search
main
0

Мяч в игре. Пионербол в детском саду

Методическая разработка «Пионербол в детском саду» рекомендована для детей 5-7 лет. Цель данной разработки – формирование психофизических качеств ребенка-дошкольника посредством командной игры пионербол.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Этому способствуют подвижные игры, которые служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания психофизических качеств.

Значительное место в двигательной деятельности дошкольника отводится обучению играм с мячом. Еще в древние времена эти игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Римский врач Клавдий Гален прописывал игры с мячом своим больным в качестве лекарства. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития ребенка-дошкольника. Игры с мячом – это не только развитие ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса радостных эмоций и переживаний. Игры-эстафеты, подвижные игры с элементами спорта дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи. Непременное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед командой, умения считаться с другими детьми. Дети приучаются самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваются высоких личных результатов, заботятся об общекомандном результате и стремятся к творчеству в игре.

Среди таких игр можно выделить пионербол. Эта игра – разновидность волейбола. Основное его техническое отличие от классического волейбола заключается в том, что мяч в процессе игры берется в руки. Соответственно подача, пас партнеру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском.

Цель – формирование психофизических качеств ребенка-дошкольника посредством командной игры пионербол.

Задачи:

– Дать детям представление о сущности игры в пионербол, ее правилах.

– Изучить основные методы, необходимые для проведения игры в пионербол: формировать у детей навыки передачи, ловли мяча и умение применять эти навыки в игровой ситуации.

– Формировать умение выбирать целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

– Развивать зрительное и слуховое восприятие, умение детей ориентироваться на площадке.

– Повышать уровень работоспособности организма ребенка.

– Воспитывать волевые качества ребенка и дружеские отношения, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь команде в сложных ситуациях.

– Развивать интерес к физической культуре и приобщать к спорту.

Пути  реализации:

– создание условий для организации игры,

– мониторинг физической подготовленности детей,

– проведение плановых физкультурных занятий,

– совместная работа детского сада  и семьи по воспитанию здорового ребенка,

– взаимодействие детского сада с социумом.

Ожидаемый результат:

Положительные изменения  в состоянии физического и психического здоровья детей.

Краткая характеристика и описание правил

Пионербол  – один из вариантов игры в волейбол по облегченным правилам.

Цель игры – перебросить мяч на сторону противника так, чтобы он опустился в пределах площадки.

Подготовка к игре

Игра проводится на волейбольной площадке или в физкультурном зале, разделенной сеткой или шнуром, который натягивается на высоте 130-150 см. В игре участвуют 2 команды по 6 (8) человек в каждой. Игроки располагаются в две линии на своих сторонах площадки (рисунок 1 во вложенном файле).

Распределение игроков на команды

Распределение игроков на команды может осуществляться разными способами. Ниже приведены несколько из них, но педагог может придумать свой вариант.

По расчету. Производится расчет по два, соответственно игроки № 1 оказываются  в одной команде, № 2 – в другой.

По выбору капитана (2 способа).

1.       Назначаются два капитана, которые выбирают себе команду на свое усмотрение.

2.       Деление проводится в форме игры. Все игроки делятся на пары, кроме капитанов. Каждый игрок в паре зашифровывает свое имя, называясь фруктом, овощем, птицей, игрушкой и т.д. (например, апельсин и мандарин, мотоцикл и машина и т.п.), затем предлагают капитану сделать выбор, задавая вопрос: «Что ты выбираешь – апельсин или мандарин?». Выбранный капитаном игрок становится членом одной команды, соответственно, другой игрок переходит в другую команду.

По цвету. Дети делятся на две команды в соответствии с цветом своей футболки.

Правила игры

1.      «Мяч в игре». Одна из команд по жребию начинает игру с подачи из-за лицевой линии (на начальном этапе обучения  подачу можно производить  с любого места площадки).

2.       «Мяч в поле». При подаче мяч должен перелететь на противоположную сторону  площадки (касание сетки мячом допустимо). Если мяч опустился в пределах площадки одной команды, то противоположная команда получает 1 очко.

3.       «Аут». Мяч, брошенный игроком одной команды и ушедший за пределы площадки, засчитывается в пользу противоположной команды. В случае касания его игроком, очко присуждается нападающей команде.

4.      «Три касания мяча». Игрок, поймавший мяч, может выполнять передачу другому игроку своей команды, тот еще одну для нападающего броска другому игроку.

5.       «Переход игроков». Игроки одной команды перемещаются на своей стороне площадке по часовой стрелке после потери противоположной командой права подачи мяча. На начальном этапе обучения игроки передней и задней линий могут меняться самостоятельно или по указанию педагога.

6.      «Замена игроков». Замену игроков в командах можно производить неограниченное количество раз.

7.       «Партия». Играют 3 партии (исключение, когда счет по партиям 2:0). Игра в каждой партии идет до тех пор, пока одна из команд первой не наберет 15 очков. Смена сторон площадки производится после каждой партии.

Методика обучения игре

Игра пионербол включена в программу средних школ по физической подготовке. Но после диагностики «Школы мяча» в нашем детском саду у детей были отмечены высокие показатели. В связи с этим мы решили ввести в программу по физической культуре детского сада обучение игре пионербол.

Обучение элементам игры начинается в средней группе, входит в основную часть занятий по физической культуре. Но наиболее эффективными считаются специально организованные занятия. Они строятся в соответствии с общими принципами физкультурного занятия, состоят обычно только из упражнений и игр с мячом. Каждое такое занятие проводится с учетом возрастных особенностей, физических возможностей и двигательных навыков детей. Данный вид занятий приближен по форме к спортивным развлечениям.

Прежде всего, необходимо научить детей реагировать на свисток и жесты судьи (рисунок 2 во вложенном файле).

Подвижные игры с элементами пионербола

Приучать детей к пониманию сигналов следует в игровой форме. Этому содействуют подвижные игры с элементами пионербола.

На начальном этапе это различные подвижные игры с мячом, способствующие освоению техники ловли и передачи мяча. Например, «Подбрось и помай» (подбрасывание и ловля мяча с хлопком, с поворотом), «Поймай и передай» (передачи в парах, держа мяч двумя руками снизу, от груди и т.д.), «Мой веселый, звонкий мяч» (отбивание мяча об пол двумя руками и одной, ловля мяча после отскока от пола) и другие.

Гонка мячей по кругу

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. У игроков, оказавшихся в круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размера. По свистку все начинают передавать мячи друг другу (в одном направлении), стараясь догнать другой мяч. В финале раздается свисток и показывается жест, означающий окончание игры.

10 передач

Дети  становятся  тройками на расстоянии  2 м друг от  друга (см рисунок 3 во вложенном файле). У каждой тройки по мячу. По свистку они передают мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его. Побеждает тройка, быстрее сделавшая  10 передач   мяча   без  падения   его   на  землю. Игра останавливается свистком. Победителя игры определяют по жесту судьи  –  взмах  руки в сторону выигравшей тройки.

Кого назвали, тот и ловит

Дети становятся в круг, в центре которого стоит ребенок с мячом (см. рисунок 4 во вложенном файле). Он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается  мяч. Тот должен поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч становится в центр круга. Выигрывает тот, кто ни разу не уронил мяч или, если таковых  нет,  тот, кто уронил его наименьшее количество раз. В случае если ребенок не смог поймать мяч, раздается свисток и показывается жест – согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу.

Мяч капитану

Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает  капитана. Команды становятся  в  колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на  расстоянии 2-3 м от нее (см. рисунок 5 во вложенном файле). По  свистку   судьи   капитан  передает  мяч первому  игроку  колонны, который ловит  его, передает  капитану  и  приседает. Капитан  таким же образом передает мяч второму, затем третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Выигрывает  команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, он должен сбегать за ним, вернуться на свое место и передать мяч капитану. Игра останавливается свистком. Команда-победитель определяется по жесту – взмах руки в сторону выигравшей тройки.

Мяч через сетку

Дети становятся парами напротив друг другу и по свистку выполняют передачи через сетку (веревку) разными способами, стараясь не уронить мяч. Побеждает пара, выполнившая наибольшее количество передач мяча  без  падения  его на землю. В финале раздается свисток и показывается жест, означающий окончание игры.

Горячий мяч

Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По свистку они выполняют быстрые передачи мяча друг другу (кроме соседних игроков) любым способом. Если игрок долго держит мяч (по усмотрению судьи), то он выбывает из игры (раздается свисток и судья показывает жест –  согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу). Игра идет до тех пор, пока не останется один ловкий игрок (жест судьи в сторону победителя). Окончание игры сопровождается продолжительным свисток и жестом скрещение рук над головой.

Попробуй, отними

Дети располагаются по кругу на расстояние вытянутых рук. Выбирают водящего, который выходит в середину круга. Стоящие игроки в кругу начинают перебрасывать между собой волейбольный мяч. Выполнять передачу соседним игрокам запрещается. Водящий старается перехватить мяч, находящийся в воздухе или хотя бы дотронуться до мяча рукой. Если водящему удалось это сделать, на его место идет тот игрок, который последним бросил мяч, а водящий становится в круг (раздается свисток и судья показывает жест – переход игроков). Победителями становятся те игроки, которые ни разу не оказались на месте водящего.

Организация турнира по пионерболу

Уже традиционными в нашем детском саду стали турниры по пионерболу. Они приобщают детей к занятиям физической культурой, популяризируют данный вид спорта и позволяют подвести итоги учебных занятий. В соревнованиях могут принимать участие все дети, поскольку правила игры позволяют делать замены игроков. В качестве болельщиков выступают родители воспитанников.

Сценарий спортивного праздника для детей 6 -7 лет

Звучит спортивный марш. В физкультурный зал входят  команды и выстраиваются на противоположных сторонах площадки.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем детском саду проводится турнир по пионерболу, в котором будут разыгрываться золотой и серебряный кубки. В  соревнованиях участвуют две команды – «Олимпийцы» и «Спартак». Капитанам команд предоставляется право поднятия флага Чувашской Республики.

Звучит гимн Чувашской Республики. Капитаны поднимают флаг Чувашской Республики.

Ведущий: Турнир по пионерболу открыт. Представляю вам членов судейской коллегии. Главный  судья соревнований – Лариса Владимировна, инструктор по физической культуре нашего детского сада. А помогать судить ей будут воспитатель Лидия Ивановна и папа Паши Кулагина, Сергей Николаевич.

Судей приветствуют громкими аплодисментами.

Ведущий: Ребята, сегодня вас поддержать пришли и активные болельщики.

Болельщики команды «Олимпийцы»: Дружнее нашей группы не найти,

Хоть всю планету обойди!

Болельщики команды «Спартак»: Желаем победы,

Стремитесь вперед!

Успехов, спартанцы,

Удача вас ждет!

Ведущий: Соревнования будут транслироваться по телевидению. С минуты на минуту должен появиться корреспондент спортивной передачи «Быстрее, выше, сильнее!»

Неожиданно раздается звук мотора. В зале появляется Карлсон в роли телевизионного корреспондента с видеокамерой или фотоаппаратом в руках.

Карлсон: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Пролетал я мимо, гляжу, собралось много народу в физкультурном зале. Что у вас за праздник?

Ответы детей.

Карлсон: Замечательно! Я сниму сюжет о вашем спортивном празднике, и вы сможете посмотреть его по телевизору.

Ведущий: Итак, пора начинать соревнования. Слово для приветствия предоставляется командам.

Капитан команды «Спартак»: Команде «Олимпийцы» физкульт …

Игроки  (вместе): Привет!

Капитан команды «Олимпийцы»: Команде «Спартак» физкульт …

Игроки (вместе): Привет!

«Спартак»: Мы соперникам своим

Очень твердо говорим:

«Вас мы не боимся,

И с вами мы сразимся!»

«Олимпийцы»: Мы ребята смелые,

Ловкие, умелые.

Вас тоже не боимся,

К победе мы стремимся.

Ведущий:  А теперь приступим к разминке!

Команды располагаются на своей половине площадки. Под веселую музыку проводится разминка.

Задания для разминки:

1)      ходьба по кругу;

2)      ходьба на носках, пятках;

3)      бег по кругу;

4)      подскоки;

5)      бег с захлестом голени назад;

6)      прыжки на двух ногах врассыпную;

7)      ходьба гусиным шагом.

Специальные упражнения волейболистов (в кругу):

1)      и.п. – о.с.

1-2 – подняться  на носки, руки через стороны вверх (вдох)

3-4 – опуститься, руки также вниз (выдох)

2)       и.п. – о.с., руки сцеплены в замок перед грудью

1-      выворачивая  ладони руки вперед

2-      и.п.

3-      4- тоже вверх

3)      и.п. – стойка ноги врозь, руки к плечам

1-      поворот туловища направо

3-      4 – тоже влево

4)       и.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе

1-4 – круговые движения стопой правой ноги, поставленной на носок

5-8- тоже левой

5)   и.п. – полуприсед ноги врозь, руки на коленях

1-4 – круговые движения коленями внутрь

5-8- тоже наружу

6)  и.п. – сидя ногами в круг, держась за руки

1-2- лечь на спину, не расцепляя рук

3-4- сесть  в и.п.

7)      и.п. – стоя в кругу, руки положить на плечи соседа. Выполнять прыжки

на двух ногах с преодолением сопротивления и переходом на ходьбу

8)  Дыхательные упражнения.

Ведущий:  Провели разминку ловко!

Приступаем к тренировке!

Раз, два, раз, два

Начинается игра!

Проводится игра «Пионербол» по предусмотренным правилам. Для того чтобы участники  и болельщики могли следить за ходом игры, вывешивается табло, на котором отражается счет. После каждой партии можно производить замену игроков в командах с таким расчетом, чтобы все дети, даже физически слабо подготовленные, могли принять участие в соревнованиях.

Протокол соревнований

Название команды

1 партия

2 партия

3 партия

Очки

12

Общий счет 2:1 (в пользу команды «Олимпийцы»)

После окончания игры под звуки спортивного марша игроки обеих команд выстраиваются на своей половине площадки для подведения итогов соревнований.

Игроки (вместе): Ура!

Главный судья объявляет победителей соревнований и переходит к награждению. Обе команды награждаются кубками турнира. За I место вручается золотой кубок, а за II  – серебряный. Каждый игрок также награждается «сладкими» медалями.

Ведущий: Спустить флаг соревнований предоставляется лучшему нападающему игроку команды «Олимпийцы» Яне Хорьковой и лучшему защитнику команды «Спартак» Карине Обориной.

Лучших игроков в командах выбираются сами дети.

Карлсон: Ребята, мне очень понравилось у вас на празднике. Но мне пора спешить на студию, чтобы передать спортивные новости на телевидение. А вечером вы  увидите себя в телевизоре. До встречи на  экране!

Дети прощаются и под звук мотора Карлсон улетает.

Ведущий: Праздник завершить,

Пора пришла сейчас.

Но  хочу я пожелать

Каждому из вас –

Занимайся волейболом,

Греблей, плаваньем футболом,

Змеев пестрых запускай,

Езди на велосипеде

И всегда стремись к победе.

Сильным будь на радость всем,

Славный маленький спортсмен!

Праздник заканчивается исполнением песни «Физкульт-ура!».

Записанная на видеокамеру игра в пионербол монтируется на CD-диск в виде спортивных новостей с красочной заставкой. В роли ведущего передачи «Быстрее! Выше! Сильнее!» выступает Карлсон.

После дневного сна для детей, родителей организуется просмотр спортивной передачи, во время которого транслируется видеозапись игры, демонстрируются интересные моменты, запечатленные на фотоаппарат. Ребенок может не только посмотреть игру, но и оценить свои тактические действия, возможно, заметить допущенные ошибки. Родители имеют возможность сравнить умения своих детей с умениями других ребят для продолжения дома физкультурно-оздоровительной работы, начатой в детском саду.

Несмотря на то, что пионербол стал проводиться в детском саду сравнительно недавно, нововведение уже дало положительные результаты. Во-первых, занятия пионерболом помогли укрепить основные группы мышц детей и в целом снизить заболеваемость. Во-вторых, наши воспитанники научились действовать сообща в команде. В-третьих, во время игры дети научились тактическим действиям, что в свою очередь способствует развитию смекалки и сообразительности.

Формы работы

Для координации всей работы  выбраны  следующие формы совместной деятельности  всех участников образовательного процесса (см. таблицу «Формы работы» во вложенном файле).

Ежегодно я  выступаю  на заседании Совета педагогов  по вопросам физического воспитания детей посредством подвижных игр. Проводятся консультации для воспитателей по ознакомлению с правилами игры пионербол, семинары, практикумы по обучению жестовой системе и ее использованию во время проведения подвижных игр.  В группах оформляются  информационные уголки для родителей.

Воспитатели проводят одно физкультурное занятие на воздухе по закреплению основных видов движений по календарному плану, согласованному с инструктором по физической культуре. В летний период организуются тренировочные игры на воздухе.

На специально организованные занятия по обучению игре пионербол, при проведении открытых соревнований в детский сад приглашаются родители не только как зрители, но и в качестве непосредственных участников. Просмотр данных мероприятий служит эффективным средством для повышения родительской самооценки, усиления близости между родителем и ребенком. Это положительно влияет на атмосферу в семье. У родителей возникает желание участвовать в подобных семейных состязаниях и мероприятиях, в республиканских играх «Папа, мама, я – спортивная семья»,  изменяется система отношений, которые строятся на понимании потребностей ребенка: в двигательном рационе, эмоциональном выплеске, формируются отношения равноправия и партнерства. Данные изменения в системе «родитель-ребенок», конечно, в свою очередь сказываются и на дальнейших успехах ребенка во всех сферах его развития: физической, интеллектуальной и личностной.

Лариса Тимофеева, инструктор по физической культуре Центра развития ребенка – детского сада №156 города Чебоксары Чувашской Республики, победитель XIV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Презентация к материалу доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/39686970001/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%9B.%D0%92.rar.html

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте