search
main
0

На круги своя. Межшкольный учебный комбинат. Из прошлого – в будущее

Почти 40 лет назад в СССР повсеместно реализовывалась здравая идея органичного соединения обучения (от средней школы до вузов) с производительным трудом. Были созданы учебные производственные комбинаты (УПК), которые позволяли школьникам приобрести опыт трудовой деятельности, получить одну из массовых профессий, иметь представление о технике и технологиях, о производственных отношениях. Потом кому-то показалось, что политехническое образование устарело, материальные технологии не имеют ценности в постиндустриальном обществе, что выбор будущей профессии не нуждается в поддержке воспитательно-образовательного процесса средней школы. Можно подумать, что общество сервиса и потребления может обходиться без техники и технологий.

Постепенно так называемые базовые предприятия в новых экономических условиях были вынуждены уйти из среднего образования, дистанцироваться от УПК, которые под натиском различных обстоятельств (главное из которых – резкое сокращение учебных часов на труд и позднее – на технологию) не только выживали, но и развивались, становились позитивным социально-педагогическим явлением совершенствования общего среднего образования.

Однако даже в столицах и крупных городах количество УПК (которые стали называться межшкольными учебными комбинатами – МУК) катастрофически уменьшалось почти на порядок. С ними уходили в небытие трудовые объединения школьников, профориентация, производственные практики, реальное соединение гимназического образования и реального обучения.

И вот весной-летом 2008 года на заседаниях Государственной Думы РФ и Московской Госдумы министр образования и науки России Андрей Фурсенко заявил: «Я предложил бы какие-то совместные программы продумать – запуск технологического профиля, когда люди получают общее полное среднее образование. Но при этом есть люди, и их достаточно много, которые хотят не только слушать лекции, а хотят что-то руками делать. Такую возможность надо им предоставить. На самом деле, это здорово».

На заседании московского правительства руководитель Минобрнауки России рассказал о планах министерства ввести в российских школах технологический профиль, чтобы школьники одновременно с полным средним образованием могли получать и профессию.

Также министерство рассматривает возможность поставки в школы наиболее традиционного технологического оборудования – это станки, оборудование для металло- и деревообработки.

Министр также считает необходимым ввести в школах должности специалиста социально-психологического сопровождения ребенка.

А тем временем прорабатываются планы практически закрытия старейшего и прославленного московского межшкольного учебного комбината «Хамовники».

Сомнительная экономия

По этому поводу есть по крайней мере три точки зрения, каждая из которых имеет веские основания.

Первая точка зрения сводится к тому, что будет лишь экономия, если преподавать технологию (особенно информационные технологии) в школах, материальную базу межшкольных учебных комбинатов перепрофилировать, а здания продать. К тому же высвободится учебное время, которое всегда можно чем-нибудь занять, или объявить об очередной победе над перегрузкой (которой на самом деле нет, а есть всеобщая учебная занятость).

Более того, находится довольно значительная часть компетентных специалистов, выпускников школы нескольких поколений, родителей, которая считает, что создание и существование межшкольных учебно-производственных комбинатов (МУПК) вообще было выдумкой административно-командной системы при социализме и ошибкой.

Вторая точка зрения не менее категорична и диаметрально противоположна – предметная область «Технология» более многих других имеет отношение к воспитанию способности к самоопределению, так как ее предмет – деятельность людей в производстве материальных и нематериальных ценностей. Более того, именно она включает основы трудологии, организации, экономики и экологии эффективного производства, основы инженерной психологии, дизайна, что дает возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений.

С этой точки зрения очевидно, что все преобразования в воспитательно-образовательных системах всегда направлены на развитие личности, способной реализовать себя в продуктивной трудовой деятельности. В известной мере идеи создания трудовой школы, расширение трудового начала школы отражали стремление приобщить подрастающее поколение к реальным знаниям.

Третья точка зрения базируется на том, что содержание общего образования, закрепляемое, в частности, образовательными стандартами, до сих пор ориентировано на передачу основ наук, а не на конструирование целостной мировоззренческой картины бытия, что не позволяет школе эффективно решать задачи социализации зрелой личности выпускника. С другой стороны, сегодняшние межшкольные учебные комбинаты также не в полной мере справляются с этой задачей.

Вместе с тем МУК накопили значительный опыт допрофессионального и начального профессионального образования, который может стать фундаментом выстраивания в системе реформируемого общего среднего образования важного ядра социально-профессионального самоопределения школьников, ориентированного на их гражданскую зрелость, что позволяет ожидать социально-экономический эффект в экономике страны.

Представленные точки зрения имели бы сугубо теоретический характер в области философии образования, если бы без попыток их осмысления не принимались невзвешенные решения, способные нанести непоправимый урон реформированию общего среднего образования занижением места и роли в нем МУК.

Внимание к каждому

Сегодня МУК «Хамовники» – городская экспериментальная площадка проверки дидактического и методического обеспечения предмета «Технология» и экспериментальная площадка Института содержания методов образования РАО по проверке содержания предпрофильной подготовки и профильного обучения – накопил значительный опыт в решении этих проблем.

Педагогическим коллективом МУК созданы программы элективных курсов (28 программ) для учащихся 8-11-х классов; разработаны организационно-функциональные модели предпрофильной подготовки и профильного обучения; структура и содержание портфолио школьников; методика преподавания профориентационных и экспресс-курсов, которые внедряются во многих школах района «Хамовники».

Перспективы

Важнейшей задачей текущего этапа становится создание научного обеспечения смены парадигмы трудового обучения учащихся 5-11-х классов в контексте концепции модернизации общего среднего образования. Основной ориентир такой смены – достижение сформированности способности учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях перемен и постоянного выбора, в том числе на рынке труда. При этом важна ориентация не только на высшее образование, но и на выбор рабочих (исполнительских) профессий в реальном секторе экономики Москвы и России.

Светлана ЧИСТЯКОВА, заведующая Центром социально-профессионального самоопределения ИСМО РАО; Павел ЛЕРНЕР, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте