search
main
0

Мы – за!

Т​ри заветных слова «платные образовательные услуги». За ними стоит очень много, и мне, как заведующей государственным дошкольным образовательным учреждением, это «много» и нужно, и понятно.

Вся страна строит рыночные отношения. Об этом нам постоянно твердят по радио и телевидению, пишут в газетах, кричит реклама на каждом углу. А имеет ли возможность заведующая ДОУ строить эти самые рыночные отношения? Да, имеет, но очень ограниченно. И введение широкого спектра дополнительных платных услуг может очень помочь вступлению образовательных учреждений в сферу рыночных отношений. Тем более что развитие внебюджетной деятельности ДОУ – это один из аспектов реформирования образования.Что такое платные дополнительные услуги? Нормативные документы трактуют это понятие как «услуги, предоставляемые исполнителем за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в том числе и родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников)». К таковым следует относить услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательного учреждения. То есть они предоставляются в дополнение, а не взамен основных образовательных услуг.Спектр платных услуг, которые могло бы предоставить практически любое ДОУ, очень широк. По сути, перечень видов может ограничиваться только собственно спросом со стороны заинтересованных лиц (в нашем случае – родителей детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения и не посещающих его).Нужны ли вообще платные дополнительные образовательные услуги?Ответ, с какой стороны ни рассматривался бы этот вопрос, положительный.Практически каждый родитель хочет видеть своего ребенка самым умным, самым образованным, то есть самым-самым, и подчас рисует себе радужные перспективы детского будущего. Однако реалии таковы, что мечты и родительские упования гибнут на корню из-за нехватки времени, удаленности образовательных центров, нехватки средств и многих других причин. А вот у родителей, чьи дети посещают дошкольное образовательное учреждение, сбываются все задумки. Ведь огромный плюс платных образовательных услуг детского сада – тот факт, что эти услуги оказываются на площадях ДОУ. Удобно ли это родителям? Конечно, удобно. Ведь не надо постоянно находиться под дамокловым мечом обстоятельств: забыть, опоздать, отпрашиваться с работы, искать сопровождающего или просто разлениться. Достаточно привести ребенка в ДОУ, а уж там сотрудники детского сада не только обучат, накормят, напоят любимое чадо, но и отведут на занятие к педагогам дополнительного образования, квалификация и образование которых соответствуют самым высоким требованиям современных родителей. А вечером мамы и папы всегда могут получить исчерпывающие сведения о том, что их малыш освоил сегодня и какие маленькие открытия совершил. Да и платить за качественное дополнительное образование, ведущееся квалифицированными педагогами по апробированным программам, нужно куда меньше, чем в коммерческих организациях.Кроме того, у каждого ребенка, посещающего различные кружки, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе. Для детей, которые по тем или иным причинам не посещают ДОУ, это возможность не только получить знания, помощь или развить свои способности, но и получить необходимые навыки общения и социализации.Успешность маркетинговой политики в области предоставления платных образовательных услуг складывается из нескольких составляющих. Основа этого – тот факт, что «платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию обучающихся, а воспитанникам дошкольных учреждений и обучающимся общеобразовательных учреждений – по желанию их родителей (законных представителей)». Поэтому первоначальная ступень по введению платных дополнительных услуг – изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг.На примере опроса родителей нашего дошкольного учреждения могу сказать, что родительские запросы имеют широкий диапазон. Изучение родительского спроса показало, что наиболее востребованными оказались экологическое образование, изобразительное искусство, иностранный язык (английский), сенсомоторное развитие, история искусства.Анализ собственных ресурсов позволил нам часть услуг (экологическое образование, изобразительное искусство и сенсомоторное развитие) предоставлять на бюджетной основе, которая не предполагает какой-либо родительской платы, а часть услуг (английский язык по двум программам – «Раннее изучение английского языка» и «Английский язык для дошкольников», историю искусства) осуществлять на внебюджетной основе.Однако при организации платных услуг мы исходили также из собственных возможностей, так как помимо адекватной оплаты труда педагогов, желания родителей помещения для оказания платных дополнительных услуг должны соответствовать всем требованиям санитарии и позволять создать комфортное окружение, отвечающее задачам расширения кругозора и развития дошкольников.В качестве примера могу коротко представить одно из помещений, отведенных для предоставления платных дополнительных образовательных услуг, – художественно-эстетический комплекс «Золотая кисточка», в котором занимаются не только наши воспитанники, но и дети микрорайона. Ее специфика обеспечивает достижение нового перспективного уровня в развитии детской деятельности, когда ребенок не только познает основы изобразительного искусства, знакомится с его видами, но и знакомится с мировой художественной культурой.Составляющими частями пространства художественно-эстетического комплекса стали изостудия «Золотая кисточка», керамическая мастерская и музейная зона с разнообразными экспозициями, экспозиция «Декоративно-прикладное искусство», содержащая богатый материал для ознакомления дошкольников как с творческими традициями русского народа, так и с изделиями современных театральных мастеров; экспозиция «Крестьянский быт», включающая предметы русской старины – предметы посуды, повседневного обихода, одежды. Занятия, проводящиеся на базе экспозиции «Крестьянский быт», позволяют дошкольникам больше узнать о прошлом своего народа, впитать дух русского народа, ощутить чувство гордости и причастности к историческому прошлому своего народа; учат бережно сохранять наследия предков, любить свою Родину и гордиться прошлым и настоящим своей страны.Кабинет истории искусства – собрание творческого наследия человечества от античного мира до современности. В картинном фонде и слайдотеке представлены репродукции и материалы по истории культуры от первобытного искусства, искусства Древнего Египта, Древней Греции до современности. Основу коллекции слепков экспозиционной зоны «Античный портик» составляют маски древнегреческих богов, рельефы с мифологическими сценами, бюсты, торс Венеры Медичи, скульптура «Победительница в беге» (круг Праксителя), голова коня с фронтона храма Парфенона.Обучаясь на базе профессионально оформленного комплекса, наши воспитанники имеют возможность прикоснуться к истокам и шедеврам общемировой художественной культуры, почувствовать, понять и органично впитать традиции мировой и русской культуры, приобретая навыки толерантности и уважения к культурам и народам.Приблизительно такова же наполненность кабинета английского языка, имеющего и необходимые педагогические пособия, и дидактические игры, и огромную фонотеку и видеотеку.Довольны ли родители качеством предоставляемых услуг? Думаю, что да. Мы можем судить об этом по их высказываниям, в которых есть такие слова: «Спасибо, спасибо и еще раз огромное спасибо», «У нас самый лучший педагог», «Мои дети многому научились, я и не знала, что они могут так рисовать», «Я просто поражен, что мой ребенок говорит на английском», «Вы представляете, он дома меня приветствует по-английски!».Последние исследования родительского спроса выявили необходимость расширения дополнительных платных услуг. В частности, родители проявили заинтересованность в занятиях иностранным языком (французский, испанский), ритмикой, обучением игре на музыкальных инструментах (фортепиано), плаванием, танцевальной аэробикой, театральным искусством. Это наша перспектива. Для ее реализации необходимо как решение вопросов материально-технического оснащения и рационального использования уже имеющихся помещений, так и подбор кадров.У нас уже есть практика использования среды художественно-эстетического комплекса для решения задач основного образовательного цикла в первой половине дня и задач дополнительного образования во второй половине дня. Поэтому помещения детского сада – музыкальный зал, бассейн, физкультурный зал и другие – могут быть и будут использоваться для оказания платных дополнительных услуг.Кадровые вопросы мы предполагаем решить, подойдя к этому вопросу со стороны потенциальных возможностей наших педагогов, умеющих работать творчески и с огоньком, обеспечив повышение их квалификации через курсы, практикумы и стажировки.Оказание дополнительных образовательных платных услуг на сегодняшний день жизненная необходимость и неотъемлемая часть работы каждого дошкольного образовательного учреждения. По крайней мере, оно должно стать таковым обязательно, так как этот вид деятельности открывает новые возможности и для руководителя учреждения. В чем они? В дополнительной возможности реинвестирования полученных доходов (точнее, их остаточной части) в образовательное учреждение, в частности в формирование фонда материального поощрения и фонда материально-технического обеспечения учреждения.Я считаю, что платные образовательные услуги работают еще и на статус учреждения. Это не только дополнительное финансирование, но и востребованность образовательных услуг, это социальная защищенность сотрудников, рост квалификации педагогов.Ольга Люкшина, заведующая детским садом комбинированного вида №2337 «Дельфиненок», почетный работник общего образования РФ, лауреат премии «Серебряная ветвь Северо-Запада», руководитель ресурсного центра «Мы и природа» совместного пилотного проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте