search
main
0

На двух “китах” и пяти “У”

На 6-й Национальной выставке-ярмарке “Книги России” внимание педагогической общественности привлек стенд издательского центра “Вентана-Граф”, на котором был представлен учебно-методический комплект (УМК) “Начальная школа XXI века”. Следует отметить, что этот УМК – победитель конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, обладатель “книжного “Оскара” в номинации “Учебник XXI века”. Самая большая награда – премия Президента РФ в области образования за 2001 год. Авторы комплекта – коллектив Центра начальной школы Института ОСО РАО под руководством члена-корреспондента РАО профессора Наталии Виноградовой.
УМК интересен тем, что в него вошли новые интегрированные курсы, изучаемые в первом полугодии 1-го класса (“Грамота”, “Окружающий мир”). Они обеспечивают “мягкую” адаптацию детей к новому виду деятельности. Развитию творчества способствует рубрика, введенная во все учебники, “Путешествие в прошлое”. Все пособия “говорят” с ребенком на одном языке, помогают овладеть общими учебными навыками. Для каждого класса предназначено 4 учебника: “Русский язык”, “Литературное чтение”, “Математика” и “Окружающий мир”, а также рабочие тетради и методическое пособие “Беседы с учителем”.
Чем же вызвано появление этого учебно-методического комплекта?
– Мы изучили состояние ребенка в начальной школе, – рассказывает Наталия Виноградова. – Наша концепция объединяется ответом на пять “У”. “У” первое – у ребенка никогда не должно исчезать чувство удивления. Весь процесс обучения должен стимулировать его к любознательности. “У” второе – получать удовольствие. Чтобы у ребенка горели глаза, чтобы ему хотелось открывать книжку. Самой высокой оценкой нашей деятельности является высказывание ребенка о том, что пособие это – не просто учебник, а интересная книга. Мы должны были все сделать для того, чтобы на любом уроке ребенка “распирало” от желания познавать.
“У” третье – успех. Многие проблемы начальной школы связаны с тем, что ребенок находится на грани неуспеха и даже пересекает эту грань. Мы пытались сделать так, чтобы обучение детей было успешным. “У” четвертое – увлеченность. Любой процесс познания должен увлекать ребенка. Отсюда и удовольствие. Увлеченность связана не только с простотой и наглядностью, но и с преодолением трудностей. “Трудно” и “труд” – слова однокоренные. Учиться должно быть трудно. Мы радуемся, когда ребенок называет любимыми не те уроки, где у него все хорошо получается, а те, где он встречает трудности и умеет их преодолевать. И, наконец, “У” пятое, объединяющее все предыдущие, – это умение. Дети должны уметь учиться. Это главная задача нашей педагогики. Знания, которыми ребенок не может пользоваться, ему не нужны. Поэтому наш девиз: “Голова ребенка должна быть не хорошо наполненная, а хорошо устроена”.
Чем УМК отличается от других пособий для начальной школы?
– Главное различие – интеграция, – говорит Виноградова. – Дело в том, что первый год обучения в школе мы считаем самым важным. Школьник нуждается в целостном восприятии мира. Для первоклассника нет предметов, он – над ними. Для ребенка существует просто окружающий мир со звуками, числами, величинами. Ввести маленького человека в этот мир и должны интегрированные курсы. Мы вообще хотим, чтобы в первом классе было всего два предмета – введение в грамоту и эстетика (музыка, рисование, труд). Вот на этих двух “китах” и должно, на наш взгляд, держаться обучение в первом классе.
Начиная с 1997 года в рамках проекта “Начальная школа XXI века” издательским центром “Вентана-Граф” выпущено более 70 наименований учебников и пособий для начальных классов. За последние три года вышло в свет 200 тысяч экземпляров УМК для первого класса, и каждая книга нашла своего покупателя.
Независимые исследования, проводимые РАО во многих регионах России, говорят о том, что дети, обучающиеся по комплекту, отличаются от сверстников более полным развитием творческих и интеллектуальных способностей.

Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте