search
main
0

Мышление начинается с удивления. Технология проблемно-диалогического обучения и развития младших школьников

Приоритетной на сегодняшний день становится цель развития личности младшего школьника на основе ведущей деятельности. Это означает проектирование развивающей социально-культурной среды, способствующей возникновению в развитии ребенка следующих значимых изменений:- на основе познавательного интереса, с которым ребенок приходит в школу, формируются учебно-познавательная активность и интерес к исследованию;- самостоятельность ребенка дошкольного возраста преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности.

Именно начальное образование должно обеспечить необходимый на последующих этапах обучения уровень развития умственных сил учащихся, их познавательной деятельности. Очевидно, что для достижения этой цели должны быть созданы определенные педагогические условия. Безусловно, общим необходимым условием является организация развивающего обучения, поскольку, обеспечивая полноценное усвоение знаний, оно формирует учебную деятельность школьников. Ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные мотивы: учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда (напряженных поисков, преодоления сложностей, прохождения пути от озарений и догадок до решений). Это становится возможным в процессе творческого взаимодействия учителя и ученика на каждом уроке, активизации познавательной деятельности учащихся с помощью определенных методов и приемов. Мощный источник мотивации познавательной деятельности школьников – создание проблемных ситуаций в обучении и использование в работе проблемно-диалогической технологии, имеющей когнитивный характер и обеспечивающей творческое усвоение знаний, ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей.Важным оказывается реализация метапредметного подхода в обучении. Общеизвестна идея отечественного психолога В.В.Давыдова, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить. Метапредметный подход соединяет в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. На основе интеграции учебного материала обучение строится таким образом, чтобы сделать ученика полноправным участником процесса познания, когда ребенок не только усваивает конкретные предметные знания, но ищет пути решения тех или иных задач, промысливает каждый свой шаг, как бы заново открывает определенные знания и понятия. В результате формируется новый способ мыследеятельности: умение организовывать и вести диалог, способности проблематизации, целеполагания, постановки задач, поиска и рефлексии средств их решения. Процесс познания становится поистине творческим, личностным, вызывающим такие чувства, как озарение, радость только что сделанного открытия, удовлетворение, уверенность в своих силах.Познавательная деятельность учащихся активизируется на различных этапах урока, на уроках разного типа и на любом предметном содержании с помощью определенных методов и приемов.В сфере моих педагогических интересов находится вопрос активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «открытия» нового знания, поскольку этот процесс организуется посредством сочетаний методов, приемов, заданий, вопросов. Этап введения знаний – наиболее сложная (и творческая!) часть подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная, а порой нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию вышеуказанных способностей учащихся, их познавательной деятельности. В своей работе по данной проблеме я исхожу из двух основных идей:1) необходимости использования проблемно-диалогической технологии введения новых знаний;2) необходимости реализации метапредметного подхода в обучении.Существует три основных метода постановки учебной проблемы:1) побуждающий от проблемной ситуации диалог;2) подводящий к теме диалог;3) сообщение темы с мотивирующим приемом.Существует три основных метода поиска решения учебной проблемы:1) побуждающий к проверке гипотез диалог;2) подводящий от проблемы диалог;3) подводящий без проблемы диалог.Их сходство заключается в том, что все эти методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов в характере учебной деятельности школьников. Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности; подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.В своей работе использую все вышеуказанные методы постановки учебной проблемы и поиска ее решения. Обязательными условиями использования вышеперечисленных методов и приемов являются:- организация восприятия через зрительные, слуховые и тактильные (в некоторых случаях) ощущения ввиду особенностей развития детей младшего школьного возраста;- учет уровня знаний и опыта детей;- доступность, то есть разрешимая степень трудности;- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений – правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.Рассмотрим, как перечисленные выше методы постановки учебной проблемы, ее решения и приемы активизации познавательной деятельности учащихся реализуются на практике.Побуждающий диалог1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.Данный метод постановки учебной проблемы требует последовательного осуществления следующих педагогических действий:- создания проблемной ситуации;- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;- побуждения к формулированию учебной проблемы;- принятия предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы. 2. Побуждающий к гипотезам диалог.Данный метод поиска решения требует осуществления следующих педагогических действий:- побуждения к выдвижению гипотез;- принятия выдвигаемых учениками гипотез;- побуждения к проверке гипотез;- принятия предлагаемых учениками проверок. Представлю используемые мной в процессе обучения приемы создания проблемных ситуаций и диалогический выход из них.I. Одновременное предъявление противоречивых фактов.Урок математики по теме «Числа и цифры. Римские цифры» (1-й класс).На доске вывешены рисунки с изображением одной, пяти, девяти геометрических фигур (например, кругов). Под каждым из них записано число предметов на рисунке с помощью римских цифр, цифр народа майя и арабских. Создание проблемной ситуацииУчитель: В одной старинной книжке Петя увидел рисунки. Рассмотрите их. По каким признакам можно разбить рисунки на группы? (По цвету, размеру фигур и по их количеству.) Осуществим деление рисунков по количеству фигур. (Предъявление первого факта.)Ученики считают число фигур на рисунках. Выполняют разбиение.Учитель: Посмотрите на записи под рисунками в каждой группе. (Предъявление второго факта.) Что вы заметили?Учащиеся отвечают, что записи под рисунками разные, а число фигур одно и то же.Учитель: Подумайте, что могут означать записи под рисунками? (Побуждение к осознанию противоречия.)В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что записи могут означать числа, записанные разными знаками (цифрами).Учитель: Какова же сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)Дети отвечают, что темой урока является изучение чисел и цифр.Диалогический выход из проблемной ситуацииУчитель: Какая же разница между числом и цифрой? (Побуждение к выдвижению гипотез.)Практическая проверка осуществляется в ходе выполнения заданий учебника. Затем учитель дает небольшую историческую справку, отметив, что считать люди научились давно, а записывать числа цифрами стали гораздо позже. Далее учитель предложит ряд римских цифр и ознакомит с ними ребят, заметив при этом, что известные детям цифры называются арабскими, а цифры, в записи которых используются точки и палочки, принадлежат народу майя.Прим. ред. Другие приемы создания проблемной ситуации, а также полный текст статьи Анны Слинченко опубликованы на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте