search
main
0

На дорогах наших дней

Смеемся и грустим, фантазируем и преображаемся

Если бы меня спросили, с чем у меня ассоциируется школа самоопределения №734, которая теперь носит имя Александра Наумовича Тубельского, в первую очередь я бы сказал: театр, лицей! Традиции отмечать лицейскую неделю в нашей школе уже более сорока лет, она связывает все времена и поколения учеников, учителей и выпускников школы, которые каждую осень собираются в родных стенах, чтобы окунуться в атмосферу Царскосельского лицея во времена его бессмертных выпускников – Пушкина, Горчакова, Кюхельбекера, Дельвига и остальных не менее известных поэтов и государственных деятелей.

Как ни странно, за все эти годы не было еще ни одного похожего друг на друга спектакля! Несмотря на то что история выпускников лицея уже давно написана и вплетена в жизнь Отчизны, каждый раз находится что-то новое, несказанное, нераскрытое, чем хотелось бы поделиться с каждым гражданином школы, будь то ученик, учитель, выпускник или родитель.

К примеру, в этом году на сцене мы буквально «оживили» Пушкина, а точнее его памятник на Тверской, через поэму Константина Арбенина «Пушкин мой» переместили его в современность и спели ему потрясающе искреннюю и пронзительную песню, уговаривая не ходить на Черную речку. А также устами младших лицеистов пообщались с философами древности, умами старших лицеистов поиграли в римский сенат времен правления Цезаря, где задали непростые вопросы о разнице между республикой и империей, а позже сбежали из лицея к веселым и бравым гусарам, где, перемежая истории о военных подвигах и свежих придворных анекдотах, порассуждали на тему чести и долга.

В предыдущие годы мы смотрели в прошлое глазами А.М.Горчакова, который в старости праздновал 19 октября в одиночку; проживали вместе с Петром Великим всю его жизнь начиная с самого детства, потешного полка и до основания Петербурга; собирались на фронт, шутили и подтрунивали друг над другом, смеялись, дрались понарошку и всерьез, любили своих братьев и дам, отстаивали честь и принципы, грустили, фантазировали и пели!

Да, традиционно каждый лицейский спектакль завершается двумя песнями… Когда актеры уже поклонились, последние аплодисменты стихли, к роялю подходит Маргарита Федоровна Головина – заслуженный учитель РФ, один из самых уважаемых педагогов нашей школы, носитель и основатель основных традиций, мудрая черепаха Тортилла, как она сама себя называет, звучат первые аккорды, весь зрительный зал встает, и все от мала до велика начинают хором и без запинок: «Шесть лет, шесть лет промчались, как мечтанье» на стихи Антона Дельвига… А потом Юлий Ким, «Девятнадцатое октября».

Единственное, что может помешать спеть эти заветные строки, – ком, стоящий в горле от ощущения той энергетики, которой в этот момент переполнен битком набитый актовый зал. Кажется, что все собравшиеся сливаются воедино в этих звуках, оставляют за дверями школы все, что их рознит, забывают всю мирскую суету…

Младшие дети, которые смотрят лицейский спектакль впервые, но которые уже с младших классов ждут волшебного преображения всей школы осенью и хотят быть частью этого волшебства; старшие дети, которые уже вошли во вкус, выучили бальные танцы и с нетерпением ждут возможности самим сыграть в спектакле и потанцевать на балу; учителя, которые, так же как и дети, ждут, играют в спектаклях, преображаются и танцуют на балах. Ну и выпускники, для которых и спектакли, и балы становятся глотком свежего воздуха, возможно, единственным за год, когда они могут «жить, как в оны дни»:

…жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви
И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистном
Девятнадцатого дня.

Я благодарю судьбу за то, что мне повезло пройти этот путь с самого начала, побывать во всех временах и во всех ипостасях – эту школу окончили мои родители, и любовь к лицею мне передалась с генами. Я был в начальной школе, наблюдал за преображением школы и ждал, когда в средней школе нас начнут пускать на спектакль, в пятом классе первый раз смотрел спектакль из зала, а уже с шестого регулярно выходил на сцену сам, участвовал в проживании сначала как лицеист, потом как дядька и регулярно танцевал на балах. В спектаклях играл сначала как младший лицеист, потом как старший, а после выпуска как профессор или гусар или играл совсем взрослых лицеистов после их выпуска. Ну а в этом году мне посчастливилось сыграть в лицейском спектакле роль режиссера-постановщика!

Количество испытанных на этом пути эмоций, счастливых моментов, историй, трудностей и их преодолений не перечесть – это отдельная священная и сокровенная жизнь внутри всей остальной. Она научила меня читать и понимать стихи, держать осанку, выбирать слова, охранять честь и достоинство, она расширила для меня и без того не узкий круг учителей, которые могут преподавать уроки жизни, сами ее уже покинув… Заканчиваю свой рассказ на той же ноте, которую нам завещал и Юлий Ким:

На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий,
Ты наш друг, ты наш учитель,
Славный пушкинский лицей.
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Безкорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.

Алексей ПРОКОПЬЕВ, режиссер школьного театра Школы самоопределения №734 имени А.Н.Тубельского

 

Комментарий

Мария КУЗНЕЦОВА, учитель начальных классов Школы самоопределения №734 имени А.Н.Тубельского:

– Система образования нашей начальной школы включает в себя уроки, построенные по принципам социоигрового стиля и театральной педагогики. Подобное занятие превращается в событие, присваиваемое каждым участником благодаря творческому действию и импровизации. В ходе такого урока должно быть задействовано одновременно интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие. Важно понимать, что это не разыгрывание сценок, не чтение по ролям, хотя и такие формы нам не чужды. Наши уроки подразумевают глубокое проживание материала.

К примеру, процесс изготовления бумаги на окружающем мире можно изучать, используя театральные упражнения в качестве инструмента. Дети смотрят научно-популярный фильм, а далее объединяются в команды, распределяют роли, задумываются, как воплотить дерево, пилу, целлюлозу, пресс, резак и т. д., и можно проиграть прямо на уроке технологический процесс от начала до конца. При таком подходе материал проживается при помощи воображения и двигательной активности, осваивается телесно и остается в памяти надолго как личный опыт, а не как навязанные академические знания. Кроме того, подобный вид работы приучает детей договариваться, распределять нагрузку, брать на себя ответственность, высказываться и слушать партнера, этого не достичь при традиционных формах урока.

Даже к изучению правописания буквосочетаний «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу» можно подойти творчески. Мы, используя методику М.С.Аромштам и собственные наработки, словно попадаем в страну удивительных чудинцев и пишем тексты о том, что едят чудинцы к чаю, рисуем чудные дома, крыши которых покрыты шишками, мастерим чудовищ и чучел. Здесь нет поделок по образцу и сочинений по плану, ребенок работает, опираясь на фантазию и игровую мотивацию, совершая собственные открытия. Подобные проекты практически всегда заканчиваются театрализованным действием. В данном случае устраиваются мастер-классы по изготовлению предметов чудинского обихода и показываются этюды из жизни чудинцев. Этим мини-спектаклям не предшествуют изнуряющие репетиции, поскольку постановки рождаются поэтапно непосредственно на уроках.

Также существует традиция выпускных спектаклей у четвертых классов. Уже были поставлены «Волшебник Изумрудного города», «Федорино горе», «Приключения Буратино» и множество других. Итоговые спектакли репетируются тщательнее, имеют более четкую структуру, нежели этюды, которые дети разыгрывают при изучении отдельных учебных тем. Однако и здесь основная задача не представить спектакль как продукт, а подготовить его вместе с ребятами: обсудить характеры героев, написать множество сочинений-рассуждений, чтобы понять мотивы их поступков, создать костюмы и декорации. В таком случае многодневная репетиционная работа многим представляется осмысленной, у ребенка появляются силы преодолеть часы подготовки.

Наши детско-взрослые проекты немыслимы без поддержки и участия родителей. Сейчас, когда проход в школу ограничен, мы грустим оттого, что нет возможности позвать их поучаствовать с нами в празднике по случаю завершения проекта, чтобы они поработали в подготовленных детьми мастерских или наравне с ребятами разыграли главу по прочитанной книге. Однако нашему школьному режиссеру А.В.Чалухиди уже не первый год удается поставить с родителями новогодний спектакль для ребят. В этот раз работали над постановкой «Часы рождественского эльфа» по сказке М.Голиковой. Для детей это всегда ценно – увидеть своих маму или папу на сцене, ощутить сопричастность, разделить значимое событие школьной жизни вместе с родным человеком.

Так от проживания рядовой учебной темы средствами театральной педагогики к постановке спектакля мы движемся по пути творческого личностно значимого образовательного процесса. Эти традиции были заложены при А.Н.Тубельском, директоре школы самоопределения с 1985 по 2007 год, и по сей день поддерживаются нынешними учителями, многие из которых являются его учениками. Также мы опираемся на разработки таких педагогов-новаторов, как Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Бу­ка­тов, В.С.Злот­ников, С.В.Реутский, А.Б.Никитина, Т.А.Климова и др.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте