В многогранном наследии Надежды Константиновны Крупской вызывают интерес ее педагогические взгляды на семейное воспитание детей. Сохранились десятки писем родителям, в которых она давала матерям и отцам ответы на вопросы о том, как лучше воспитывать детей, как преодолевать такие качества, как лень, неорганизованность, грубость.
Крупская никогда не ограничивалась общими рекомендациями и прежде, чем дать конкретный совет, всегда искала пути для выяснения сути конфликта, для понимания всех сторон детской жизни и всех возможных влияний, отражающихся на психике ребенка. Это правило представлялось ей одним из важных принципов педагогического воздействия на ребенка со стороны взрослых.Надежда Константиновна призывала родителей к мудрому пониманию ребенка и считала важным обращение с ребенком сообразно его индивидуальности. Она предостерегала родителей и педагогов: «Когда мы на нестандартный человеческий характер, на живую ребячью душу начинаем натягивать одинаковую воспитательную одежду, пусть хорошего фасона, не учитывая того, что может быть неприложим к данному ребенку самый разумный, казалось бы, совет, – здесь потери восполняются гораздо труднее».Важным фактором воспитания в семье Надежда Константиновна считала весь уклад семейной жизни. Она писала в статье «Семья и школа»: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка». Сегодня специалисты в области детско-родительских отношений неустанно говорят о важном искусстве – устанавливать искренние, теплые и солидарные отношения в семье, прежде всего внутри родительской пары, между матерью и отцом ребенка. Эти отношения – «позвоночный столб» семьи, ее надежный воспитательный стержень.Большое значение Надежда Константиновна придавала тому, чтобы родители имели возможность учиться правильно воспитывать своих детей. «Не учившись, не починишь и старый башмак», – цитирует она в своей статье «Женщина и воспитание детей» выражение Клары Цеткин. Родителям важно осознавать, что дети не их «живая собственность», считая, «что ребенок мой и что хочу, то с ним сделаю». Например, в статье «Важный бытовой вопрос» Н.Крупская пишет: «Мы должны стремиться создать такие формы общественного воспитания детей, которые не отрывали бы детей от родителей, но в то же время устраняли бы зло теперешнего воспитания». Надежда Константиновна была уверена, что «родители, на глазах которых будет происходить воспитание их ребят, будут учиться делу воспитания».Емкую фразу Надежды Константиновны о том, что «семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание», каждый педагог осмысливает еще на студенческой скамье, а постигает уже на практике, окунувшись непосредственно во взаимодействие с семьями своих воспитанников. Это программное выражение Н.Крупской обозначило на долгую перспективу развитие целой системы педагогического просвещения родителей, воплотившейся к настоящему времени в реализацию задачи психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей. Примечательно, что ныне такая задача сформулирована в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.Таким образом, идеи Н.Крупской, талантливого педагога и общественного деятеля, на много лет вперед дали импульс развитию и последовательному воплощению в теории и практике дошкольного образования задач взаимодействия общественного и семейного воспитания детей. К 60-80-м гг. ХХ в. в массовой практике дошкольного образования был накоплен разнообразный опыт использования форм пропаганды педагогических знаний, получивший широкое распространение в сотрудничестве с родителями. Применяемые стратегии касались приобщения матерей и отцов к нормативным компонентам дошкольного образования, информирования родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье. Достоинством накопленного опыта стала наглядно-практическая подача педагогической информации в адрес родителей. Длительное время этот опыт удовлетворял не только профессиональные запросы педагогов, но и социальные запросы семьи. Однако стремительные изменения в состоянии института семьи, трансформация ее структуры и социальной роли в обществе, особенно в 90-е гг. ХХ в., привели к дальнейшей корректировке подходов к сотрудничеству. Когнитивные стратегии взаимодействия, приоритетная задача которых – заботиться о багаже знаний, сегодня все активнее преобразуются в стратегии формирования осознанного компетентного родительства.Думаю, что педагогическое наследие Надежды Крупской в семейном воспитании и его взаимодействии с общественным воспитанием сохраняет свою актуальность для нынешнего поколения молодых педагогов и родителей. На мудрых напутствиях Надежды Константиновны мы по-прежнему можем учиться тому, как быть добрыми и дружелюбными советчиками для взрослеющих детей. Ее рассудительные советы и сегодня побуждают к размышлениям на самые животрепещущие вопросы семейной педагогики, общественного воспитания детей и партнерства этих главных институтов социализации ребенка.Е.АРАНАУТОВА,МИРО
Комментарии