search
main
0

Мыслить формами, красками, звуками…. Без прекрасного нельзя

​Чтобы оценить значение творчества в жизни ребенка, давайте определим это понятие. Творчество – это процесс созидания качественно новых материалов и духовных ценностей. Основным критерием, отличающим творчество от изготовления (производства), является уникальность его результата.

По мнению К.Д.Ушинского, на развитии фантазии, творчества, «самобытности художественного способа освоения мира» основано и строится эстетическое образование и воспитание.Что значит эстетически воспитанный человек? Это человек, который умеет воспринимать красоту окружающей природы; человек, который любит искусство и умеет видеть вокруг себя много красивого, может быть, для других и незаметного в повседневной жизни; человек, которого радостно волнуют славные дела и благородные поступки людей.Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка. Подлинное богатство духовной культуры в основе своей всегда имеет эту способность.Зрительные впечатления играют особую роль в познании окружающей нас действительности. Поэтому большое значение имеет воспитание у ребенка наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчет в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предмете, что способствует эстетической восприимчивости. Необходимо систематически поощрять ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами. Надо раскрыть глаза ребенку на разнообразие и богатство форм и цветов в природе, в окружающей его жизни.Большие возможности для развития эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. В своем рисунке, даже самом наивном и беспомощном, ребенок воспроизводит свои представления, свои знания о предметах, явлениях и событиях, свои наблюдения над окружающим. Чтобы нарисовать тот или другой предмет, ребенок должен припомнить и зрительно представить себе его характерные особенности; чтобы изобразить какое-нибудь событие, надо как-то расставить изображаемые предметы и персонажи в рисунке, найти персонажам соответствующие костюмы, движения. Процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические.Наряду с рисованием дети любят лепить. Лепка связана с реальной объемной формой, поэтому процесс лепки бывает понятнее и доступнее ребенку, чем даже процесс рисования. Ребенку легче в лепке передать характерные особенности птички, животного, человека.Увлекает детей оформление и украшение конкретной вещи (декоративное рисование), когда эта вещь находит применение в быту. Изготовление простейшей елочной игрушки из папье-маше, новогодних украшений – декоративных цепочек, гирлянд – связано с разнообразными, вполне доступными детям трудовыми процессами. Это лепка, выкладывание простейшей бумажной формы по пластилину, роспись и монтаж игрушки из таких материалов, как обрезки ткани, бумага, фольга, сухоцветы, перья, шишки, скорлупа грецкого ореха. Использование этого бросового материала, который дети охотно собирают и коллекционируют, дает широкий простор декоративному творчеству.

Открыть перед детьми дверь в удивительный мир, в котором мы живем, в мир творчества, знаний, увлечений, чувств помогает нам искусство. Умелое, тактичное, вдумчивое отношение к детскому творчеству – это, пожалуй, самая важная методическая основа работы педагога, воспитателя, учителя. И как же светятся глаза детей, соприкасающихся с искусством, и как ребята сами хотят создать нечто прекрасное! А мы, взрослые, можем им в этом помочь.

Инна САХАРОВА, учитель изобразительного искусства школы №1210

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте