search
main
0

На минных полях гуманитаризации

Это – первое <> в рамках задуманной нами широкой программы научно-педагогического просвещения и подготовки учителей, осуществление которой, надеемся, даст возможность не только получить основательные знания, но и по-новому взглянуть на вечные вопросы школьной жизни.

Валерий ЕРМОЛОВ

Слушания проходят по проблеме, очень актуальной именно сейчас. Завершен предшествующий драматический период пересмотра оценок, итогом которого явилось создание нового содержания гуманитарного образования. Несомненно, оно кардинально шире охватывает реальный мировой и отечественный историко-культурный процесс, значительно меньше его фальсифицирует и искажает. Все это получило отражение в новом поколении учебников по обществознанию, дошедших, можно надеяться, хотя бы до московских школьников.

Появился и ряд <> документов. Министерством образования РФ в сентябре обнародована стратегия развития исторического и обществоведческого образования. К сожалению, в ней за верными традиционными постулатами совсем не чувствуется новизны. А вот в последнем проекте образовательных стандартов Московского департамента, при всей их консервативности, есть новое – это ошарашивающая идеологическая стерильность всех формулировок тем. Они напоминают семь нот, на которых учитель волен исполнять любую мелодию. Только не окажется ли эта музыка похоронной для самого гуманитарного образования?

Теперь самое время задуматься, <>. Несомненна разорванность образовательного пространства в связи с отсутствием федеральных учебников. Остро встает и проблема готовности к вариативному обучению.

Броский лозунг <> не особенно проясняет смысл этого, кажется, абсолютно необходимого современной школе процесса. Под гуманитарностью понимают все то, что противостоит технократичности. С другой стороны, за гуманитаризацией ощущается стремление радикально изменить весь учебный процесс, его цели и содержание, сформировать новую социальную идеологию, по-западному – плюралистическую, а по-нашему – принципиально безоценочную, практически все допускающую, как это проявилось в образовательных стандартах.

В реальной практике гуманитаризация чаще всего протекает экстенсивно, путем расширения гуманитарного цикла новыми предметами и сюжетами. Однако встречается и другой, интенсивный путь, с изменением форм и методов преподавания, с уходом от предметов в т.н. <>.

В то же время применительно к системе общего образования выделяется два принципиальных вопроса, от решения которых зависит выбор направлений и способов гуманитаризации. Во-первых, являются ли мировоззрение, вера, система ценностей и жизненных принципов предметом свободного выбора детей или все это – разновидность социального наследования и непосредственной передачи от поколения к поколению, от значимого взрослого к ребенку, от авторитетного Учителя к ученику? Если верно второе, то идеологический плюрализм и общечеловеческие ценности не способны сформировать собственной устойчивой мировоззренческой позиции ребенка и ведут к его ценностной дезориентации. Проще говоря, он перестает различать, что хорошо, а что плохо.

Вследствие краха тоталитарной идеологии социально-гуманитарный блок дисциплин парадоксальным образом оказался наиболее раскрепощенным, затем дезориентированным и дезинтегрированным. В рамках этого процесса и произошел информационный <>, называемый сейчас гуманитаризацией содержания образования. Базисная идея нового содержания образования состоит в переходе к культуросообразной школе. Как введение в культуру понимается процесс гуманитаризации образования, происходящий в условиях изменения общей образовательной парадигмы. Эта смена ориентиров заключается в переходе к универсализации образования, к получению <>. С этих позиций не основы наук, а основные элементы культуры должны составлять содержание образования. Выделяются следующие блоки, свойственные новому содержанию образования: культура организации и реализации деятельности; культура мышления; филологическая культура (языковая, риторическая); этическая культура; политическая культура; эстетико-художественная культура; психологическая культура; физическая культура.

Все это сможет обеспечить реализацию социального заказа, предьявляемого сегодня к отечественной школе, – формирование универсально оснащенной, динамичной личности, способности к конструированию и социальному взаимодействию. Это имеет принципиальное значение, ведь современное российское общество характеризуется наличием большого количества социальных страт и, следовательно, их субобразовательных потребностей. При этом отечественная школа уже практически разделилась на несколько основных типов образовательных учреждений (коррекционных, прикладных, элитарных и др.), которые в большей или меньшей степени отвечают этим субзаказам.

Научив ребенка представлять, что испытывает другой человек, что он думает, чувствует, как он ощущает горе или радость, мы поможем ребятам разобраться в самих себе, избежать ненужной, необдуманной, привычной, повседневной жестокости.

Теперь о новых пособиях по истории, написанных с учетом пожеланий гуманитаризации. И прежде всего о тех, что в наибольшей степени подходят для массовой школы. Чрезвычайно интересный учебник <> создал авторский коллектив Московского государственного педагогического университета. Авторы включили в него большое количество исторических портретов деятелей, имена которых никогда не упоминались в советских учебниках. Из вышедших большими тиражами следует отметить учебники по истории России А.Юрганова и Л.Кацвы. Они, по-моему, более всех других подходят для работы в 7-8- х классах массовой школы.

Почему учителя неохотно переходят на преподавание истории Отечества по новым учебникам? Во-первых, не все школы могут позволить себе закупить их в достаточных количествах. Во-вторых, для того чтобы освоить учебник, учителю надо проработать по нему минимум два года. Большинство учителей не чувствуют себя готовыми к этому, они привыкли к собственной непогрешимости, хорошо знают недостатки старых учебников и как их можно исправить в процессе работы.

Гуманитарным человек становится только тогда, когда соотносит себя с Миром, с обществом, с другим человеком, с самим собой.

К сожалению, в школе сегодня обучают только рациональному (интеллектуальному) соотнесению себя с Миром. Практически все обучение развивает именно эту сторону единой Личности. Разве уроки физкультуры – это обучение детей физическому общению с миром? Нет, нужны уроки тела, где физические зажатости детей, плохая координация их движений могли бы исправляться и не мешать общению с обществом. Но затем здесь нужны еще и уроки не просто физического поведения, но поведения этикетного.

Сегодняшние уроки искусства ни в коем случае не обучают владеть эмоциями, управлять ими. Эмоциями не владеют не только ученики, но и учителя. Более того, обучение искусству строится по схеме интеллектуального знания. Мы не смотрим картины, не переживаем литературное произведение – мы его расчленяем, анализируем.

Духовное образование – это обучение Личности соотнесению себя с Идеалом (с идеалом человека, с идеалом общества, с идеалом Мира).

Мы бы упростили понимание проблемы, если бы считали, что главное в гуманитаризации образования – обновление (пусть даже кардинальное!) содержания дисциплин.

Гуманитаризация – это процесс, и вопрос в том, на что он направлен. Каковы цели преобразований и чем определяется то новое, что несет гуманитаризация? По-видимому, этимология понятия задает направленность процессу: от <> (человека) к человечеству (хьюменити) – через гуманные отношения. Если принять эту триаду, то через нее обозначится и цель гуманитаризации: помочь тем, кого мы учим, осознать себя личностями и определить свое место <>, среди себе подобных. Здесь же заложен и более широкий смысл: не только отдельный человек, но и народ, нация, страна – их место в мире.

Будущее – за гуманным сотрудничеством народов в интересах взаимного обогащения. ЮНЕСКО рекомендует международную программу <>, остро актуальную программу <>. Поликультурное образование выдвигается на первый план во многих странах. В мире разработаны эффективные методики ненасильственного решения конфликтов, развития критического мышления (дающего человеку навыки обьективных, не зависимых от чужого мнения суждений), воспитания чувства собственного достоинства и толерантного (терпимого) отношения к иным взглядам, убеждениям, обычаям, культурам. Вот таких программ не хватает нашим школам! Правда, здесь нас подстерегают две опасности: с одной стороны, начать <>, а с другой – механически переносить зарубежные методики на нашу родную почву без учета особенностей менталитета и традиций, предварительно не адаптировав их к нашим реалиям.

К сожалению, пока мы живем в кризисном социуме с размытыми нравственными представлениями. Но общество не может существовать в ценностном вакууме или только заимствуя чужие концепции.

Все высокоразвитые общества плюралистичны; как отдельные личности, так и группы граждан придерживаются самых различных ценностных ориентаций и взглядов, но мирно сосуществуют друг с другом – этому их научили еще в детстве. Когда окончившие школу люди научатся понимать, что самое ценное – это человеческая жизнь и достоинство; что каждый из нас независимо от цвета кожи, пола, возраста, конфессии, статуса достоин уважения; что каждый из нас постоянно делает выбор между Добром и Злом – тогда можно будет считать, что гуманитаризация образования достигла своей цели, а ведущие национальные ценности нашего общества тождественны общечеловеческим.

Комментарий редакции

Обсуждение выявило много любопытных вещей. Так, например, оказалось, что учитель инновационной гимназии различает одни возможности для гуманитаризации в элитарных учебных заведениях и совершенно другие – в коррекционных школах и школах утилитарно-прикладного содержания, поскольку теперь именно таким образом, по его мнению, неформально разделилась прежде единая система общего образования.

Между тем даже при наличии выбора новых учебников по гуманитарным предметам учителя в большинстве обычных школ предпочитают пользоваться старыми и испытанными учебными пособиями, поскольку знают, что и каким образом надо в них преодолевать, в отличие от новых, которые приходится несколько лет осваивать, неуверенно чувствуя себя на каждом уроке.

Было высказано также сомнение в психологической готовности и социальной зрелости детей для того, чтобы полноценно воспринимать и усваивать тот шквал гуманитарного содержания, который обрушился сегодня на нашу школу и общество в целом и к которому не могут адаптироваться даже очень многие взрослые. С другой стороны, высокая информативность современных гуманитарных предметов в ущерб их реальному мировоззренческому ценностному потенциалу приводит к <>, эрудиции на фоне отсутствия глубокой культуры.

Прозвучала в выступлениях и нота неудовлетворенного желания приобщиться к широкому международному опыту решения проблемы гуманитаризации, к новым для нас, но давно разработанным за рубежом стандартам и методам гуманитарного образования.

Проведенный в жанре <> <> продемонстрировал тягу к гуманитарной культуре, к нормальным человеческим отношениям, к неформальному дружескому профессиональному общению, приверженность традиционным ценностям доброты, ненасилия и взаимопомощи. Так не хватает всего этого в нашей жесткой и сепаратистско-эгоистичной жизни. Особенно остро ощущается эта нехватка в школе, ведь дети так чутко реагируют как на любовь, так и на ее отсутствие!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте