Почти три года прошло после III Съезда профсоюза. Как выполняются принятые на нем решения? Что еще предстоит сделать? Предварительные итоги подвела на IV Пленуме заместитель председателя профсоюза Галина МЕРКУЛОВА.
Наш актив
Одно из несомненных достижений за этот период – удалось добиться повышения заработной платы работников отрасли в объемах, превышающих темп роста инфляции. Немало усилий пришлось приложить профсоюзу, чтобы сохранить право педагогов на досрочное назначение трудовой пенсии, перенести с 2003-го на 2005 год отмену коммунальных льгот сельским специалистам и предотвратить приостановку выплаты им повышенных на 25% ставок и окладов.
Наконец-то удалось привлечь внимание власти к проблеме межбюджетных отношений и четкого разграничения полномочий между центром, регионами и муниципалитетами в сфере образования. Первым конкретным шагом в этом направлении стал Указ Президента РФ № 1501 от 28.12.2001 г. «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования». В соответствии с ним Минобразованием России и профсоюзом были уточнены предложения по изменению порядка финансирования школ.
Госдумой в первом чтении принят проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений», внесенный президентом в декабре прошлого года. Он предусматривает передачу ответственности органам государственной власти субъектов РФ за финансирование учебного процесса, в том числе расходов на заработную плату в учреждениях образования.
Также в первом чтении Дума приняла предложенные Правительством РФ законопроекты по реформе государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с ними в Бюджетный и Налоговый кодексы должны быть внесены поправки, направленные на обеспечение соответствующих полномочий, в том числе в сфере образования, необходимыми доходными источниками.
В Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с февраля 2002 года, по предложению профсоюза внесены статьи, отражающие особенности бюджетных организаций. В частности, установлена дополнительная ответственность собственника (учредителя) за погашение долгов по зарплате и ее своевременное повышение. Прописано право бюджетников на приостановку работы в случае задержки заработной платы и получение денежной компенсации за каждый день просрочки.
Размеры ставок и окладов Единой тарифной сетки закреплены в качестве основных государственных минимальных гарантий по оплате труда бюджетников. Позднее это усилило позиции профсоюза при предъявлении требований Правительству РФ о необходимости сохранения этих гарантий в так называемой Концепции Починка.
Немало усилий пришлось потратить ЦК профсоюза, чтобы активизировать работу Минобразования в области охраны труда. В итоге разработана и внедрена система управления охраной труда в отрасли, принята отраслевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2001-2003 годы. Выделены средства на ее реализацию. Принимаются меры по проведению аттестации рабочих и учебных мест.
Развивается социальное партнерство. В рамках реализации ОТС Минобразования и профсоюз совместно разработали немало важных документов (подробнее об этом – на стр. 4-5).
Благодаря созданию Студенческого координационного совета профсоюза заметно вырос уровень информированности студенческих профкомов вузов. Молодежь стала активно участвовать в формировании предложений по усилению защиты социально-экономических интересов студентов.
Кадры решают все
От достижений Галина Меркулова перешла к проблемам организационного укрепления профсоюза.
– Внутрисоюзная работа, – подчеркивает Галина Ивановна, – не является самоцелью, она выступает как средство для обеспечения эффективной деятельности выборных профсоюзных органов. Чем активнее они работают, тем выше уровень защищенности членов профсоюза.
При подготовке к пленуму специалисты ЦК проанализировали состояние внутрисоюзной работы на основе объективных показателей: численность профсоюзных рядов, обеспеченность кадрами и система их обучения, результативность информационной работы, финансовое состояние организаций.
Как показывает анализ статистических отчетов по итогам 2002 года, ситуация с профсоюзным членством осложнилась. Если в 2000 году охват в целом составлял 87,6%, то на сегодня – 84,8%. Снижение численности произошло в 55 территориальных организациях из 78, от 5% до 23% по отдельным регионам. Конечно, этому есть объективные причины: сокращение количества первичек происходит в связи с закрытием школ и детских садов.
– Но есть и субъективный фактор, – говорит Галина Меркулова, – недостаточная работа с теми образовательными учреждениями, где нет профсоюзных организаций. Как иначе можно объяснить ситуацию в Калининградской области, где в 49% образовательных учреждений отсутствуют профсоюзные организации? В Коми и Карелии соответственно 41% и 35% учреждений, в Волгоградской, Ярославской областях – 23% и 16%.
Что касается обеспеченности кадрами территориальных комитетов профсоюза, то произошло незначительное увеличение численности сотрудников. На сегодня в аппаратах терркомов работают 553 специалиста, но в 19 комитетах нет освобожденных заместителей председателей, лишь в одной трети комитетов есть технические инспекторы, в 37 комитетах в штате нет юристов.
– Даже трудно представить себе, как можно в нынешних условиях профсоюзу выполнять свои защитные функции, не имея в штате юриста, – говорит Галина Меркулова. – Конечно, многие руководители, специалисты аппаратов привыкли совмещать все профессии сразу, работают «многостаночниками», но может ли такая ситуация продолжаться бесконечно?
По-прежнему проблемным в структуре профсоюза остается районное и городское звено. На сегодня лишь в 3 территориальных организациях 100% председателей городских и районных комитетов являются освобожденными: в Краснодарском крае, г.Москве, Республике Кабардино-Балкарии. От 50% до 73% – в Брянской, Владимирской, Воронежской, Кемеровской, Ленинградской, Московской, Омской, Свердловской областных организациях.
Не может не беспокоить и качественный состав неосвобожденных кадров, которые, как правило, – учителя, имеющие большую нагрузку в школе, либо сотрудники органов управления, а отсюда при всем желании не могут организовать эффективную защиту прав членов профсоюза.
Без отлаженной системы обучения и повышения квалификации добиться укрепления кадрового состава невозможно – это аксиома. Однако ряд территориальных комитетов вообще не занимается систематическим обучением освобожденных профсоюзных работников, а учеба актива сводится лишь к инструктивным совещаниям и информационным встречам. В профсоюзе на эти цели в среднем расходуется лишь 1% (!) от вала членских взносов. А в сметах Мордовской, Карачаево-Черкесской, Адыгейской, Архангельской, Карельской, Калужской, Кабардино-Балкарской, Калининградской, Ярославской организаций вообще не закладываются средства на обучение!
По предварительным расчетам специалистов ЦК, для того, чтобы создать систему повышения квалификации кадров, потребуется порядка 4-6% средств от валового сбора членских профсоюзных взносов.
Особое значение имеет работа с кадровым резервом. Сегодня есть территории, в которых эта работа приобретает системный характер: Тульская, Ростовская, Читинская, Брянская области и др. Интересен опыт Краснодарской организации, где несколько лет действует институт неосвобожденных заместителей председателей районных (городских) профорганизаций.
Информационная политика
Для пополнения рядов профсоюза и его укрепления большое значение имеет информационная политика. Ее формы, методы и средства определены в программе «Информационная работа в профсоюзе». Наиболее активно в реализации этой программы участвуют Вологодская, Саратовская, Иркутская, Нижегородская, Московская городская, Башкирская и Татарская организации, которые используют в своей деятельности все современные информационные средства. Они, как и Центральный комитет, открыли свой сайт в интернете.
– Но, к сожалению, говорить сегодня, что мы значительно продвинулись вперед в решении даже первой задачи – в обеспечении оперативного обмена информацией в рамках «ЦК профсоюза – территориальный комитет» – явно преждевременно, – предостерегает Галина Меркулова.
В 7 теркомах нет электронной почты. А там, где она есть, не хватает специалистов по информационным технологиям. Порой направляемые в регионы документы ЦК неделями накапливаются в компьютере, а сотрудники аппаратов ждут, когда к ним придет привлекаемый со стороны специалист и поможет открыть электронную почту. Какой уж тут оперативный обмен информацией!
Между тем практически у каждой территории есть возможность обучить профлидеров премудростям информационных технологий в одном из центров Федерации Интернет Образования, которые открываются по всей стране.
Уже третий год выходит газета «Мой профсоюз». Принимая решение о ее создании, ЦК поставил перед собой цель повысить уровень информированности первичек и привлечь в профсоюз новых членов. На сегодня тираж «МП» – более 15 тысяч экземпляров. В некоторых организациях газета уже стала практически «настольной книгой». Например, в Башкирской, где подписка составляет 1042 экземпляров, Тульской (881), Татарской (755), Ростовской – (603), Ставропольской – (581), Краснодарской – (513), Иркутской, Новосибирской, Читинской, Омской (около 500).
– При этом невольно возникает вопрос к руководителям организаций в Ярославской области, где подписка составляет только 8 экземпляров, – говорит Галина Меркулова, – Ивановской – 10, Тверской – 17, Калининградской – 7, Новгородской – 10, Челябинской – 19, Томской – 28. Может быть, они придумали другие, более эффективные, неизвестные нам формы повышения уровня информированности первичных организаций?
Очевидно, что проблема опять-таки упирается в деньги. Поэтому ЦК предлагает создать в территориальных организациях субъектов РФ фонды для реализации программы «Информационная работа в профсоюзе». Для этого, по предварительной оценке, необходимо предусмотреть 3-5% средств от вала членских взносов в зависимости от численности организации.
На что идут взносы?
– Какие бы проблемы внутрисоюзной деятельности мы сегодня не обсуждали, все они обусловлены финансовым положением профсоюза и тем, насколько эффективно и рационально используются имеющиеся средства, – подчеркивает Галина Меркулова. – Все прошедшие годы, рассматривая на очередных пленумах вопрос об установлении 4% отчисления членских взносов в ЦК профсоюза, мы одновременно принимали постановления о необходимости укрепления финансовой базы территориальных организаций регионов. Как же выполнялись эти решения?
Для сравнения были взяли финансовые отчеты за 1999-й, предсъездовский, год и за 9 месяцев 2002 года. Анализ показал, что в 29% территориальных организаций за этот период произошло снижение процента отчислений в республиканские, областные и краевые комитеты, в 37% отчисления остались на уровне прошлых лет и лишь в 34% произошло некоторое увеличение.
В 42% территориальных профсоюзных организаций на уровне обкомов, рескомов сосредотачивается от 4% до 20% профсоюзных средств. Свыше 30% средств перечисляется областным и краевым комитетам только в 5 территориях.
– Это не развитие, это стагнация, – констатирует Галина Меркулова.
Насколько рационально используются средства в профсоюзе? Сегодня в Липецкой, Волгоградской, Воронежской, Томской, Карельской, Кировской, Красноярской, Мордовской, Новгородской и Курской территориальных организациях 60% членских взносов и более расходуется на различные виды материальной помощи, а также проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий. А в целом по профсоюзу – почти 40%. На оплату же труда выборных профсоюзных работников и специалистов направляется только 30% средств, тогда как рекомендовано 35%.
По мнению Галины Меркуловой, это объясняется не только маленькой зарплатой учителей и воспитателей, но и позицией работодателей: руководители учреждений зачастую сознательно создают ситуацию, вынуждающую профсоюзные организации отвлекать средства на материальную помощь, проведение различных праздников и соревнований. Это неизбежно ведет к финансовому ослаблению профсоюза, меньше денег остается для выполнения главной задачи – защиты социально-трудовых прав работников отрасли. Именно на это должны работать членские взносы, а расходы на спортивные и культурные мероприятия нужно стараться перекладывать на плечи администрации, предусматривая их финансирование в соглашениях и колдоговорах.
– Пора сказать откровенно: сложившаяся практика распределения финансовых средств по уровням структуры профсоюза тормозит его развитие и негативно сказывается на результатах основной деятельности, – делает вывод Галина Ивановна. – Это уже сейчас проявляется в невозможности найти средства на оплату труда специалистов по правовой и экономической работе, технических инспекторов труда в целом ряде территориальных комитетов, в отсутствии освобожденных выборных работников во многих районных и городских профсоюзных организациях.
Промедление в решении финансовых вопросов ставит на карту судьбу нашего профсоюза. В нем могут начаться необратимые процессы, которые будут выражаться не только в сокращении численности, снижении эффективности работы выборных профсоюзных органов, но и в утрате авторитета профсоюза, в снижении уровня его влияния на характер принимаемых властью решений в социально-экономической сфере.
Необходимо в 2003-2004 годах принять конкретные меры по финансовому укреплению территориальных организаций для усиления кадрового состава, создания системы повышения квалификации профсоюзных кадров, для активного применения в информационной работе современных технологий. Поэтому мы и предлагаем создать на уровне субъектов РФ фонды для реализации соответствующих программ.
Подготовила
Комментарии