search
main
0

На две затяжки

Курение: нарушение возрастной нормы или обыденная реальность?

Весной этого года Центром социологии образования ИУО РАО был проведен по заказу Министерства просвещения РФ анонимный анкетный опрос более сорока тысяч учащихся 7-11‑х классов в 16 регионах РФ. В целом опрос был посвящен выяснению особенностей проявления девиантных форм поведения среди подростков. Одна из тем, в частности, касалась курения.

Кратко обозначу основные сюжетные линии анализа полученного материала. Их три. Первая связана с распространенностью курения в подростковой среде. Вторая – с субъективной оценкой значимости тех или иных мотивировок, побуждающих подростка к курению. Наконец, третья линия, и она, пожалуй, основная, связана с реакцией ближайшего социального окружения (родители, учителя, одноклассники) на курение подростка.

Понятно, что на приобщенность подростка к курению влияют разнообразные факторы: гендерные, возрастные, материальная обеспеченность семьи, образование родителей, ценностные ориентации, социально-стилевые особенности поведения и многие другие. В этой небольшой заметке основное внимание я уделю лишь одному – влиянию возраста.
Почему именно возрасту?

Ответ на этот вопрос для меня связан с двумя моментами. Причем оба касаются фундаментальных проблем возрастной психологии. Первый из них затрагивает своеобразие социализации на этапе подростничества, когда проявление чувства взрослости может выражаться и в проявлении девиантных форм поведения: «Я теперь делаю то, что мне раньше запрещали». Этот сюжет давний и хорошо известен; достаточно вспомнить главу «Я взрослый» в романе Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Второй касается фундаментального понятия «социальная ситуация развития». Напомню, что Лев Выготский в «Педологии подростка» писал о кардинальном изменении отношений ребенка со своим социальным окружением; изменении, которое он и понимал как определяющее при характеристике подростничества. В этой связи выявление тех содержательных трансформаций, которые происходят в социально-психологических взаимоотношениях современного подростка с ближайшим окружением по поводу курения, может представлять специальный педагогический интерес.

Положительные ответы учащихся на вопрос «Курите ли вы?» распределились следующим образом: в 7‑м классе – 4,9%, в 9‑м – 11,9%, в 11‑м – 13,6%. Тенденция увеличения с возрастом доли курящих очевидна, причем основной сдвиг происходит на рубеже окончания основной школы – среди девятиклассников. При переходе в старшую школу это, как мы видим, уже каждый восьмой.

Следует добавить, что в ходе опроса также задавался уточняющий вопрос об интенсивности курения. Среди курящих школьников 21,6% выкуривают в день полпачки сигарет, а 13,0% – пачку и более. В принципе этих подростков можно отнести к табакозависимым. В расчете же от общего числа школьников возрастная динамика курильщиков с выраженной зависимостью оказывается следующей: в 7‑м классе – 1,7%, в 9‑м – 3,5%, в 11‑м – 3,8%.

Много это или мало?

Если принять во внимание, что условная численность класс-комплекта составляет 25 учащихся, то нетрудно сделать вывод: в среднем среди старшеклассников в каждом классе есть как минимум один с выраженной табакозависимостью.

О мотивации курения. В числе наиболее распространенных причин курящие школьники называют следующие:
«Помогает снять напряжение» (63,0%).
«Хочу получить удовольствие» (36,7%).
«Втянулся, не могу бросить» (25,4%).
«Помогает уйти от реальности» (22,5%).

Нетрудно заметить, что все эти четыре мотивировки связаны с особыми внутренними психофизиологическими состояниями, которые и обуславливают потребность в курении. Более того, они и оказываются доминирующими на всех возрастных этапах от 7‑го к 11‑му классу.

Поскольку нас интересует здесь именно возрастная динамика, то возникает вопрос о возможных сдвигах в значимости тех или иных мотивировок курения. Как и следовало ожидать, наиболее существенные мотивационные сдвиги происходят в 9‑м классе (см. таблицу).

Выраженные возрастные изменения в значимости мотивировок курения среди учащихся (%)

Мотивировки 7‑й класс 9‑й класс 11‑й класс
Курят друзья 24,9 16,2 14,1
Облегчает общение со сверстниками 19,1 9,1 9,1
Запрещают курить 14,3 3,6 2,6
Чтобы не думали, что мне «слабо» 13,1 3,5 3,4
Позволяет выглядеть старше 12,0 5,4 3,8

Приведенные в таблице данные показывают, что, действительно, существенные сдвиги в мотивации курения происходят именно на рубеже 9‑го класса. Причем заметим, все мотивы касаются именно социально-психологических аспектов поведения. При этом можно выделить две содержательные группы мотивировок. Одна связана с чувством взрослости. Здесь и желание выглядеть старше, и стремление к самоутверждению как среди сверстников («не слабо»), так и среди взрослых (реакция на запрет). Подчеркну, что значимость этой группы мотивировок на этапе окончания основной школы сокращается в три раза, и они оказываются малозначимыми в общей структуре мотивации курения. Это позволяет сделать вывод о том, что курение как форма социального поведения, ориентированного на подтверждение чувства взрослости, перестает играть для подростка какую-либо важную роль уже на рубеже 9‑го класса.

Другая группа мотивов связана с поддержанием общения среди друзей и сверстников. Курение здесь выступает как один из параметров стиля социально-группового поведения, выполняя знаковую, символическую роль принадлежности к определенной субкультуре. Заметим, значимость этой группы мотивов курения также снижается к 9‑му классу. По всей видимости, в поддержании социально-группового общения в старшем школьном возрасте начинают играть более важную роль другие виды деятельности и формы проявления социальной активности.

Таким образом, при переходе к старшему школьному возрасту происходит потеря значимости (сворачивание, отмирание) социальных мотивировок курения. По сути, доминирующими остаются мотивировки, связанные с курением как средством улучшения психофизического самочувствия и эмоциональной саморегуляции. Но вместе с тем в педагогическом отношении крайне важно иметь в виду, что на более раннем этапе – этапе младшего подросткового возраста – именно социальные мотивировки играют важную роль в приобщении школьников к курению. Именно им и стоит уделять специальное внимание в психолого-педагогических профилактических программах по предотвращению курения среди младших подростков.

Рассмотрим, как реагируют на курение подростка его родители, учителя и сверстники. Говоря о взаимоотношениях со взрослыми, выделим четыре типа поведения:
1) сокрытие фактов курения от взрослых;
2) терпимое отношение взрослых к курению;
3) конфликты со взрослыми по поводу курения;
4) самоустранение взрослых («их это не интересует»).

Данные ответов школьников, касающиеся их взаимоотношений с родителями, показывают, что курящие девочки несколько чаще, чем мальчики, склонны прибегать к тактике сокрытия (35,2% и 29,2% соответственно). Характерно, что этой тактики в среднем стабильно придерживаются треть школьников и в 7‑х (34,5%), и в 9‑х (33,4%) классах. Заметно снижается их число лишь к 11‑му классу – до 28,7%.

Что же касается оценки учащимися непосредственно поведенческих тактик родителей, то здесь очевидны изменения именно на рубеже 9‑го класса. Во-первых, от 7‑го к 9‑му классу снижается доля тех школьников, кто указывает на возникновение конфликтов с родителями по поводу курения (27,2% и 19,9% соответственно). Во-вторых, растут указания на попустительскую тактику родительского поведения – «они относятся терпимо» (16,6% и 27,5% соответственно). Таким образом, в целом происходит существенная перестройка в реакции родителей на курение подростка. Проблема теряет свою аффективную значимость. Добавим, что тактика терпимого отношения становится доминирующей среди родителей старшеклас­сников (в 11‑м классе на нее указывают среди курящих школьников уже более трети – 35,8%). Это позволяет сделать вывод о том, что перестройка отношения родителей к курению подростка на этапе перехода в старшую школу, когда их отношение становится все более терпимым, оказывается значимым фактором, влияющим и на общий рост числа курильщиков среди подростков. В этой связи крайне важна психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике курения.

Между тем важно обратить внимание и на то, что схожие возрастные тенденции, только менее выраженные, отмечают школьники и при оценке реакций своих учителей на курение. Например, на возникновение конфликтов с учителями по поводу курения в 7‑м классе указывают 16,1%, в 9‑м – 13,2%, в 11‑м – уже 8,5%. И, напротив, последовательно от класса к классу увеличивается доля фиксирующих терпимое отношение учителей к курению (20,9%, 25,8%, 28,9% соответственно). Более того, если относительно своих родителей лишь 5,2% школьников-курильщиков указывают, что родителей проблема их курения не интересует, то в отношении своих учителей доля подобных ответов составляет 17,2%. Иными словами, каждый шестой из курящих учащихся фиксирует равнодушие учителей не вообще к проблеме курения, а именно к себе, к тому, что курит именно он – конкретный ученик. Здесь скорее проявляется более общая проблема отчуждения в отношениях «учитель – ученик». Подобное самоустранение педагогов от проблем курения школьников в общем контексте целей воспитания и конкретных задач по формированию здорового образа жизни малооправданно.

И, наконец, рассмотрим мнение курильщиков об отношении к себе одноклассников по поводу их курения. Здесь в качестве ответов предлагались различные варианты: «осуждение», «одобрение», «зависть», «равнодушие» и др. Следует заметить, что тактики сокрытия курения от одноклассников среди курильщиков придерживаются лишь немногие – в среднем 4,2%. Для сравнения скрывают, что они курят, от родителей и учителей в среднем 33,2% и 31,9% соответственно. Таким образом, для одноклассников поведение, связанное с курением, является практически открытым.

Осуждающие реакции на курение немногочисленны и составляют 3,4%. Несколько выше процент позитивных оценок («одобрение», «зависть»), которые суммарно составляют 13,2%.
В целом же доминируют нейтральные реакции на курение: «им все равно» (46,2%), «они считают, что это вполне нормально» (26,3%). Следует подчеркнуть, что с увеличением возраста курильщиков суммарная доля нейтральных реакций со стороны их одноклассников на курение заметно возрастает: в 7‑м классе – 56,1%, в 9‑м – 72,6%, в 11‑м – 77,4%. Таким образом, по мере взросления реакция на факты курения сверстников в подростковой среде теряет свою эмоциональную остроту.

Владимир СОБКИН, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием Российской академии образования, академик РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте