search
main
0

На круги своя

У каждого экспоната особая роль в жизни олонецких крестьян

В Пудожском секторе музея-заповедника «Кижи» большой интерес у туристов вызвала выставка «На круги своя». Она знакомила гостей острова с обрядами, сопровождавшими жизнь крестьян Олонецкой губернии в конце XIX века.

– Поскольку в рамках одной выставки сказать обо всем многообразии обрядов невозможно, – говорит научный сотрудник Дарья Абросимова, – мы сосредоточились на календарной, а также семейной обрядности в ее наиболее красивой части – свадебном обряде.

У крестьян каждый год традиционно начинался Святками и завершался праздниками Николы зимнего и Спиридона Солнцеворота. Жизнь семьи тоже виделась как продолжающийся цикл. Человек рождался, создавал семью для продолжения рода. С его смертью жизнь не заканчивалась, она продолжалась в последующих поколениях. Эти представления отразились в народных обрядах.

Петрозаводский дизайнер и историк по образованию Ирина Петрова помогла в оформлении выставки, придумала оригинальное ограждение для музейных экспонатов – веревку с подвязанными к ней красными тряпичными лоскутками. С помощью такой веревки в Пудожском крае преграждали путь свадебному поезду после венчания, требуя выкуп.

– Все предметы, представленные на выставке, – уточняет Дарья Дмитриевна, – происходят с территории, прилегающей к Онежскому озеру. Поскольку наш дом из пудожского края, мы максимально подбирали экспонаты из этой местности.

На выставке представлено большое разнообразие крестьянских бытовых предметов. Здесь и огромные чаны, которые наполнялись водой, соха и борона-суковатка, сани разной конструкции и назначения, топоры, серпы, кочерга, хомуты, оглобли. Есть даже шкура нетели и пешня. У каждого предмета было свое назначение в обрядности. В этот момент они утрачивали обыденность, на первый план выдвигался их магический смысл. Некоторые предметы могли применяться в качестве оберега (например, серп).

Сани использовались для крещенских и масленичных катаний, а также для разъездов во время свадебного обряда. А вот катание вообще как действие изначально имело магический смысл. Оно должно было обеспечить жизненную силу для будущего урожая.

Чем больше узнаешь от специалистов музея о пудожских традициях и обрядах, тем глубже погружаешься во времена далеких предков. Каждый предмет выставки может рассказать столько интересного и необычного, успевай только запоминать!

Наиболее продолжительным и ярким периодом праздничного календаря, конечно, были Святки. Гуляли долго – с Рождества Христова до Крещения. В некоторых частях Олонецкой губернии святочный период длился и дольше: заканчивался всегда Крещением, а начинался раньше. Молодежь, как и во все времена, любила развлечения и гадания. Для гаданий использовали даже оглобли, через которые переводили лошадь. Если она при этом зацепится ногами, муж девушки будет злым, а жизнь несчастливой. А вечером накануне Рождества или под Новый год девушки ходили в хлев и обвязывали своими поясами шеи находившихся там животных. На­утро смотрели: если обвязанная той или иной девушкой корова или овца стояла головой к дверям, значит, девушка в наступающем году выйдет замуж, если же задом либо боком, придется ей еще год просидеть в ожидании жениха.

Гадали по домашним животным и в Ивановскую ночь. Так, в Заонежье девушка завязывает свою косоплетку на рога корове. Если косоплетка развяжется, это к замужеству.

Святки завершались Крещением. В этот день существовал обычай «закрещивания» любых отверстий, ведущих в дом, – дверей, окон, входов в подпол, дымохода – для защиты от нечистой силы. Углем, мелом или копотью горящей свечи выводили знак креста на оконных и дверных наличниках.

Выставка в сарае дома Бутиных также содержит предметы, связанные со свадебными обрядами. К ним в Заонежье и в пудожском краю по-прежнему относятся с особой щепетильностью. Все должно быть как в старые добрые времена. Я уже упоминал про красные флажки в качестве преграды для свадебного поезда. Откупился деньгами или подарками – проезжай, нет – дальше не поедешь.

В монографии известного карельского этнографа Константина Логинова есть повествование о том, что некоторые водлозеры (так называют жителей Пудожья, обосновавшихся возле озера Водлозеро) хотели получить выкуп со свадебников для себя. Ради этого прятали за сугробом у дороги медвежью голову или шкуру, протягивали поперек дороги нитку, смазанную медвежьим жиром, либо намазывали им один-два кола, воткнутые в придорожный сугроб. «Лошади, почуяв запах медведя, вставали на дыбы, выворачивались из оглоблей, падали на дорогу, опрокидывая в снег людей, и дальше не шли, сколько бы их ни погоняли», – пишет исследователь.

Существовал и другой способ: поперек дороги насыпали дорожку из свежих углей, присыпали сверху снегом и утаптывали. Эффект был тем же. Люди думали, что это колдовство. Получив вознаграждение, мнимый колдун, шепча себе нечто неразборчивое под нос, обходил лошадей и проводил им по мордам носовым платком, смоченным в керосине. Перестав чуять запах медведя либо гари от углей, лошади успокаивались, поднимались и бежали дальше.

Всемирно известный эпос «Калевала» при всей сказочности сюжетов актуален во все времена. Старый мудрый Вяйнямейнен побеждает своих врагов с помощью волшебного слова, а не силой оружия. В эпосе добро побеждает зло. Поучительна в этом плане и выставка «На круги своя». Сколько здесь бытовых крестьянских предметов, которые использовали не только по прямому назначению, но и в качестве оберега, с тем чтобы зло не проникало в жизнь!

К примеру, деревенский пастух со своим домашним топором обходил стадо, как будто обрубал все нечистое, которое могло животных истребить. Смысл пастушеского обряда – создание символической железной ограды вокруг коров. Во многих областях укладывали на ночь топор под порог дома, считалось, что упырь или вампир не могут через острый топор переступить.

– До того как мне поручили организовать выставку «На круги своя», я занималась темой крестьянского календаря, праздничного и трудового, – говорит Дарья Абросимова. – В календарных обрядах очень часто фигурируют повседневные бытовые предметы.

По словам специалиста, это отдельная сторона жизни крестьян, которой не все владели, да и не все были допущены к таким знаниям. Выставка на острове Кижи дает возможность приоткрыть завесу тайны.

Наиль ШАБИЕВ, Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте