Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

На экзамен во всеоружии

УГ - Москва, №43 от 23 октября 2012. Читать номер
Автор:

​Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и Государственная итоговая аттестация (ГИА) радикально отличаются от традиционной проверки знаний, в связи с чем проблема подготовки к ним выпускников приобретает особую актуальность.

ЕГЭ и ГИА порождают не только новые педагогические, но и психологические проблемы, связанные с непривычным для учащихся и педагогов формальным характером итоговой аттестации и высокой значимостью ее результатов для поступления в вузы. В частности, одна из самых острых проблем заключается в том, что оценки ЕГЭ и ГИА выносят на основе одноразовых испытаний в новых и напряженных условиях, в которых выпускнику в силу психологических причин далеко не всегда удается реализовать в полной мере свои возможности. В лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО под руководством доктора психологических наук В.Моросановой предложено одно из решений этих проблем – разработан дифференциально-регуляторный подход к повышению эффективности учебной деятельности и развитию индивидуальности учащихся. В этой лаборатории было показано, что уровень сформированности осознанной саморегуляции у человека определяет как успешность обучения, так и уровень его психологической адаптации к условиям обучения. Иными словами, чем выше уровень саморегуляции, тем вероятнее высокая успешность в учебе. Наиболее успешны при сдаче экзаменов учащиеся, обладающие высокой мотивацией достижения, развитой осознанной саморегуляцией, эффективно адаптирующиеся к образовательной среде, испытывающие интерес к учению и осознающие его важность для своей будущей жизни.Интересно, что ни особенности темперамента, ни характера, ни личности человека непосредственно не влияют на особенности его адаптации к новым условиям. Темперамент, характер и личность определяют специфику саморегуляции, а уже она задает спектр индивидуальных стилей учебной деятельности. По ним можно прогнозировать поведение учащихся в новых условиях обучения, определять пути повышения их психологической адаптации.На московской городской экспериментальной площадке «Реализация индивидуально-психологического подхода при подготовке учащихся к выпускным экзаменам» на базе лицея №1575, а также в ВСОШ №90, в гимназии №201 проверяли эффективность предложенной учеными Программы подготовки учащихся к выпускным испытаниям. Суть этой программы заключается в максимальном раскрытии личностных качеств каждого учащегося. Для этого тщательно анализируют индивидуальные особенности каждого ученика (уровень развития его когнитивной сферы, саморегуляции; темперамент, характер, академическая компетентность). Основной акцент делается на формировании умений самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения; на развитии навыков преодоления неблагоприятных психических состояний, препятствующих самоорганизации в напряженных условиях экзамена; на стимуляции самостоятельности учащихся в подготовке к экзамену. Программа помогает сформировать навыки сдачи экзаменов в тестовой форме, способствует осмыслению и освоению учениками теоретического материала на более высоком уровне, пониманию его внутренней системы и логики. А все это вместе означает адекватный и эффективный ответ на социальный запрос на развитие у современных учащихся универсальных психологических компетентностей.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту