search
main
0

На голову выше самого себя

Музыкально-коммуникативная игра

Музыка и игры помогают детям преодолевать любые затруднения, искусство не только формирует навыки эстетического восприятия действительности, но и дисциплинирует ребенка, воспитывает у него чувство солидарности, коллективизма. Игра учит ребенка находить оптимальные пути взаимодействия с окружающими, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

Суть моей авторской идеи заключается в том, что эффективность групповых занятий по музыкально-теоретическим дисциплинам с младшими школьниками может быть существенно повышена при условии применения специального комплекса музыкально-коммуникативных игр.

Опыт показывает, что применение музыкально-коммуникативных игр на музыкально-теоретических занятиях в отличие от обычной системы занятий по сольфеджио и музыкальной литературе помогает избежать переутомления детей, перегрузки их многочисленными, но подчас малосущественными сведениями. Воспитанники в этом случае не механически воспринимают информацию, а ищут доказательства и объяснение тех или иных музыкальных явлений и фактов, учатся учитывать позицию другого человека, при необходимости отстаивать свою точку зрения.

«Сущность творчества, – писал Б.П.Никитин, – в предугадывании правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности». Музыкально-коммуникативная игра требует от ученика не просто повторения уже известного решения, а выбора из множества вариантов наиболее удачного, оптимального или в результате исследования ребенком скрытых причин явлений составления новых мыслительных или деятельностных комбинаций. На основе применения методов активизации творческого мышления у учащихся в процессе музыкально-коммуникативных игр развивается диалектическое, системное, функциональное, синергетическое и логическое мышление, а также мышление по аналогии, по ассоциации (Ю.Г.Тамберг). Художественно-творческая направленность игр позволяет ребенку значительно расширить область применения своих способностей. Таким образом, можно говорить о «художественно-творческих способностях, развивая которые человек сравнительно быстро, легко и прочно овладевает технологией дела, осваивает требуемый комплекс выразительно-технических средств».

Методы забегания вперед, мозгового штурма, контрольных вопросов обеспечивают систематическое приобретение новых знаний, позволяющих человеку стать «на голову выше самого себя» (Л.С.Выготский). Проявляясь в соотношении субъективного и объективного в групповом мышлении, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, развивающая направленность выражается в интеллектуальной деятельности участников взаимодействия, мотивированной их потребностями и направленной на цели, имеющие личностную значимость, в соотношении мышления и языка, в анализе, синтезе и обобщении в процессе индивидуального и группового восприятия, в расширении терминологического, категориального и критериального аппаратов познавательных процессов в ходе коммуникаций, в интерпретации и создании явлений или творческих идей.

На мой взгляд, можно выделить наиболее важные для сегодняшнего ребенка функции музыкально-коммуникативных игр, отвечающих его дидактической, художественно-творческой и развивающей направленности:
1. Социально-адаптационная функция. Обеспечивает ребенку возможность гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми, самореализоваться в социальном плане. Приобретаемый в процессе музыкально-коммуникативных игр опыт побед и поражений чрезвычайно важен для дальнейшей жизни человека. Педагог, помогая ребенку преодолевать психологический барьер при переходе его в статус школьника, должен организовать игровой процесс таким образом, чтобы обеспечить адекватный интеллектуальный и эмоциональный отклик на воспитывающее и обучающее воздействие. И в этом смысле именно музыкально-коммуникативные игры более всего отвечают социальным потребностям ребенка.

2. Коммуникативно-познавательная функция. Внедрение игрового компонента в структуру музыкального занятия предоставляет большие возможности, с одной стороны, для развития когнитивных способностей ребенка, пробуждения творческих начал его личности, а с другой – для активизации коммуникативных связей, благодаря чему повышается уровень перцептивного и интерактивного взаимодействия учащегося с окружающими его людьми.

3. Культурообразующая функ­ция. Игровые приемы, используемые при изучении теории и истории музыки, должны помогать ребенку прочувствовать атмосферу, в которой рождались произведения искусства, приобщиться к процессу их создания. Активное включение воспитанника в самые разные пласты культуры должно способствовать формированию эстетического восприятия действительности, расширению его культурного кругозора.

4. Мотивационная функция. Мотивационная готовность детей к межличностному взаимодействию в ходе музыкально-коммуникативной игры может быть определена как интегративное качество личности, актуализирующееся при обнаружении ребенком возможности действовать в данную минуту и определенным образом. Установка на решение учебно-воспитательных задач, которые облечены в игровую форму, позволяет поддерживать на высоком уровне интерес и творческую активность учащихся на занятии.

5. Корректирующая функция. Музыкально-коммуникативные игры позволяют обнаруживать и корректировать затруднения в сфере общения ребенка с окружающими. Педагог должен организовывать игровые ситуации таким образом, чтобы дать возможность ребенку максимально раскрыть свои способности, научить согласовывать свои действия с действиями других, помогать преодолевать психологические затруднения.

6. Релаксирующая функция. Музыкально-коммуникативные игры позволяют выполнить функцию релаксации. Создавая атмосферу душевного комфорта, восполняя потребность ребенка в расслаблении на занятии в так называемых динамических паузах, игровые приемы помогают реализовать творческие устремления в наиболее адекватной для детей младшего школьного возраста форме.

Предлагаю использовать при проведении занятий совокупность следующих методов:
1. Метод равнозначности дает возможность сложные темы занятий завуалировать в легкие, подавая их в игровой форме. Учитывая многообразные возможности игры, можно варьировать игровые, коммуникативные и педагогические цели, усиливая тот или иной аспект. Если познавательные и игровые компоненты учебной деятельности равнозначно сбалансированы, то учащиеся будут действовать более осмысленно, понимая, с какой учебной ситуацией связан тот или иной игровой момент.

2. Метод выделения субстрата деятельности: а) определяется цель занятия; б) выделяется элемент системы, который будет встроен в ход занятия. Возможные компоненты субстрата: сценарий (или план), правила игры, цели, роли и функции игроков. Составляющие субстрата: модель взаимодействия участников художественно-творческой игры, система оценивания.

3. Метод проблемности. В содержание музыкально-коммуникативных игр и их композицию закладываются учебные задачи или ситуации (например, выявить недостающую информацию, определить возможные альтернативы решения проблемы, отказаться от ошибочных решений), противоречивость которых следует разрешить детям в процессе межличностного сотрудничества.

4. Метод взаимодействия в совместной игровой практике. В ходе совместных действий воспитанников их отношения (а также отношения «учитель – ученик») отличаются гибким и изменчивым субъект-субъектным характером. Данный метод предполагает активность участников игры, возможность изменять формы и виды индивидуальных действий, что приводит к их большей согласованности и эффективности.

5. Метод диалогического общения. Все участники игры по-своему реагируют на ту или иную информацию, это инициирует диалог. Ответы и рассуждения каждого воспитанника обусловливают коллективное решение проблемы, некоторые ученики предлагают неожиданные и смелые варианты решений. Благодаря диалогу музыкально-коммуникативная игра создает условия для развития содружественных эмпатийных отношений.

6. Метод вариативности. Игровые технологии позволяют не просто передавать учебный материал от педагога учащемуся. В совместной деятельности при диалогическом общении ее участников создаются условия для возникновения и усвоения новых знаний. Содержание игры каждым интерпретируется по-разному, что побуждает к дискуссии, которая разрешается в рамках музыкально-коммуникативной игры. Поиск вариантов выполнения заданий заставляет ученика критически оценивать полученную информацию, определять степень важности той или иной проблемы, самостоятельно принимать решения.

7. Метод моделирования. Музыкально-коммуникативные игры явно или скрыто моделируют реальную учебную деятельность, кроме того, они основаны на моделировании разных типов межличностного взаимодействия в процессе общения двух или большего числа участников. Благодаря методу моделирования, который предусматривает также элементы неожиданного в процессе музыкально-коммуникативных игр (внезапно возникающие замыслы, решения), игровые технологии способны аккумулировать в себе неподготовленные, спонтанно возникающие ситуации, не деформируя при этом своей структуры и содержания.

Наибольшая эффективность занятий по музыкально-теоретическим дисциплинам с использованием музыкально-коммуникативных игр достигается при соблюдении следующих условий: 1) продуманный ход и энергичный темп проведения игры; 2) доступность, четкость и краткость пояснений; 3) разнообразие видов и форм музыкально-коммуникативной деятельности, подчиненных дидактическим и игровым задачам урока; 4) опора на активную мыслительную деятельность обучающихся при условии адекватности игровой формы возрастным, умственным и личностным особенностям детей; 5) включение в игровую деятельность всех учащихся без исключения; 6) внимательное отношение педагога к инициативе и творческим проявлениям ребенка; 7) активизация у детей навыков самооценки, самонаблюдения и самоконтроля.

В этом случае, на мой взгляд, может быть достигнута основная цель использования групповых музыкально-коммуникативных игр, а именно всемерное развитие общих и музыкальных способностей учащихся, их коммуникативных умений и навыков (эволюционирующих от межличностного контакта к сотрудничеству), формирование индивидуально-личностных качеств.

Анна БОРИСЕНКО,
педагог музыкально-теоретических дисциплин Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте