Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Теория и практика

Мыслить конструктивно и креативно

Функциональная грамотность: приближаем реальность
УГ - Москва, №02 от 12 января 2021. Читать номер
Автор:

Очень часто знания, которые дети получают в школе, не сопряжены с реальной жизнью, которая предстоит каждому школьнику. Школьники решают задачи, пишут традиционные сочинения. Порой учителя занимаются не только обучением, но и натаскиванием школьников, решая бесконечные тесты и задания по шаблону. А сможет ли ученик во взрослой жизни грамотно написать заявление, резюме, искусный пост в социальных сетях, разобраться, как управлять своими финансами, составить бюджет и личный финансовый план?

Как ученику мыслить конструктивно и креативно, когда он делает все в точности так, как ему сказали на уроке, не отклоняясь ни на шаг в сторону? Разве в жизни будет так же?

Весной 2020 года 8 команд, 56 педагогов нашей школы, приняли участие в Московской олимпиаде по функциональной грамотности для учителей, организованной Центром педагогического мастерства.

При решении заданий многие педагоги были несколько озадачены их формулировками, которые прямо указывали на прикладные, практико-ориентированные жизненные ситуации, реальные обстоятельства и условия, с чем мы постоянно встречаемся.

Тогда у них возник вопрос: нужны ли для решения этих заданий знания максимального количества фактов или они совершенно бесполезны? Вопрос спорный, однако очевидно, что первостепенное значение приобретает навык быстрого поиска информации, необходимой для решения конкретной задачи. Данное умение и лежит в основе функциональной грамотности человека.

Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности читательскую, математическую и естественно-научную грамотность, то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни, а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.

Прежде чем говорить о результатах развития функциональной грамотности обучающихся, нужно проработать этот вопрос с педагогами. Необходимо мотивировать их, показать, каким образом отличаются практико-ориентированные задания PISA от тех заданий, к которым они привыкли.

Школой были поставлены задачи повышения мотивации учителей к формированию высокого уровня функциональной грамотности у обучающихся, использования в учебном процессе задач по развитию функциональной грамотности, развития умения составлять такие задачи.

Для достижения высоких результатов функциональной грамотности в обучении школьников в нашей школе организовано системное обучение педагогов. Совершенствование профессиональных компетенций учителей в области развития функциональной грамотности школьников на уровне основного общего образования (на примере международных исследований PISA, ICILS, TIMS) происходит в Московском центре качества образования, а также на еженедельных онлайн-встречах педагогов школы.

В повестке встречи традиционным является вопрос по развитию функциональной грамотности обучающихся. Это школьная площадка, на которой учителя ведут прямой диалог друг с другом, предлагают новые задания, получают опыт решения и составления задач по функциональной грамотности.

Летом 2020 года группа учителей школы №384, участников Московской олимпиады по функциональной грамотности, начала работать над тем, как ввести в образовательный процесс задачи подобного характера.
Заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много.

Это вызвано тем, что их разработка связана с определенными трудностями, в ней нужно учесть много факторов: привязка к реальности, соответствие возрасту, объемное содержание фактов, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Разработка таких заданий, включение в ежедневную практику своих занятий стали первым этапом для проектной группы и дали старт созданию школьного банка задач по формированию функциональной грамотности.

На следующем этапе было важно включить полезные, проверенные практикой задачи в привычную ежедневную деятельность, сопоставить их с темами рабочих программ и возможностями учеников. Каждый урок с заданиями, развивающими функциональную грамотность: на разных предметах, за счет разных задач, разных видов деятельности, за счет моделирования «жизнеподобной» ситуации, применения предметных знаний и метапредметных умений на практике.

Результатом использования на уроках цифровых технологий, интерактивных занятий стали новые сценарии уроков наших учителей в Московской электронной школе.

Каждое задание в данных разработках содержит описание реальной ситуации в проблемном ключе и несколько вопросов, связанных с этой ситуацией, имеющих разный познавательный уровень. Включены задания, которые помогают формировать умение использовать знания для решения жизненных задач, развивающие активность и самостоятельность обучающихся, вовлекающие их в поисковую деятельность. Таким образом, реализован еще один важный этап проекта.

Эффективность обучения функциональной грамотности мы видим в достижениях школьников. В их результативности на олимпиадах, проектных и исследовательских конкурсах, международных диагностиках. А главное – в приобретении навыков для жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы они ни занимались.

Мы надеемся, что благодаря использованию в учебном процессе (на уроках и во внеурочной деятельности) задач по развитию функциональной грамотности нашим ученикам понравится искать самостоятельные решения, мыслить оригинально, а не по шаблону.

Игорь ЛБОВ, учитель истории школы №384 имени Д.К.Корнеева; Ирина ОБЫНОЧНАЯ,заместитель директора школы №384 имени Д.К.Корнеева


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt