«Созвал Зевес молнелюбец бессмертных богов на собранье…» Поспорили между собой древнегреческие боги, кто из них круче и важнее, да так, что не смогли утихомирить свой пыл и азартно вмешались в распри троянцев и ахейцев. Правда, собрание бессмертных произошло, вопреки Гомеру, не на Олимпе, а в актовом зале центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ имени А.С.Пушкина. Спектакль «Как Афродита стала Венерой» сыграли участники творческой программы «Лето в музее» – дети и подростки от 7 до 15 лет.
– Программа «Лето в музее» не первый такой опыт, – рассказывает заведующая отделом эстетического воспитания детей и юношества ГМИИ имени А.С.Пушкина Ирина Карабанова. – У нас уже действовала творческая программа для детей «Музей школе» по типу городского лагеря: заключался договор с одной из московских школ, к нам привозили класс, и ребята занимались. Сейчас мы решили ее возродить, но уже в другом формате: двери музея распахнулись для более широкого круга школьников. Теперь мы даем возможность детям посетить один из главных художественных музеев страны, порог которого некоторые из них, вероятно, никогда не переступали или делали это лишь однажды со своим классом. Ведь многие ребята живут далеко от центра, кроме уроков у них еще кружки или секции, кому-то не хватает времени в течение учебного года заниматься в музее, а кто-то даже не подозревает, что занятия в центре – это не только познавательно, но и увлекательно. У нас не было ни отбора, ни собеседования, приходили все, кому интересна летняя программа.
Почему же в «Мусейоне» решили искать новые способы привлечения в музей подрастающего поколения? Важно показать ребятам, что музей – особая атмосфера, наполненная мудростью веков, красотой и духовностью, совершенными линиями и формами. Само слово «музей» у них часто ассоциируется со скукой и подавлением свободы: что-то лежит под стеклом, кто-то нудно и долго говорит, нельзя перешептываться с друзьями, трогать экспонаты руками… Уйдя из такого места, многие ребята, особенно активные и энергичные, недоумевают, зачем вообще у них отняли два часа времени, ничего не предоставив взамен.
В Пушкинском никогда не бывает скучно – занятия проходят динамично, маршруты продуманы до мелочей. Искусствоведы, рассказывая, приглашают детей к общению, вовлекают в совместное обсуждение. А еще им дается возможность немного побыть в роли древнего мастера, подумать, что чувствовал гончар, вылепивший чудесную крутобокую амфору, как видел мир архитектор, создавший симметричную гармонию стройных колонн. Тут можно проявить свои способности, даже попытаться создать что-то похожее, прикоснуться к глине, краске, бумаге, узнать, что такое натюрморт или пейзаж, чем импрессионизм отличается от сюрреализма и многое другое… Ведь помимо занятий в музее дети имеют возможность пройти курс обучения в мастерских изо, керамики и эстампа. Для подростков 11-14 лет есть уникальные спецкурсы археологии, нумизматики и архитектуры, а еще студии фотографии и компьютерного дизайна. Разве может кого-то оставить равнодушным рассказ участника археологической экспедиции или рассматривание древних монет, которые только для тебя достал хранитель коллекции?
Обдумывая, какой формат занятий в летнем лагере предложить детям, сотрудники музея учитывали два фактора: июнь – это все-таки каникулы, дети устали от учебного процесса, да и интересно должно быть всем без исключения. Летняя программа этого года состояла из двух видов абонементов – «Музейный городок» и «Музей + театр» – и длилась первые три недели июня.
Абонемент «Музейный городок» рассчитан на детей 7-15 лет, занятия проходили четыре дня в неделю, со вторника по пятницу. Само занятие в свою очередь делилось на два компонента: посещение экспозиции в главном здании и мастер-класс в мастерской «Мусейона». Искусствовед сначала проводил занятие в залах экспозиции, предварительно обсудив тему каждого занятия с художником, а затем отводил группу в творческую мастерскую. Например, серию занятий по теме «Царство Флоры в мире искусства» вела научный сотрудник Оксана Киташова, «Детские праздники, мистерии и ритуалы» – старший научный сотрудник Елена Борзова, а для младшей группы старший научный сотрудник Ольга Нелюбина подготовила программу «Все могут короли!». Так раскручивается целая творческая карусель мастер-классов, где дети могут попробовать все – рисование, керамику, роспись на стекле. Для ребят постарше предлагается эстамп на линолеуме, в изготовлении которого требуются внимательность и аккуратность. Все мастер-классы проходят под руководством художников – сотрудников «Мусейона».
Второй вид абонемента «Музей + театр» длится три недели. В этом году он включал и занятия в экспозиции по теме пьесы, и мастер-классы художника, где создаются реквизит, декорации и костюмы, и репетиции с режиссером-постановщиком. Ребята за очень короткое время придумывали сценический антураж, наперебой предлагали свое видение, отрабатывали мизансцены, заучивали и репетировали тексты ролей… Из обрывков идей выросла, как Афродита из пены морской, квинтэссенция всей этой работы – спектакль на античную тему.
В процессе репетиций возникают удивительные театральные находки и открытия. И к спектаклю «Как Афродита стала Венерой» участники под руководством Марины Москаленко, художника и методиста «Мусейона», нарисовали на большом куске ватмана стол для «банкета» обитателей Олимпа, щедро украшенный всевозможными яствами. Чего только на нем не было! И фрукты, и рыба, и жареная курица, и вино, и даже красная икра. Все это сыпалось на стол из рога изобилия. А на обороте до поры до времени скрывалось изображение корабля – того самого, на котором уплывет Парис, забирая с собой свой трофей – прекрасную Елену.
– В экспозиции у меня была тема, связанная с образом человека в искусстве на протяжении эволюции, – говорит искусствовед Ирина Макарова. – Первое занятие – рождение цивилизации, Египет и Месопотамия, затем сравнение канонов Античности и Средневековья, а потом мы плавно перешли к Раннему Возрождению, увидели копию статуи царя Давида, другие слепки. Дети погружались в искусство благодаря нашим прекрасным коллекциям, хрестоматийным памятникам, изучали и обсуждали черты, присущие древним изображениям богов, а новые знания закрепляли в творческой мастерской. Тут не было главных, все – и режиссер, и художник, и искусствовед, и дети – составили единую творческую команду, вместе трудились и переживали за общее дело.
По мнению режиссера спектакля Олеси Манжа, набор ребят на абонемент оказался приятным сюрпризом. Сотрудники музея познакомились с участниками в первый день занятий, все они приехали из разных районов города. Только познакомились и сразу без лишних слов включились в процесс. На первом занятии поговорили о театральном искусстве, а на втором уже перешли к изготовлению декораций. И все оказались эмоциональными, артистичными, талантливыми, а главное – сразу подружились, несмотря на разницу в возрасте.
– Олимпийские боги подарили нам прекрасный детский коллектив, – шутит Олеся.
Конечно, режиссер надеялась видеть в ролях олимпийских богов широкоплечих парней с густыми «взрослыми» голосами. Но вышло даже лучше: десятилетние Посейдон и Гефест так вжились в роли, что выглядели настоящими воинами. А убедительнее всех получился Зевс, гневно мечущий громы и молнии.
– Мне не сложно играть мужскую роль, хотя я делаю это впервые, – делится впечатлениями восьмиклассница Наташа Смирнова, исполнительница роли Зевса. – Я четыре года занимаюсь театром, это моя любовь и отдушина. Занималась в театральной студии «Ирбис», а сейчас в театральном кружке школы, мы поставили два спектакля за учебный год. Но попробуйте поставить такую сложную вещь всего за три недели! Сначала немного паниковали, никто не знал, как это делать, но как только нашли общий язык, то сразу успокоились. Когда ты делаешь спектакль, важно подружиться со всеми, потому что разногласия будут видны на сцене.
В свою очередь исполнительница роли Аполлона Виктория Мутилина рассказывает:
– Я первый раз в ГМИИ имени А.С.Пушкина, а вообще в музеях бывала. Раньше слово «музей» ассоциировалось с длинной экскурсией, где под конец начинаешь скучать, непонятно, что тебе это даст полезного. Но одно дело просто разглядывать картины и произведения искусства, другое – самому что-то сделать. Когда ты трудишься над проектом, музейная обстановка перестает быть скучной, ты уже учишься чему-то, узнаешь, например, эпоху Античности. Спасибо папе за то, что нашел такой абонемент, теперь у меня больше мотивации ходить на новые занятия.
К разговору подключается Полина Коркина, мама десятилетней Сони Коркиной, сыгравшей Энея:
– У меня старшая дочь учится в МГИМО, во время каникул прилетаем к ней в гости из родного Екатеринбурга. Мы любим Пушкинский музей и подписаны на все каналы, планируем с детьми каникулы так, чтобы посетить новые выставки. Летний лагерь вроде абонемента «Музей + театр» для нас отличная возможность еще раз встретиться с ним. И у дочки запрос был именно на театр в музее. Ей все понравилось – и общение с другими ребятами, и педагоги, и подготовка спектакля.
Сам спектакль получился динамичным, озорным и веселым: торжественность и пафос античной истории оттенялись современным юмором и дерзкими художественными решениями. Пусть текст был немного не похож на архитектурную строгость стиха гомеровской «Илиады», а некоторые древнегреческие воины говорили нежными девичьими голосами, зато новое прочтение античной классики, словно мощная лупа, приблизило давние события к взорам нынешней публики. Мне всегда жаль, что выпускным спектаклям суждено быть сыгранными лишь однажды, как правило, в них вкладывается невероятное количество энергии, вдохновения и энтузиазма, они производят неизгладимое впечатление на публику. Рождаются здесь и сейчас, взрываясь, словно звезда во Вселенной, и оставляя каждому на память осколок своего света.
Программа «Лето в музее» прошла более чем успешно, организаторы видят возможность сделать ее регулярной и переформатировать в «Каникулы в музее». Но цель программы останется неизменной – предложить детям изучение истории искусств через разные виды и способы творческого познания. И закрепить в сознании мысль, что музей – волшебное место силы, без всякой виртуальной реальности и машины времени погружающее людей в загадочные эпохи и миры.
Комментарии