search
main
0

Мёд в помощь! Как оживить умирающую деревню

Существует очень устойчивое мнение, что российская деревня живет только благодаря школе, и если образовательное заведение закрыть, то можно поставить крест и на целом населенном пункте, ибо народ оттуда тут же начнет уезжать. Не спорю, в ряде случаев это действительно так и есть. Но гораздо чаще люди уезжают из сел и деревень по куда более банальной причине – там попросту негде работать, а значит, не на что содержать семью. В этом смысле очень показателен опыт «реанимации» умирающей деревни Малый Турыш, что в 200 км от Екатеринбурга. Еще сравнительно недавно ее считали абсолютно бесперспективной, ибо молодежь разъехалась по городам, оставив стариков доживать жизнь «на природе». И вот…

Еще в 2006 году семье Санжаповых в наследство от деда достался участок земли с домом и пасекой. Глава семейства Равиль Рафаилович не решился продавать это богатство, однако, чтобы содержать хозяйство, ему пришлось перебраться из города в деревню. Ежегодно пчелы приносили несколько центнеров меда, но куда его девать, было не вполне понятно. Пасек в области хватает, мед не в дефиците, возить на рынок за тридевять земель – себе дороже. Самим столько не съесть,  к тому же старшая дочь Гузель вообще не любит мед. Но именно она и предложила выход из положения.- Я узнала, что еще в старину на Руси люди практиковали технологию взбивания меда в кремообразную массу, – рассказывает Гузель. – В процессе взбивания нарушается структура этого продукта, в результате чего он не засахаривается и приобретает, как мне кажется, более приятный вкус. Вот в таком виде я его как-то могу употреблять. Да и люди такую сладость покупают более охотно.Однако это было только начало. Дело в том, что Гузель решила обратить в плюсы то, что другие принимают за минусы. Деревня в дремучей глубинке? Отлично, значит, здесь чистый воздух, а в лесах полно ягод. Что, если добавить в мед землянику, чернику, клюкву, бруснику или облепиху? И что, если не разливать готовый продукт по большим емкостям, а фасовать его по небольшим баночкам с красивыми этикетками? Методом проб и ошибок были определены наиболее ходовые рецепты. Другой бы на этом и остановился, но Гузель пошла дальше. Ягоды – это ведь далеко не все, что предлагает нам родная природа. В лесу и на лугах растут сотни видов лекарственных растений, которые во все времена люди использовали для приготовления различных чаев. Что мешает предложить покупателям не просто взбитый мед с ягодами, а замешать его с мятой, чабрецом, душицей и так далее? Количество вариаций здесь, согласитесь, колоссальное!И вот тут мы подходим к самому главному. Как известно, русский человек неистощим на самые оригинальные идеи, а вот с их реализацией – проблемы. То нет средств, чтобы начать дело, то есть деньги, но нет рабочих рук, то есть все, кроме стимулов что-либо делать… – В деревне живет моя бабушка Хамаира Фатыхова, – говорит Гузель. – Она, как и большинство жителей Малого Турыша, на пенсии, а что это значит, объяснять не нужно. Так вот я предложила им: давайте вы будете собирать ягоды и травы, а я буду у вас покупать их за хорошую цену. В результате люди нам приносят ежедневно по 5 литров свежайших ягод и честно зарабатывают до 1000 и более рублей. Причем летом на заготовках заняты отнюдь не только пенсионеры – к делу активно подключаются их дети и внуки, приходят люди и из соседних деревень. Часть из них заняты в процессе производства – следят за аппаратами, взбивающими мед, добавляют в него различные ингредиенты (ягоды или травы), разливают по баночкам, наклеивают этикетки и пр. Для этого пришлось построить отдельное помещение, где разместили миксеры, дегидраторы, специальное оборудование для обработки недозрелого, жидкого, меда и так далее. Часть ягод сушат, чтобы использовать их круглый год, поэтому предприятие работает бесперебойно.Скептики возразят, мол, нереально все начать с нуля, не имея ни копейки. Да, Санжаповы признают: пришлось на начальном этапе вложить в дело некоторую сумму собственных сбережений, где-то порядка 200 тысяч. Но…- Мы предвидели, что на закупку оборудования и постройку производственных помещений нам потребуется более значительное количество средств, – делится секретом Гузель. – Однако сегодня существуют интернет-площадки, которые позволяют монетизировать идеи еще до стадии их реализации. Например, российская краудфандинговая платформа Boomstarter, которая уже помогла привлечь более 300 миллионов рублей от 167 тысяч спонсоров и реализовать около полутора тысяч проектов. Все достаточно просто: излагаешь суть идеи, расписываешь всю экономику, объясняешь, что и для чего нужно, а люди читают и, если видят, что идея здравая, жертвуют, кто сколько может. Для покупки оборудования нам было нужно около 150 тысяч. Мы собрали почти полмиллиона. На строительство цеха по производству крем-меда просили 150 тысяч, удалось собрать 650 тысяч. Что удивительно, на определенном этапе проект привлек внимание иностранных спонсоров. Сегодня за рубежом очень модно питаться экологически чистой пищей, а также поддерживать предпринимателей, которые заняты в ее производстве. Поэтому были гранты и по «международной линии». Впрочем, Санжаповы рассудили, что не стоит превращать сбор средств в самоцель и гнаться за инвестициями любой ценой. По их мнению, социальное предпринимательство – это прежде всего именно социальное, а уже потом  предпринимательство. Трудоустройство жителей села, облагораживание территории Малого Турыша, ремонт домов и тому подобное куда важнее капиталов. С другой стороны, бизнес есть бизнес, и если его вообще игнорировать, дело очень скоро развалится, а на одном энтузиазме деревню не поднять. Поэтому приходится придумывать что-то новое, перспективное и оригинальное. Так, возникла очень простая и в то же время необычная идея: а если предложить клиенту не какой-то один продукт, своего рода микронабор – деревянную ложку, в углубление которой налита застывшая карамель со все теми же ягодами и травами? Налил в чашку кипяток, опустил ложку, помешал – и вот перед тобой ароматный и полезный напиток! За эту идею, кстати, моментально ухватились менеджеры компании «Unilever Россия». С ними Гузель заключила контракт о поставке чайных ложечек с карамелью для бренда Lipton. Теперь коробки с пакетиками знаменитого британского чая будут комплектовать отечественным натурпродуктом. А параллельно идет сбор средств на строительство в Малом Турыше карамельной фабрики, для чего нужно еще минимум 2 миллиона. Но, учитывая то, что предыдущие краудфандинги были весьма успешны, можно надеяться: скоро помимо медов с природными наполнителями тут начнут производить леденцы на палочках, в которых также будут присутствовать собранные в окрестностях села ягоды земляники, черники, облепихи, а может, и другие плоды. – Мы поставили перед собой сверхзадачу: сделать так, чтобы деревня развивалась и становилась комфортной для жизни, – подчеркивает Гузель Санжапова. – Для этого создали программу развития населенного пункта и шаг за шагом ее реализуем. Да, в этот проект уже вложено немало средств и нервов. Но я понимаю, что эти вложения – все в собственное будущее. И несмотря на то что я на 100 процентов считаю себя городским жителем, вполне допускаю, что через какое-то время могу всей семьей перебраться в деревню на ПМЖ.P.S. Вы скажете: как-то тут все слишком благостно, глянцево, так не бывает! Если честно, то, по словам Гузель, ей не раз приходилось слышать в свой адрес злые упреки и даже прямые обвинения, дескать, вот она какая, современная бизнес-молодежь, взяла в оборот стариков, эксплуатирует их, наживаясь на чужом труде, да плюс еще и христарадничает на всяких интернет-площадках, выпрашивая деньги, чтобы получать еще больше выгоды. И даже местная администрация настроена как-то уж чересчур скептически, мол, если уж мы однажды поставили крест на этой деревне, то не имеет смысла оживлять умирающего и помогать тому, кто пытается это сделать, приговор подписан и обжалованию не подлежит. Хуже того, даже в самом Малом Турыше встречаются люди, которые подходят к Гузель и прямо заявляют: вот ты тут такая добрая, всем местным дома ремонтируешь за свой счет, детскую площадку построила, почему бы тебе не поставить мне пластиковые окна просто так? И что им ответить? Что конкретно эти люди не собрали для производства крем-меда ни одного стакана ягод, не откликнулись ни на один призыв поучаствовать в проекте? На самом деле российское село будет жить и развиваться только тогда, когда каждый его житель будет что-то делать для его развития. И помогать тем, кто хоть что-то делает. А ждать милостей от властей и жаловаться на жизнь – это политика, мягко говоря, неконструктивная. К сведениюКраудфандинг (от англ. сrowd  – «толпа» и funding  – «финансирование») – коллективное сотрудничество людей (доноров, вкладчиков, пожертвователей), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей (владельцев, создателей стартап-компании, проекта) или организаций (реципиентов).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте