Сегодня необходимы специалисты, которые обладают метапрофессиональными компетенциями, такими как системное мышление, креативность, коммуникация, умение работать в команде. Поэтому очень важно развивать эти умения со школьной скамьи.
Человек тесно взаимодействует с окружающим миром. Важно понимать механизмы природных процессов и явлений, оценивать последствия влияния деятельности человека на природу и находить пути решения возникающих проблем. Именно поэтому одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная компетентность.
На уроках географии ребята с большим интересом выбирают оптимальный вид транспорта, которым можно добраться на курорт, рассчитывают местное время прибытия самолета в разные точки земного шара, определяют, сколько воды поглощает эвкалипт за год, и даже не замечают, что решают при этом математические задачи.
Отправляясь в виртуальный поход по местности, изображенной на топографической карте, ребята прокладывают маршрут, определяют места привалов и стоянок, в увлекательной форме учатся учитывать неровности рельефа, наличие воды, характер растительности и определять по карте стороны горизонта и азимут.
Задания по выбору места для постройки нового промышленного предприятия с учетом возможного экологического ущерба и максимальной экономической эффективности формируют у школьников комплексный подход к решению задач, требуют знания не только географии, но и химии, экономики, экологии, математики.
Ребята очень любят уроки-практикумы, на таких уроках время пролетает незаметно. Проведение химического эксперимента развивает у учащихся умение прогнозировать результаты, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, а также организовывать свою работу. В курсе 9‑го класса при изучении химии элементов предлагаются метапредметные текстовые задания, содержащие информацию о применении некоторых веществ в быту, что вызывает неподдельный интерес у учащихся. Настоящим открытием для ребят становятся задачи, в которых сообщается о роли отдельных химических элементов в живой природе и особенно в организме человека. Такая форма работы позволяет научить школьников извлекать нужную информацию, размышлять над содержанием текста, понимать его смысл и делать выводы.
Мы активно делимся своими наработками с учительским сообществом, размещая разработанные нами задания в МЭШ. Современные уроки все чаще носят интегрированный характер. И география неразрывна с историей, а также химией, физикой, биологией и английским.
Екатерина ЗАРЕНКОВА, учитель географии школы №1507;
Алвард ТУНЯН, учитель химии школы №1507
Комментарии