Подводя итоги года в выпускных классах, все мы тщательно проверяем, нужны ли какие-то дополнительные меры, нет ли чего-то необычного, читаем инструкции и советуемся с завучем. Бывает, что год завершился нормально, никаких экстренных ситуаций не возникло, школьники выходят на финишную прямую. Если ученик допущен к экзаменам, то хотя бы на оценку «удовлетворительно» он их сдаст. Если есть серьезные проблемы с успеваемостью, допуска к экзаменам может и не быть.
Для многих родителей и детей это оказывается откровением, следовательно, классному руководителю следует заранее объяснить им, что говорит закон. Молодая учительница задала мне наивный вопрос: сколько раз нужно объяснять одно и то же? Ответ прост: столько, сколько понадобится. Не следует удивляться тому, что не все поняли вас с первого раза. Лучше повторять простые истины на каждом родительском собрании в течение всего учебного года.
Бывает, что с успеваемостью в классе порядок. Но дети, даже довольно большие, остаются детьми. «Почему сегодня нет Пети?» Мальчики рассказывают: прыгнул со второго этажа на спор, сломал ногу, гипс на шесть недель. На дворе апрель.
Приходят две мамы, у которых дочери попали в больницу, после операции будут месяц лежать. Завуч предупреждает: один ученик победил во Всероссийской олимпиаде и уехал представлять нашу страну на международной олимпиаде. На дворе май.
Согласно постановлению Министерства образования экзамены сдают все выпускники, независимо от обстоятельств. Я расписываю график работы. С больными все понятно, когда появятся, тогда и будем готовиться. Оценку за год можно выставить по итогам трех четвертей. Если кто-то из детей не успеет вылечиться, на экзаменах рядом будут находиться классный руководитель, дежурный учитель, в коридоре – кто-то из родных. Мне приходилось принимать экзамены у детей, которые только что выписались из больницы; дежурить в классе, где дети с травмой позвоночника писали изложение, стоя на коленях или лежа на жесткой лавочке, специально принесенной в кабинет. Бывало, что ребенок или его мама падали в обморок от напряжения. Честно говоря, если в течение года не было проблем с успеваемостью, я бы освободила их от экзаменов.
А еще написала бы особое постановление по поводу немногочисленных детей, которые принимают участие во всероссийских и международных олимпиадах. Как правило, их уже приняли в какой-либо вуз без экзаменов. Это очень способные дети, они, безусловно, сдадут школьные экзамены с отличными результатами. Школа организует отдельные комиссии, утрясет сроки. Мой ученик приедет с международной олимпиады к середине июня. И тут же ему придется писать изложение, математику, сдавать экзамены по выбору, причем в основном он будет это делать не со своим классом, а либо в одиночестве, либо с теми, кто только что вышел из больницы. Но зачем подвергать такому напряжению юных гениев, которые уже так много сделали во славу страны? Подросток, занявший первые места в соревнованиях такого высокого уровня, заслуживает особый аттестат зрелости. По-моему, ему нужно дать грамоту, премию и отправить отдыхать. Самый серьезный экзамен в школьной жизни он уже сдал.
Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130, Новосибирск
Комментарии