search
main
0

«Мы зациклились на степени нездоровья». Кафедры педагогики и психологии: чем теперь заниматься?

В октябре этого года в Уфе прошло Всероссийское совещание-семинар заведующих кафедрами педагогики и психологии педагогических вузов «Роль кафедр педагогики и психологии в реализации программы модернизации педагогического образования». В нем приняли участие представители многих университетов страны.

Сегодня, как и остальные педагогические вузы России, Башкирский государственный педагогический университет включился в программу модернизации системы образования. По словам его ректора Э.Х. Хамитова, в этом сложном процессе особая роль отводится кафедрам психологии и педагогики. Именно они являются ядром педагогического вуза, вокруг которого объединяются все другие кафедры.

На совещании-семинаре присутствовали и читали доклады известные педагоги страны, круг затронутых вопросов был достаточно широк: от педагогической и психологической подготовки современного учителя до вопроса о возрождении общественных организаций содействия образованию. Вице-президент РАО, академик-секретарь Отделения психологии РАО Д.И. Фельдштейн подробно рассказал о приоритетных направлениях психолого-педагогических исследований. «Одно из направлений связано с поддержкой духовного и физического здоровья детей. Я хотел бы подчеркнуть: именно здоровья, а не только изучения степени нездоровья. Мы зациклились на этом. На инвалидности, различных патологиях, на задержках и отклонениях. Имеется немало работ, посвященных путям формирования готовности к профессии педагога, определению специфики личности и деятельности современного учителя, особенностям его развития. К сожалению, значительно меньше исследованы возможности достижения психологической зрелости».

– В значительной степени утеряны критерии научной работы, – отметил также докладчик. – Например, сегодня простое обобщение большого материала преподносится не как лаборантский, а как исследовательский труд… Сегодня нередко на простую защиту задается два-три вопроса, в том числе и не по существу исследования. Кроме официальных оппонентов, выступают один-два человека, и начинается процедура голосования. Он воззвал к чести рецензентов, оппонентов, ученых, ставящих свою подпись на отзывах к диссертациям, с предложением серьезно отнестись к этой проблеме. К сожалению, на совещании-семинаре тема не получила дальнейшего развития.

Зав. кафедрой педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор А.П. Тряпицина подробно говорила о недавнем значимом в развитии европейского образования событии – Болонском процессе. Л.А. Трубина, начальник учебно-методического управления Московского педагогического государственного университета, вела речь, в частности, о сокращении Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, что создает известные трудности. Например, предполагается как один из профилей в профильном обучении выделить социально-экономическое образование, но в ныне действующем перечне направлений специальностей из социально-экономического блока осталась только одна история. Задача – ввести преподавание экономики уже не только в профильных классах, но и в основной школе. Социальная экономика в педагогическом образовании была перечеркнута, ее вообще нет. Из педагогического образования была убрана специальность «Психология», хотя на коллегии в 2000 году первоначально было принято решение о том, чтобы оставить эту специальность. «Таким образом, – подводит итог Л.А. Трубина, – сейчас возникает необходимость вернуться к первому перечню и внести в него разумные коррективы».

Многими докладчиками было отмечено, что ситуация в стране в плане образования остается нестабильной: существует угроза демографической катастрофы, остается проблема на региональных рынках труда, остаются некоторые недочеты в самой системе образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте