Не так давно у нас с коллегами состоялся занимательный разговор. Предметом его стали воспоминания о лихих 90-х, когда ситуация с подростковой (и не только) неблагополучностью в нашем небольшом городе Северодвинске была, мягко говоря, непростой, особенно в сравнении с современностью. Скажем, если раньше на учете в комиссии по делам несовершеннолетних числились около десятка учеников из среднестатистической школы, то сейчас количество таких ребят в той же школе уменьшилось в разы.
Разумеется, времена изменились до неузнаваемости, начиная от общественно-политической ситуации в целом и заканчивая внутренними установками конкретно взятого ребенка. Но нельзя недооценивать и тот факт, что вместе с социумом меняется воспитательное пространство, целенаправленное формирование которого – одна из приоритетных задач всей системы образования.Вопрос о путях развития дополнительного образования детей сегодня остается открытым. По какому пути двигаться дальше? Сохранять ли традиции внешкольной работы в современных учреждениях дополнительного образования? Государство, понимая важность дополнительного образования для инновационного развития общества, отдает приоритет развитию технического и естественно-научного направлений, ставит акцент на получение знаний. Однако, на наш взгляд, недооценивается такой социальный эффект дополнительного образования, как создание воспитательного пространства, формирование общественно активной личности через деятельность, которая не укладывается в рамки дополнительных общеобразовательных программ (это и волонтерское движение, и социально-педагогические программы, и координация масштабных воспитательных проектов, и многое другое).Обращаясь к воспитательному пространству города Северодвинска, отметим, что муниципальная система дополнительного образования здесь имеет богатую многолетнюю историю. Практически ровесник города – Детско-юношеский центр (ДЮЦ, до 1992 года – Дворец пионеров и школьников) – непрерывно работает с 1938 года, Детский морской центр «Североморец» (ДМЦ) и Центр юношеского научно-технического творчества (ЦЮНТТ) – с 70-х годов, одна Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ №1) – с начала 60-х годов, другая (ДЮСШ №2) – с начала 90-х, а самый «юный» из всех – Детский центр культуры (ДЦК) – открылся в 2000 году.Очевидно, что при относительно небольшом количестве жителей (185 тыс.) 6 учреждений дополнительного образования охватывают максимально возможное число детей и подростков от 2 до 18 лет, а именно 80 процентов юных северодвинцев. При этом каждое учреждение имеет определенную специфику. Это дает ребятам богатый выбор для реализации своих интересов: в ДМЦ приоритетным является патриотическое воспитание, ДЦК работает в художественно-эстетическом направлении, ЦЮНТТ занимается развитием технического творчества, спортивные школы дают возможность физического развития более чем в 13 видах спорта, и, наконец, 6 творческих направлений реализует крупнейшее учреждение города – Детско-юношеский центр. Северодвинские школьники могут выбрать для себя занятие по душе более чем из 130 дополнительных общеобразовательных программ. Высочайшая эффективность обучения детей подтверждается их постоянными победами в творческих конкурсах различного уровня – от городского до международного. Однако обучение и развитие детей в различных творческих направлениях является только одним из аспектов формирования воспитательного пространства города.Очевидно, что оно формируется также за счет плотного взаимодействия всех образовательных структур, выступающих не в качестве конкурентов в воспитании, но в качестве союзников, преследующих единую цель. Например, этому способствует годами выстроенная система эффективного педагогического сотрудничества.Во-первых, регулярно проводятся мероприятия по обмену опытом между коллегами и конкурсы профессионального мастерства. Так, например, Детско-юношеский центр несколько раз в год собирает работников образования на мероприятиях как обучающего характера (семинары, конференции, мастер-классы, практикумы и т. д.), так и конкурсного (муниципальный этап конкурса «Сердце отдаю детям», Фестиваль открытых занятий и мероприятий, конкурс методических материалов и др.). Во-вторых, на базе муниципальных учреждений дополнительного образования работают городские профессиональные объединения заместителей директоров школ и педагогов-организаторов, а также педагогов дополнительного образования по основным направлениям деятельности (театральное, фольклорное, музейное, журналистское и др.). На занятиях педагоги повышают свой профессиональный уровень и обсуждают насущные для них вопросы, нередко в результате таких встреч рождаются новые идеи, программы и проекты.Другое важное звено формирования единого воспитательного пространства города – муниципальные социально-педагогические программы (МСПП). МСПП – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, организуемых в течение учебного года и нацеленных на решение педагогических задач, среди которых независимо от направленности основной является социализация детей и подростков. В Северодвинске для учеников 1-10-х классов реализуется 40 таких программ различных направлений: военно-патриотические, экологические, туристские, духовно-нравственные и другие. Здесь учреждения дополнительного образования (УДО) вновь выступают в качестве единого пространства для творческого поиска и реализации участников команд из разных школ города. Ежегодно в каждой программе принимают участие от 6 до 20 классов, и неизменно отмечается интерес ребят к творческим этапам. Учителя же в свою очередь указывают на то, что система мероприятий помогает им качественно выстроить свою воспитательную работу и сплотить детский коллектив. Бывает и так, что классный руководитель из года в год приводит свой класс для участия в разных программах (соответствующих возрасту и интересам учеников), что вполне возможно сделать, например, в Детско-юношеском центре, где реализуется без малого 20 различных МСПП на любой вкус и возраст.Помимо этого, городские учреждения дополнительного образования организуют огромное количество фестивалей и конкурсов для детей и подростков не только Северодвинска, но и региона, и России. Один только ДЮЦ ежегодно проводит свыше 100 социокультурных мероприятий, предоставляя юным участникам возможность выйти за рамки привычного, проявить свои способности и приобретенные творческие навыки, что, безусловно, является незаменимой составляющей воспитательного пространства.Мы хорошо знаем, что любая целенаправленная системная работа приносит результаты. Вот почему деятельность северодвинских учреждений дополнительного образования по формированию воспитательного пространства можно назвать эффективной, очевидны результаты этой работы. Громкие победы воспитанников и педагогов, растущее с каждым годом число обучающихся в УДО, активное участие семей в деятельности творческих объединений, увеличение количества современных программ и проектов по запросу от школ и родителей – все это говорит о востребованности и результативности системы в целом. Ведь, попросту говоря, чем больше ребенок занят интересным для себя делом, реализован в творчестве и общении, тем вероятнее, что он вырастет Человеком с большой буквы.Елена ПОПОВА, методист Детско-юношеского центра, Северодвинск, Архангельская область
Комментарии