search
main
0

На одной волне

Индивидуальная траектория ученика и педагога

«Я устала листать ваше портфолио! – сказала директор школы с улыбкой и закрыла толстую папку. За четыре года работы в педагогическом «рюкзаке» Наталии ШЕСТАКОВОЙ накопилось большое количество дипломов об участии и победах в конкурсах, в том числе федерального уровня, отзывов благодарных родителей, отличных характеристик от коллег. – Идите оформляйтесь!» Эта сцена происходила летом 2021 года. Вот уже второй учебный год молодой педагог Наталия Юрьевна Шестакова работает в школе №19 Екатеринбурга учителем начальных классов и дефектологом. Размотаем ленту времени назад…

Без любви к детям не имеет смысла идти в профессию

 

Печка и детки выше учителя

В школу Наташа играла с детства. Ей нравилось учиться, но еще больше – учить. Семья жила в небольшом уральском селе Бутка, прославившемся тем, что оно являлось родиной первого Президента России. В доме стояла печь с металлическим покрытием наподобие стола. Наталия надевала мамины туфли на высоком каблуке, чтобы самой себе казаться солиднее, подкрашивала губы, усаживала кукол и зверей. Брала журнал (конторскую книгу, куда очень удобно было записывать оценки) и рассказывала «ученикам» про моря-океаны, азбуку и счет. А потом, конечно же, проверка домашнего задания! В старших классах любимыми стали дни самоуправления, когда можно было вести уроки в классах помладше. Готовить доклады, проводить контрольные опросы, да и самой отвечать иногда на каверзные вопросы учеников!

Задолго до окончания школы Наталия знала, что пойдет по учительской стезе. Только вот какой именно дорогой?

Сначала думала исключительно о деятельности предметника: химия, биология, география. Но иногда на принятие решения влияют, казалось бы, посторонние факторы. Планировала учиться в Тюмени, но старший брат предупредил, что от общежития до вуза придется ходить по не очень спокойной территории. А маленькая по росту Наташа всегда казалась моложе своих лет и выглядела беззащитно.

Переориентировалась на Екатеринбург. И снова якобы случайность. От местного управления образования Наталия получила целевое направление на обучение, но при подаче документов в Уральский педагогический университет выяснилось, что оформлены они не совсем верно. Результаты ЕГЭ у Шестаковой были хорошие, и все же без поддержки целевого направления она не чувствовала себя уверенной. Помимо географо-биологического факультета подала заявление на факультет дефектологии, где конкурс был меньше. В итоге по баллам прошла везде, но выбор остановила на востребованной специальности дефектолога.

И вот первая практика. Четвертый класс коррекционной школы. Было страшновато! Войдя в класс, Наталия увидела учеников, исключительно мальчиков, кое-кто из которых был выше ее на две головы. В начальной школе учились вполне взрослые дети.

Учеников в группе немного, но у каждого свои особенности. Сложнее всего оказалось взаимодействовать с детками, которые не разговаривали. Отсутствие обратной связи приводило в замешательство: то ли понял ребенок, что говорит ему учитель, то ли требуется еще раз объяснить. А вот дети с синдромом Дауна, как теперь вспоминает Наталия Юрьевна, – это солнечные человечки, излучающие добро и теплоту: «Они обычные ребятишки. Просто для освоения материала им нужно больше времени и внимания педагога».

Во время учебы Шестакова несколько раз проходила практику в одной и той же коррекционной школе – №5 Екатеринбурга. После окончания вуза ее пригласили сюда работать. Покорила ответственность молодого специалиста: Наталия Шестакова никогда не бросала начатое, доводила до конца, не опускала руки перед трудностями. Наталия Юрьевна всегда откликалась на просьбы администрации. Например, когда заболел воспитатель группы продленного дня, она водила детей на прогулку, помогала выполнять домашнее задание. И это после уроков в своем классе!

Четыре года пролетели быстро. Состоялся первый выпускной: пять мальчишек перешли на среднюю ступень образования. Родители просили вести их и дальше. Но за это время в жизни девушки произошли изменения, она приобрела квартиру и решила искать работу поближе к дому. Была у ее ухода и другая причина: «Мне хотелось изменений. Недоставало активности. Уроки завершались часа в два дня – и все. Знаю, в других школах многие страдают от загруженности. А мне хотелось, чтобы ритм был такой: ни одной свободной минутки». Забегая вперед, скажу: теперь и правда ни одной свободной минутки!

Коррекционная школа небольшая, коллектив очень дружный. Каждый учитель – как вторая мама. Наталия Юрьевна сохранила прекрасные отношения и с учителями, и с учениками школы №5. Порой навещает их. Когда требуются специальная литература по дефектологии, учебники для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), бывшие коллеги помогают и делятся.

Приезжая в школу, Шестакова обязательно посещает свой класс, теперь уже седьмой. Мальчишки стали совсем взрослыми. «Некоторые с годами выравниваются, вполне могут поступить в колледж, – рассказывает Наталия Юрьевна. – Многое зависит от школы и родителей».

Отзывы родителей на труд Шестаковой вдохновляют: «Хотим сказать вам огромное спасибо за профессиональный подход, умение сочетать обучение и воспитание, трепетное отношение к нашим детям, мудрость, доброту, всегда дружелюбный настрой», «За время учебы с моим ребенком произошли изменения. Он ходит в школу с удовольствием, чего не было раньше. Стал более раскрепощенным, уверенным в своих силах. Научился оценивать себя и товарищей».

Любимые провокаторы

«Берем! Идите в отдел кадров, оформляйтесь на работу», – сказала директор школы №19 Светлана Анатольевна Белова, прочитав многочисленные родительские отзывы. Поступила Наталия Юрьевна на должность дефектолога. К этому моменту она окончила Московский педагогический университет по специальности «учитель начальных классов», и с 1 сентября ей дали первый класс.

Как преподавать в обычной школе в сравнении с коррекционной, наверное, проще? Первое впечатление было именно таким: приятно и легко. Главное – от детей есть обратная связь. Они активные, поднимают руку, с ними интересно разговаривать и работать. Но везде свои нюансы!

Каждый класс ставит перед педагогом определенную задачу. Вот такая индивидуальная траектория педагога.

Дети взрослеют, начинают проявлять характер, выстраивать собственные границы, иногда за счет нарушения чужих. Кто-то кого-то толкнул, обозвал, насплетничал. Класс становится разобщенным. То и дело возникают детские конфликты, а в них, как в капле, можно увидеть будущие взрослые разборки. Основной задачей для классного руководителя 2‑го «Е» стало преодоление раздробленности, сплочение класса.

Собрались раз ребята, а их у Наталии Юрьевны аж 33, во внеурочное время за круглым столом. Играли в алфавит. На каждую букву выбирали известного героя из книги или мульт­фильма и находили характеризующие его слова на эту же букву. «Вот Буратино, какой он? Беспокойный, бесстрашный, бодрый, бескорыстный! А какой наш класс? Тоже беспокойный». Кто-то сказал, хоть и на другую букву: «Недружный». «Грустно это. Давайте подумаем, как стать классом дружным, единым коллективом».

У молодого специалиста есть помощники. Освоиться в новой обстановке помогла завуч начальных классов Ирина Николаевна Шикова. Большую поддержку получает Шестакова от соседки по кабинету Надежды Федоровны Усаниной. Именно от нее узнала о Российском движении школьников «Орлята России». 2‑й «Е» тоже стал участником движения, которое направлено на развитие патриотизма и коллективистских качеств в ребенке.

Наталия Юрьевна продолжает и деятельность учителя-дефектолога. Иногда она сразу видит, что у мальчика или девочки есть проблемы со здоровьем, хотя родители это скрывают. Убеждает родителей, что ребенку будет гораздо лучше учиться по адаптированной программе, где и система оценивания другая. В идеале рядом с каждым ребенком с ОВЗ должен находиться тьютор, чтобы вести его по дороге знаний. Но специалистов не хватает. Дефектолог проводит отдельные занятия с такими детьми несколько раз в неделю.

Девочка числится в классе, но находится на индивидуальном обучении. Еще недавно была скованна и закрыта. Через год взаимодействия со специалистом уже самостоятельно ходит от раздевалки до кабинета, начинает разговаривать с окружающими: «Привет!» Это большое достижение. Она прекрасно лепит, детально рисует комиксы. Наталия Юрьевна задумала создать с ней журнал комиксов.

Что самое сложное в работе? Часто слышу в ответ на этот вопрос следующее: «Отношения с родителями». Но не для Наталии Шестаковой: «Я ни с кем не враждую, не конфликтую. Если возникает недопонимание, нужно просто поговорить. Я открыта, ничего не держу за пазухой».

Дети – провокаторы, и это нормально. Спрашивают:

– Я вам принесу пять килограммов конфет самых лучших, вы мне пятерку поставите?

– Вы же сами знаете мой ответ.

– А за что вы готовы поставить пятерку?

– Только за ваши знания.

Показывает свое богатое портфолио, два диплома о высшем образовании. Кто-то восхищается, кто-то относится скептически. И это нормально. Все люди разные. И все дети разные.

Шестакова достигла желаемого: ни одной свободной минутки, и при этом научилась «растягивать» сутки, находить время для собственной учебы. Занимается духовными практиками, дизайном интерьера, спортом. Написала большое количество индивидуальных программ, адаптированных к конкретным детям. Также в ее арсенале есть опубликованные статьи.

– Какие качества вы считаете главными для учителя?

– Первое – любовь к детям. Без этого нет смысла идти в педагогику. Второе – открытость. Сюда же добавлю бескорыстность, доброжелательность. И главное – с каждым быть на одной волне, оставаясь собой.

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте