высокий уровень: теперь изучаем на предмет ошибки именно предложения. Шестое задание в сборнике от издательства «Экзамен» радует разнообразием: здесь много примеров ошибок в употреблении падежной формы существительного с предлогом, неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения (рис. 4).

Представленный сборник позволит ребятам каждого класса качественно повторить пройденное ранее и хорошо подготовиться как к осенней, так и к весенней всероссийской проверке знаний. Формат сборников позволяет работать прямо в них, не прибегая к дополнительным листкам. Кроме того, оформление заданий здесь соответствует тому, как будет выглядеть реальная работа, и позволит не только натренировать нужные грамматические навыки, но и обратить внимание школьников на правильное оформление ответов.

И еще. Внимательные учителя, которые следят за материалами на сайте ФИОКО, наверняка обратили внимание на количество пособий от издательства «Экзамен», которые посвящены подготовке к всероссийским проверочным работам. Их там, не побоюсь этих слов, большинство. Причем все они прошли самый строгий отбор, отвечают целому ряду требований на соответствие программам, ФГОС, структуре и содержанию ВПР и так далее.

Поэтому учебным пособиям, созданным издательством «Экзамен», можно доверять!

Анастасия ДИМИТРИЕВА, учитель русского языка и литературы школы №2, преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд», Псков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте