search
main
0

Мы завоевываем позиции на международном уровне

​Вадим ГРИНШКУН – проректор МГПУ по программам развития и международной деятельности. Такого управленца в прошлые годы в университете не было, поэтому сразу возник вопрос: чем же занимается Вадим Валерьевич, что входит в сферу его деятельности? С этого вопроса и начался наш разговор с ним.

– Да, традиционно всегда были проректоры по научной работе, по учебной работе, но проректора по программам развития в МГПУ до этого не было. Что касается международных программ, то здесь все более или менее понятно – речь идет о международном сотрудничестве, о наших международных контактах с зарубежными коллегами и партнерами, о программах развития университета – думаю, нам всем еще предстоит определить, что надо сделать в этой области. Программы развития МГПУ – это развитие нашего университета изнутри. Мы многоплановая организация, сферы деятельности МГПУ очень велики, они выходят за рамки собственно университета. Если взять научную составляющую, то она у нас очень мощная, а результаты проводимых в МГПУ научных исследований влияют на всю систему педагогического образования России, да и не только образования. За рамками наших исследований иногда остаются проблемы развития самого университета как организации, занимающейся подготовкой студентов, здесь еще многое предстоит сделать. К этому можно как угодно относиться, в некоторых случаях это называется инновационной деятельностью, но речь идет о расширении университета, о дальнейшем его становлении, о совершенствовании внутренних программ, направленных на повышение качества обучения и воспитания наших студентов в первую очередь. Я четко представляю, что наша международная деятельность связана с нашим внутренним совершенствованием, то есть, развивая нашу международную деятельность (а она вроде бы по своей природе внешняя), мы развиваем и деятельность внутреннюю.- Какими вы видите программы развития университета, в чем уникальность МГПУ?- Я работаю в МГПУ уже тринадцать лет, а это немалое время для того, чтобы понять структуру университета, его специфику. За последние годы в МГПУ произошло много изменений, преобразований – мы приняли в свой состав другие вузы, сохранив при этом свою самобытность, свой статус. Твердо убежден, что основной наш потенциал, залог нашей стабильности и мощи – это кадровый состав университета. Университет обладает уникальным коллективом преподавателей и сотрудников, уникальным по своему научному потенциалу, образовательному потенциалу, по спектру тех видов деятельности, которую мои коллеги осуществляют. Мы особое учебное заведение и с точки зрения инфраструктуры. МГПУ – городской вуз, но при этом мы всегда позиционировали и позиционируем его как вуз с федеральной мощью, потому что нас знают не только в Москве, но и в России, и за ее пределами. Постепенно происходит то, чего мне всегда хотелось, – люди уже практически везде и всегда отличают нашу аббревиатуру «МГПУ» от других, похожих. Мы давно с этим сталкивались: бывало, приезжаешь в другую страну, говоришь, что ты из МГПУ, а тебя переспрашивают, уточняют. Сейчас говоришь «МГПУ» и слышишь: «А, знаем, это городской педагогический…» На самом деле это один из важнейших результатов нашего труда. Люди могут не знать, какие у нас здания, инфраструктура, но они знают наших студентов, преподавателей, наши работы. У нас работают известные педагоги и ученые, авторы учебников, академики, члены-корреспонденты, причем разных академий – Российской академии художеств, РАН, Российской академии образования. Не каждый вуз может этим похвастаться. Я считаю, что это самый главный наш резерв, в нем «зашит» ответ на первую часть вопроса. Развивать нужно в первую очередь кадровый состав университета, осуществлять всяческую поддержку фундаментальных, прикладных, инициативных, плановых исследований, которые ведут в МГПУ. Они по большей части направлены на совершенствование систем подготовки студентов, а это то, ради чего наш университет живет. Мы всегда решали очень важную задачу подготовки учителей для системы образования Москвы. Мы эту задачу решаем и будем решать, но надо этот спектр деятельности расширять, мы ведь, по сути, готовим специалистов для социальной сферы Москвы, отчасти и для здравоохранения, и для системы кадров – наши выпускники всегда пользовались спросом, то есть вектор развития университета должен быть направлен на развитие разных программ.- Изменилась ли, на ваш взгляд, роль учителя в образовательном пространстве, насыщенном цифровыми технологиями? Как педагогу соответствовать достаточно жестким требованиям XXI века?- Это очень серьезный вопрос, потому что здесь есть две существенные проблемы. С одной стороны, есть проблема недостаточной информатизации – людям кажется, что учителя недостаточно пользуются информационными технологиями. Часто можно услышать: «У нас нет компьютеров», «У нас не работает Интернет», «Я не умею этим пользоваться». А проблема-то не в этом! Сейчас все больше школ, насыщенных цифровым оборудованием, все большее число педагогов используют его на занятиях. Но остаются две главные проблемы. Первая – проблема низкой готовности педагогов к обучению детей с использованием этих самых компьютерных технологий. Вдумайтесь: учителя умеют пользоваться компьютерными технологиями, но не умеют учить с их помощью, а любой человек должен уметь осуществлять свою профессиональную деятельность, повышая ее эффективность с помощью компьютерных технологий. Я мог бы привести массу примеров, когда педагог имеет и умеет использовать компьютерные технологии, но при этом эффективность, качество учебного процесса снижаются. То есть лучше бы он их не использовал, потому что не знает всех тех приемов, областей потребностей, с учетом которых можно использовать новые технологии. Это первая проблема, очень существенная, важная, которую наш университет, кстати, пытается решать. На всех направлениях подготовки будущих педагогов идет соответствующий учебный процесс. Вторая проблема – низкое качество содержательного наполнения (содержания) тех электронных ресурсов, электронных изданий, которые сейчас есть. Педагог, может, и рад бы использовать такие издания и ресурсы, а их качество не позволяет это сделать. Есть очень много фатальных ошибок, которые часто бывают незаметными (внутренние логические противоречия, безграмотность элементарная), которые губят те электронные ресурсы, которые сейчас есть везде, и если вы будете их использовать, только испортите учебный процесс, а через него испортите ребенка, студента – это очень важные последствия, не учитывать которые нельзя. Мы часто приводим пример – есть великолепный электронный ресурс по истории «Сражение на льду Ботнического залива», там эффективно используют технологии мультимедиа, это технически очень хорошо выполненный ресурс, преподавать с ним – одно удовольствие, но… Ботнический залив назван на экране Ботаническим. Понятно, что после этого школьники так и будут писать, так и будут думать. Такие, казалось бы, мелкие ошибки перечеркивают все. Поэтому педагогу, прежде чем в соответствии с требованиями XXI века прийти в класс и отвести ребенка к компьютерной технике, нужно очень хорошо подумать, все взвесить, понять все плюсы и минусы этого процесса и только после этого начать обучение с использованием тех или иных специфических (электронных) средств обучения.- Что дают международные программы в современном вузе студенту и преподавателю?- Ответ на этот вопрос по идее очевиден – весь мир сейчас основан на интеграции и кооперации. Кстати, те компьютерные технологии, о которых я говорил, сейчас способствуют такой интеграции – благодаря Интернету, наличию сетей, коммуникаций, наличию электронной почты контакты студентов со студентами, преподавателей очень сильно увеличились. Сейчас гораздо легче общаться на английском, языковой барьер уже не такая проблема благодаря электронным переводчикам, и образование тоже должно быть в этой стезе – стезе международной. Вся система образования к этому идет: двухуровневая система, Болонский процесс – попытки интегрироваться в общемировую систему образования. При этом, конечно, нам надо не потерять свое лицо, ни в коем случае не потерять качество и эффективность нашего исторически сложившегося образования. Надо сказать, что это очень сложная дилемма, но наличие международных контактов позволяет расширить содержание образования, мы можем ознакомить наших студентов с большим количеством педагогических приемов, областей педагогической деятельности, сделать будущих профессионалов более современными, ознакомить их с новейшими образцами информационных и других технических новаций, которые сейчас использует весь мир. Это, естественно, ускорит и прогресс в нашей стране, поскольку через школьников мы вырастим членов нашего общества, которые интегрированы в мировое техническое, научно-техническое пространство. А для преподавателей такие контакты полезны с двух сторон: мы и сами можем много чего показать миру – большинство наших преподавателей, сотрудников общаются со своими зарубежными коллегами, международное сотрудничество не стоит разделять с внутрироссийским, коллектив университета часто принимает участие как в научных конференциях за рубежом, так и в международных конференциях по России. Мы приглашаем в университет коллег, недавно у нас прошла такая серия лекций с приглашением иностранных преподавателей. Это очень важный фактор обмена и фактор демонстрации наших новых передовых технологий и подходов к образованию вне университета. Преподаватель ведь не только выступает со своим докладом на конференции, но и слышит там много нового, за счет этого совершенствует свои исследования, используя не только международный опыт, но и замечания и предложения, высказанные ему во внешней среде, а это очень важно. Ну и, конечно, нам очень важно развивать обучение наших студентов за рубежом и обучение иностранных студентов у нас. Такой опыт у университета есть, но он крайне незначителен по сравнению с другими аналогичными вузами. Формально мы региональный вуз, но, с другой стороны, у нас есть большой потенциал, которым могли бы пользоваться иностранные студенты. К нам все чаще обращаются зарубежные вузы, в том числе из дальнего зарубежья, с просьбой оказать им содействие в обучении и стажировке у нас, в знакомстве с нашими образовательными программами. Это очень важный фактор, нам нужно решить все технические, содержательные, организационные проблемы, для того чтобы это направление нашей работы расширялось. Думаю, мы обязаны все сделать и для того, чтобы наши студенты могли не только участвовать, скажем, в конференциях, но и проходить за рубежом стажировки, обучаться там, получать дополнительные дипломы. Есть программы двухдипломной подготовки, нужно посмотреть, что мы там можем сделать, это было бы только в плюс университету, повысило бы престиж МГПУ в глазах будущих абитуриентов. Это означает, что к нам пришли бы наиболее сильные выпускники школ, а это обучение на более высоком уровне. Все это взаимосвязано и взаимоувязано, все это очень важные факторы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте