Хорошая страна Россия. Только у нас можно пошуметь, повозмущаться, выпустить общественный пар, даже пообещать с высоких трибун все исправить и… оставить так, как есть, без изменений. Сколько всего было сказано об ужесточении правил проведения ЕГЭ, о повышении его прозрачности и объективности, сколько денег потрачено на якобы установленное (об этом чуть ниже) видеонаблюдение, а чем вся эта лавина слов, сказанных и написанных, закончилось? Тем же, что и в прошлом году…
Много шума и…ничего!
С чем боролись в прошлом году, то и получили в нынешнем
Конечно, итоги подводить еще рано, но первые сведения, поступившие с конкретных мест от конкретных участников, уже о многом говорят.
Как и в других городах, история по количеству сдававших в Нижнем Новгороде лидировала в тройке первых единых экзаменов. В фойе лицея №8 – пункта сдачи ЕГЭ по истории в Нижегородском районе – 28 мая с девяти до половины десятого утра яблоку было негде упасть. Толпы выпускников, сопровождающие, разводящие – педагоги с табличками номеров аудиторий в руках, общественные наблюдатели и журналисты с фото и телекамерами – вся эта масса толпилась в весьма небольшом и не предназначенном для таких широких собраний помещении. К счастью, недолго. Группы одну за другой начали пропускать в аудитории. Две женщины пенсионного возраста стояли на входе и сравнивали лики паспортов с личностями экзаменующихся. Я тоже попыталась это делать, встав за спиной одной из проверявших. Скажу откровенно – не имея опыта пограничного и милицейского контроля, сделать это не так-то легко. У детей с 14-летнего возраста к 17 годам многое меняется во внешности: не только прическа и цвет волос, но даже овал лица, форма носа…К чему это я? Да все к тому же: даже обладая хорошим зрением, я с трудом находила сходство паспортных иконок с реальными лицами. А если еще учесть величину потока и скорость его продвижения, то можно предположить, что в таких благоприятных условиях подставные лица вполне могли пройти, если б очень захотели… Поскольку в каждую из аудиторий идут выпускники разных школ, друг с другом незнакомые, вычислить подставное лицо невозможно. Это могли бы сделать сопровождающие, но кто заподозрит их в желании срывать всяческие маски? Школьные педагоги так же, как сами выпускники заинтересованы в том, чтобы «замена в команде» осталась никем не замеченной. Быть же уличенным на входе практически нереально.
Еще раз повторю (для чиновников министерства образования и Рособрнадзора): я не была свидетелем случаев подставы и ничего не знаю о них, пишу лишь как очевидец о гипотетической возможности замены.
Второй момент. Проверяющих (наблюдателей) в аудиториях только двое. Большинство из них не встают с места, не ходят вдоль парт, ограничиваясь наблюдением издалека. А это значит, что те, кто хочет, могут пользоваться всем, что принесли с собой: шпаргалками, телефонами и камерами. Они и пользовались, судя по рассказам, весьма успешно. Многие молодые люди, выходившие с экзамена и опрошенные на выходе журналистами, отмечали лояльность наблюдателей. Почти все говорили о возможностях, в связи с этим открывавшихся. «Списать вполне можно было, жаль, я ничего не взял», – такой ответ мы слышали не раз. «На первой и второй парте вряд ли, конечно удалось бы списать, но на последних запросто», – делились друг с другом впечатлениями выпускники.
Упущенные возможности будут реализованы уже 31-го мая, это теперь уже не вопрос. Но даже в этот раз были те, кто, не боясь никого и ничего, вовсю писал своим репетиторам письма, переснимали варианты и получали ответы. Одна моя знакомая – преподаватель вуза, историк – с 11.00 до 13.00 была буквально атакована звонками и смс-ками. Звонили не ее ученики, которых она готовила к ЕГЭ и предупреждала о соблюдении правил, а добрые товарищи других экзаменуемых, причем в основном из районов области, которым передавали вопросы с экзамена по сети. Придется ли удивляться тому, что некоторые отдаленные районы области заработают средний бал по ЕГЭ выше, чем выпускники городских школ (а с этим уже приходилось сталкиваться, и не раз).
Вновь кто-то звонил из туалета «группе поддержки» и выходил «ВКонтакт». Хотя группа подготовки к ЕГЭ по истории официально закрылась накануне в 21-00, выходившие «ВКонтакт» утром видели размещенные на сайте варианты. Пользовались ими единицы – но это другой вопрос. Чисто психологический. Конечно, 28 мая нечестно писал экзамен небольшой процент от всех сдававших – основная масса, напуганная страшилками и угрозами, на первый бой пришла безоружной и технически не подготовленной. Но вот увидите: уже на втором – всеобщем и обязательном – будет использоваться куда больше технических средств. И глупо было бы их не использовать, если взрослые дяди и тети ничего не предприняли, чтобы этого не допустить.
На экзамене по информатике и биологии возможностей нечестных действий было куда меньше, поскольку значительно меньше участников и потому, что эти предметы выбирают те, кто хочет свою жизнь связать именно с биологией и информатикой – в отличие от тех, кто сдает историю, обществознание, о русском языке и математике не стоит и говорить…
Пожалуй, стоит сказать не только о форме проведения, но и о содержании вариантов ЕГЭ-2012. Разумеется, говоря о них, журналисты могут опираться только на мнение экспертов и впечатления участников экзамена. Впечатления о заданиях ЕГЭ по информатике самые благоприятные: ничего неожиданного, все, к чему готовились, было в вариантах. В заданиях по биологии некоторые участники нашли элемент неожиданности. А вот впечатления о ЕГЭ по истории резко полярные: кому-то все показалось знакомым и ожидаемым, кто-то возмущен был трудностью и даже тем, что в вариантах преобладали вопросы «не по истории, а по культурологии». Но эти претензии, скорее всего, не к группе разработчиков, а к учителям: их задача была сориентировать выпускников так, чтобы для них на экзамене не было неожиданностей.
По мнению экспертов, которые уже вчера вечером собирались для выработки единой концепции оценки частей С и дорабатывали ключи, варианты вполне адекватные, если их сравнивать с вариантами прошлых лет. Их стало не 8, а четыре – что легче и проще для проверяющих. Как всегда, экспертами были отмечены моменты неоднозначности, двоякого ответа на вопросы (например, в ключе к вопросу «Что стало причиной репрессий Сталина в отношении к отдельным военачальникам?» один ответ дан как правильный, второй – как неправильный, но оба могут рассматриваться в качестве причины). Поэтому эксперты приняли решение о возможностях расширенного толкования – все, разумеется, будет делаться в пользу выпускников. Наверное, многих 11-классников и их родителей успокоит, что проверка части С, как письменных ответов, так и эссе, будет лояльной до последней возможности.
Остается только надеяться, что такое отношение к экзаменуемым будет во всех регионах и на всех предметах. Какими будут всего этого результаты, вскрытие покажет. Что ж, поживём – увидим.
Нижний Новгород
Фото автора
P.S. Никто из нами опрошенных, писавших ЕГЭ 28-го мая в Нижнем Новгороде, не усмотрел в аудиториях скрытых видеокамер. Или они были \”очень\” скрыты, или их просто не устанавливали.
Комментарии