search
main
0

«Мы знаем, как»

Развитие личностного потенциала педагогов и школьников - залог прогресса

«Испытания делают нас сильнее. Каждому учителю важно уметь управлять собой, быть в ладу с миром, научить этому ребенка и поддержать его. Мы знаем, как развивать эти навыки. У нас есть методики, которые подтверждены практикой, есть программы для педагогов. И мы верим в ценность того, что делаем и уже сделали!» – с этих слов Петра Положевца, исполнительного директора благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» началась II Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

Стоит отметить, что Программа по развитию личностного потенциала реализуется фондом с 2018 года. На данный момент в ней участвует более тысячи образовательных организаций из 20 регионов РФ. Ее цель – помочь ребенку научиться управлять своими внутренними ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими, ставить цели и быть ответственным за свою жизнь. Программа создает условия для формирования индивидуальной траектории социализации каждого ребенка, его гармоничного развития с учетом имеющихся способностей и ресурсов, обеспечивает ему психологическую поддержку.

Сквозной темой конференции стала мотивация. Что движет нами на пути изменений и личностного развития? Как помочь ребенку и педагогу найти в себе желание, настойчивость прилагать усилия и двигаться к намеченной цели?

– Выдающийся физик Альберт Эйнштейн говорил: «Нельзя использовать старые карты, чтобы исследовать новый мир», – подчеркнул в своем выступлении председатель Экспертно-стратегического совета, научный руководитель фонда «Вклад в будущее», академик РАО Александр Асмолов. – Реализуя программу развития личностного потенциала, мы создаем новые карты. Для нас очень важны слова знаменитого психолога Виктора Франкла: «Кто знает зачем, найдет любое как». Но не стоит забывать и предостережение русского поэта Александра Галича: «Бойся тех, кто скажет: «Я знаю, как надо!»

Речь академика изобиловала многочисленными цитатами, меткими афоризмами, оптимистичными утверждениями и даже вредными советами для педагогов – в стиле Григория Остера.

Несколько иным по содержанию был доклад руководителя направления «Методология и оценка» Программы по развитию личностного потенциала фонда «Вклад в будущее» Елены Дирюгиной. Она рассказала о результатах реализации программы, полученных в ходе исследований, проводимых на протяжении трех лет.

– Мы начали с обучения управленческих коллективов и педагогов, чтобы через них влиять на результаты ребенка, – сообщила Елена Георгиевна. – Нас интересовало, как коррелируют итоговые результаты с тем, что было замерено на выходе. Конечно же, корреляция не то же самое, что причинно-следственные связи, тем не менее важно понять, в каком направлении идут изменения у участников программы. И вот что мы видим.

Исследования управленческих команд по целому ряду показателей свидетельствуют о прогрессивных изменениях практически по всем пунктам. Так, снизилась установка на неизменность интеллекта, люди поняли, что, как говорил психолог и педагог Алексей Леонтьев, «способности сами по себе важны, но гораздо важнее способность управлять способностями». Повысилась позитивная мотивация – когда мы понимаем, что делаем нужное и важное дело. По всем показателям жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска) наблюдается уверенный рост. То же самое касается ответственности, толерантности к неопределенности, самоэффективности, системной рефлексии.

Несколько иную динамику продемонстрировали педагоги, участвующие в программе. Здесь положительные сдвиги заметны по 4 из 10 исследуемых характеристик. Это касается имплицитной теории интеллекта, профессиональной мотивации, жизнестойкости и стиля педагогического общения. Отрадно, что учителя от деспотического, требовательного, отстраняющегося и выжидающего стилей все чаще переходят к объясняющему, направляющему, подстраивающемуся и вовлекающему. Также налицо преобладание установки на рост, а не данность (уход от догмы «что дано с рождения, того не изменишь!»), повышение мировоззренческой активности (формирование собственной картины мира), активная жизненная позиция.

– Правда, что касается корреляции личностного потенциала педагога и результатов учащихся, то тут стойкая взаимосвязь наблюдается конкретно в плане развития внутренней мотивации к обучению, – отметила Елена Дирюгина. – Тем не менее она есть, и уже это говорит о главном: позитивные изменения в личности учителя приводят к тому, что дети с бо́льшим интересом начинают относиться к учебе.

Что же касается развития так называемых 4 «к» (критическое мышление, коммуникативность, креативность и кооперирование), то были сравнены группы учащихся, где работают подготовленные нами педагоги, с группами, где таковых нет. Как оказалось, очень многое зависит от возраста детей. В 4‑м классе, например, статистических различий нет, в 5‑м они уже появляются, в 7‑м классе их становится еще больше, а в 8‑м наблюдаются стойкий рост по всем четырем компетенциям.

– Вывод напрашивается сам собой: чем более творческая среда создана в образовательной организации, чем больше там педагогов с высоким уровнем развития личностного потенциала, тем более высокий уровень креативности демонстрируют дети, тем выше уровень их мотивации, тем интереснее им учиться и развиваться. Поэтому мы хотим, чтобы таких учителей и таких школ стало больше! – заключила Елена Дирюгина.

Андрей НЕСТЕРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте