1 августа министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО провел рабочее селекторное совещание с регионами-победителями конкурса, внедряющими комплексные проекты модернизации образования в рамках нацпроекта «Образование», а также с тремя регионами-лидерами – Москвой, Санкт-Петербургом и Тюменской областью, получившими статус консультантов и предложившими свои модели модернизации.
Как известно, в рамках национального проекта «Образование» 21 регион получил значительные средства для реализации своих инновационных программ развития – в целом это более 4 миллиардов рублей. Вокруг освоения этих денег и шел в основном разговор на селекторном совещании. Как сказал Андрей Фурсенко, по тому, как регионы распоряжаются деньгами, полученными в рамках нацпроекта, можно судить и о том, как они относятся к этому проекту, и о том, как они работают в рамках ПНПО. Расходование средств, по мнению министра,- существенный и объективный индикатор, который позволяет оценить ход работы. Хотя, как сказал Фурсенко, «по большому счету наша цель не истратить деньги, а добиться определенных результатов, материально существенно стимулировать хорошую работу».
Перед участниками совещания выступили директор Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Исаак Калина, сообщивший о целях совещания, заместитель руководителя Рособразования Евгений Бутко, рассказавший о результатах финансового мониторинга реализации комплексных проектов, и владелец частного института «Эврика» Александр Адамский, оператор по реализации нацпроекта, проинформировавший об итогах первого этапа мониторинга развития и продвижения региональных комплексных проектов на территории субъектов РФ.
Ответ перед федеральным руководством держали сразу несколько регионов – Краснодарский край, Белгородская, Московская, Свердловская и Волгоградская области. Слово дали также Санкт-Петербургу, который в программе заявлен не был. Странно только то, что регион-консультант был вынужден отчитываться о своей работе наряду с другими регионами, а не давать консультации им, используя свой опыт.
Подготовка к новому учебному году для регионов-победителей сегодня имеет особое значение – в их бюджеты направлены с федерального уровня значительные государственные инвестиции. Как же распорядились ими победители, какие реальные изменения произошли в региональных системах образования? По сведениям Рособразования, дела обстоят не лучшим образом. Все регионы можно разделить на три группы: те, что приступили к расходованию и федеральных, и региональных средств (тут лидеры Бурятия и Саха(Якутия); те, что приступили к расходованию собственных средств в рамках обязательств по софинансированию,и, наконец, те, что не направляли на реализацию проекта ни своих, ни федеральных средств. В третьей группе – большинство регионов-победителей. Почему? Во-первых, потому что необходимо было внести изменения в региональные законы и другие нормативные акты, в том числе в законы о бюджетах на 2007 год. Во-вторых, затянулись подготовительные работы по проведению конкурсных мероприятий (формирование конкурсной документации, объявление и проведение конкурсов). В-третьих, у регионов нет опыта проведения подобных конкурсных мероприятий. Теперь Рособразование ввело в практику своей работы еженедельный мониторинг объемов, темпов и направлений расходования средств федерального бюджета, что позволит отслеживать ситуацию в субъектах РФ по объявлению и проведению конкурсов, а также по заключению контрактов.
Первые результаты мониторинга показали, что регионы-победители конкурса все же стремятся потратить деньги: освоение полученных траншей началось в 13 субъектах РФ, где уже идет заключение контрактов. Тут лидеры – Самарская область, Республика Чувашия и Красноярский край. В аутсайдерах – Северная Осетия (количество заключенных контрактов – девять сотых процента от общей суммы двух траншей), Белгородская область (две десятых процента), Калининградская, Тамбовская, Воронежская, Свердловская области (12-14 процентов от суммы полученных траншей). В трех регионах объявлены конкурсы на поставку оборудования и проведение работ, но контракты еще не заключены, в пяти (Новгородской, Новосибирской, Волгоградской, Тверской областях и в Республике Мордовия) только готовится конкурсная документация, и тут самая сложная ситуация. Вывод: для значительного числа регионов-победителей существует опасность не освоить деньги до конца года, что ставит под удар выполнение задач в рамках нацпроекта «Образование».
Между тем региональные руководители – участники селекторного совещания – бодро говорили о своих успехах в реализации нацпроекта и планах на ближайшее время. Никаких вопросов или желания обсудить те или иные проблемы, не возникло ни у кого из них, хотя, конечно, на самом деле есть и вопросы, и проблемы. Все это вызвало резкое неприятие у Андрея Фурсенко. Министр свою позицию обозначил так: «Задумывался сам проект и его реализация как, может быть, самое масштабное и значимое из всего того, что делается в рамках нацпроекта «Образование». Это первый проект, который и в своем названии, и в замысле содержит комплексный подход. Системность присутствует во всех шагах, которые мы делаем. В нацпроекте именно системность и комплексность вышли на первый план, по крайней мере, такую задачу мы поставили. Но в полной мере это сегодня не выполняется, и это слышно было во всех выступлениях региональных руководителей на селекторном совещании. У нас чем сложнее дела в регионе, тем благостнее звучат выступления, и это ненормально. Процесс очень важен, процесс обсуждается на рабочих совещаниях, но нам нужен результат, а сколько и каких шагов предпринял каждый регион для того, чтобы что-то сделать, важно, но, наверное, не об этом сейчас нужно рассказывать. Абсолютно ясно, что огромное количество работы – законотворческой, бюрократической – необходимо сделать, но не за это с нас будут спрашивать граждане. Мы сегодня намеренно говорим не о спросе контрольных органов и Совета по нацпроекту, а о том, что с нас будут спрашивать именно граждане. А они будут спрашивать о конкретных результатах по улучшению качества образования. Мы никого не заставляли участвовать в конкурсе – все регионы пришли в него добровольно. Другое дело, что изначально регионы не понимали, за что берутся. Если какой-то регион уже понял, что не справится, то мы можем для него закончить проект в этом году, однако верю, что таких регионов не будет. Мы должны фиксировать результативность и не стесняться об этом говорить. Но точно так же мы должны откровенно говорить о проблемах, ведь у нас еще есть время на их решение и исправление недостатков».
После окончания совещания журналисты потребовали от министра, чтобы он назвал те регионы, которые работают по реализации нацпроекта хуже всех. На это Андрей Александрович заметил: «Мы не в первом классе, но все равно так же, как в первом классе, не стоит выставлять оценки».
Комментарии