search
main
0

Мышка бежала, хвостиком махнула…

Нужны ли современным детям сказки?

Теперь уже не только русская классическая литература находит противников, но и русские народные сказки. Вот что прочла в одном из комментариев на фильм «Морозко», который был размещен в Интернете: отец девочки-подростка считает, что дочери точно не следует ни читать эту сказку, ни смотреть всем известную экранизацию.

Алиса КИЙЧЕНКО читает сказки детям

 

Родитель полагает, что если в современном мире следовать тем ценностям, которые заложены в образе положительной героини Настеньки, то никакого счастья не получишь. Комментатор имеет в виду жениха-царевича, коробы богатства, шубы, роскошные повозки. Все это, по его мнению, получит нагловатая и уверенная в себе Марфушка. Да, она не красавица, но умеет себя подать, такая девушка в современных реалиях обратится к специалистам, подправит все свои недостатки, включая фигуру, лицо, косу… А вот если следовать примеру Настеньки, трудиться не покладая рук, учиться рукоделию, отвечать смирением и покорностью на хамство, то это прямой путь в лузеры. И пишет человек это очень убедительно и аргументированно: «Я просто считаю такие сказки вредными для молодых девушек, которые потом будут всю жизнь несчастны, следуя примеру Настеньки».

С подобными суждениями встречаться приходится постоянно. Мне захотелось узнать мнение на этот счет учителей, родителей, лингвистов.

Вот как высказался Георгий Топчиянц, учитель русского языка и литературы:

– Устаревшие народные сказки – это вообще нонсенс. Фольклор – это культурная база и основа литературы. Устареть может техника. А люди остались теми же – страдающими, наивными, ожидающими чуда.

Филолог считает, что иногда путают устаревшее с архаикой. Но, по его мнению, древность в сказаниях как раз усиливает сказочность.

– Поэтика сказок вшита в литературную ткань: «Жили-были дед да баба». Вслушайтесь! Это же поэтическая строка. Ассонанс и аллитерация в одной короткой строчке. Детское ухо очень чутко к поэтической музыке. Народные сказки – это наши мифы, дающие человеку представление об окружающем мире, о природе. А троекратное повторение, которое есть почти в каждой сказке, – та же самая музыка, умиротворяющая и успокаивающая. У каждого народа есть свои сказки, то есть свой национальный код, свои музыка, звучание, образы. Русские народные сказки входят в национальную идентичность, и категории полезности или актуальности к ним просто неприменимы, – делает вывод Георгий Топчиянц.

Многие родители разделяют эту точку зрения. Молодая мама Алиса Кийченко рассказала мне о том, как читает сказки своим двоим детям:

– Русские народные сказки – это кладезь мудрости, проверенной временем. Короткие для малышей, с простым сюжетом, понятными персонажами. Первое, что читаю детям, – это, конечно, «Колобок». У нас она самая любимая! Там лиса, заяц, кот. Всех животных ребенок знает. Смешные и комичные ситуации ему легко пересказать, понять их смысл. Конечно, есть простонародные и устаревшие слова. Но ведь всегда рядом родители, которые объяснят их смысл, ответят на вопросы. «Заяц и избушка», «Журавль и Цапля», «Кот и Лиса», «Курочка Ряба» – все это мы с раннего возраста читаем и перечитываем. Моим детям особенно запомнилась сказка «Кот и Лиса». Как мужик принес Кота в лес и оставил его на погибель. Но тот не просто выжил, а стал в страхе держать весь лес. Разве подобные ситуации не встречаются у людей сплошь и рядом? А «Гуси-лебеди»? Это так сочно написано, так пробуждает детское воображение! Народные сказки дети слушают, а потом и сами начинают читать с радостью.

Лингвист Ангелина Габедава считает, что народные сказки – это первый и лучший учебник жизни для детей. По нему ребенок познает, как себя вести в обществе, как относиться к животным, к природе:

– Сказки учат сопереживать, формируют в детях весь спектр чувств. Кроме того, это своеобразный мостик между поколениями, по которому передается накопленная веками мудрость.

Много написано исследований о русских народных сказках. И «Курочка Ряба» в своей простоте и видимой незамысловатости преподносит важную житейскую мудрость, которая потом помогает человеку справляться с самыми сложными ситуациями. Причем в ней двойное значение. С одной стороны, золотое яичко – это солярный символ, такой же вечный, как само солнце, вокруг которого строится вся жизнь. И человек не властен изменить вселенские законы. Таким образом ребенок получает представление о законах бытия. С другой стороны, прелесть народной сказки в том, что она без назидательности внушает нормы поведения среди людей, дает подсказку, как себя вести в той или иной ситуации. Например, сложные жизненные ситуации иногда стоит, как сейчас принято говорить, отпустить. Вот бил-бил яичко проблем дед, потом бабка била-била. Но все без толку. И вот пришла мышка, махнула хвостиком, яичко упало и разбилось. Все мгновенно разрешилось.

В русских народных сказках все имеет значение, и часто именно маленькая мышка решает глобальную задачу. Приходит понимание, что нельзя обижать слабого и маленького, именно он в дальнейшем может помочь: укажет верный путь, скажет нужное заклинание. А еще русские народные сказки учат эффекту бумеранга, о котором сейчас модно говорить. Зло обязательно вернется, как и добро. Причем маленькое добро может вернуться в троекратном размере. Так же как и походя причиненное кому-то зло обернется страшной бедой. Помощь может прийти оттуда, откуда ее не ждешь, это постоянно твердят современные психологи. В русских народных сказках такая истина – лейтмотив. Так что же там устарело?

Большинство людей понимают ценность нашего фольклора. Татьяна Макеева из Москвы оставила в соцсетях такой комментарий: «Сказки – это определенная шифровка. Мы ее понимаем не сразу. Сколько всего было сохранено для нас в волшебных сказках, до сих пор еще не все расшифровано!»

Так что, читая малышу русские народные сказки, мы подключаем его к базе всех знаний, которые накопили наши предки за многие и многие поколения. И ничего в них нет устаревшего.

Ольга БОТКИНА, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте