К категории лиц с ограниченными возможностями здоровья относятся молодые люди с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллекта, с задержкой психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи, с соматическими заболеваниями, а также с комбинированными недостатками в развитии. Решение проблемы их реабилитации и социализации во многом определяется возможностью полноценного профессионального образования.
Изменение ситуации в России с профессиональным образованием инвалидов началось в 1995 году с принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов признано получение ими полноценного профессионального образования. Были сделаны шаги, инициирующие вузы к адаптации своего образовательного процесса для обеспечения его доступности для инвалидов. В 2004 году приказом Министерства образования Российской Федерации определены пять федеральных головных и семь окружных учебно-методических центров по высшему профессиональному образованию инвалидов. Но это только первые шаги. По данным, приведенным в Аналитическом вестнике Совета Федерации ФС РФ (№7 за 2007 год), каждый пятый инвалид стремится в настоящее время получить высшее профессиональное образование, но при этом оканчивает вузы только 1% от общего числа инвалидов.В настоящий момент студенты с ограниченными возможностями здоровья обучаются более чем в трехстах вузах России. Однако вузов, в которых реально создают условия для качественного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью, которое обеспечило бы конкурентоспособность на рынке труда, меньшинство. Как правило, вузы не имеют иной мотивации, кроме гуманистической, для привлечения инвалидов к обучению. Причин этому много, но основными на сегодняшний день стали практически полное отсутствие нормативно-правовой базы для обучения лиц с ОВЗ в вузах, неразвитая техническая база для обучения различных нозологий студентов и недостаток квалифицированных преподавательских кадров.Положительные примеры в России имеются, хотя их мало. Это МГТУ имени Н.Э.Баумана, где с 1992 года работает специализированный учебный Центр для инвалидов и лиц с дефектами слуха, а также Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), где накоплен значительный опыт интегрированного (инклюзивного) обучения студентов с инвалидностью. В настоящее время в рамках МГППУ созданы условия для обучения студентов с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и общими заболеваниями. В учебных подразделениях учатся до 20% студентов с инвалидностью, поступивших в рамках целевого набора. Для этих студентов создана образовательная среда, которая включает в себя дополнительные индивидуальные занятия; техническое сопровождение учебного процесса; методическое сопровождение учебного процесса; психолого-педагогическое сопровождение; безбарьерную архитектурную среду; транспортное сопровождение; организацию учебной практики и трудоустройство. Техническое сопровождение один из наиболее сложных компонентов. Для решения этой проблемы факультет информационных технологий МГППУ создал уникальные технологии собственной разработки, часть которых успешно внедрена в учебный процесс. Эти разработки неоднократно демонстрировались на всероссийских выставках научно-технического творчества молодежи, где были отмечены медалями ВВЦ и грантами Министерства образования и науки РФ. Часть результатов защищена патентами.Убедительным показателем высокого качества интегрированного (инклюзивного) обучения студентов в МГППУ стало то, что их успеваемость, как правило, выше, чем у здоровых студентов. Это обусловлено высокой мотивированностью этой категории студентов к учебе и их развитыми способностями к абстрактному мышлению.Учитывая ограниченность средств, которые могут быть реально выделены на поддержку высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, представляется целесообразным направить эти средства на поддержку тех немногочисленных вузов, которые в настоящий момент уже располагают достаточными техническими и кадровыми ресурсами и накопили опыт обучения данной категории студентов. Для этого следует оперативно разработать необходимую нормативно-правовую базу и оказать финансовую поддержку тем группам специалистов, которые в состоянии создавать новые современные технологии поддержки учебного процесса для студентов с инвалидностью.Представляется нецелесообразным бессистемно распылять ресурсы для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья по всей стране, направляя их тем, кто не в состоянии ими эффективно распорядиться, или, как это сейчас практикуется, вкладывать непропорционально большие средства в развитие дистанционных форм обучения, которые, во-первых, не обеспечивают должного качества образования и, во-вторых, непригодны для наиболее перспективных с точки зрения получения высшей профессиональной квалификации категорий студентов с инвалидностью (в первую очередь это касается людей с нарушениями зрения). Возможно, что суррогатные формы обучения, включая дистанционные, допустимы в рамках среднего образования, когда нет других доступных вариантов, но в рамках высшего образования они приводят к легализации раздачи дипломов, не подтвержденных реальной квалификацией. Следует признать, что доминирующая форма получения высшего профессионального образования для лиц с ОВЗ по техническим направлениям подготовки, а также по гуманитарным направлениям, требующим навыков профессионального общения с людьми, только интегрированное (инклюзивное) обучение.Лев КУРАВСКИЙ, декан факультета информационных технологий МГППУ
Комментарии