search
main
0

Мы выбираем, нас выбирают…

Психолога вызывали?

В записную книжку

Центр социально-психологической адаптации “ГЕНЕЗИС” – это учреждение, занимающееся психологическим сопровождением процесса воспитания детей и подростков. Центр работает с детьми, учителями и родителями. Среди направлений его работы – создание и внедрение конкретных программ социально-психологической адаптации и развивающих курсов для детей, подростков и молодежи; курсовая подготовка педагогов, практикующих психологов и социальных педагогов; издание отечественной и переводной психологической литературы; обмен опытом школьных психологов г.Москвы в рамках клуба практического психолога.

Компьютерные психодиагностические программы:

– “Тинэйджер”

– “Психологический возраст подростков”

– “Феномен эмоционального сгорания учителя”.

Видеоучебники:

– “Работа с личными проблемами учителя методами психодрамы”

– “Навыки конструктивного взаимодействия с подростками”

– “Прикосновение к тайне пола”.

Календарный план обучающих тренингов на март-июль 1998г.

Март 20-22. “Гнев – это нормально: принятие собственного гнева как тема психологической работы в целом”. Уверенное поведение как альтернатива агрессивному поведению. “Прохладные мысли”: как научиться ими пользоваться?

Руководитель – кандидат психологических наук, доцент С.Н.Кривцова.

Апрель 17-19. “Я управляю стрессом: тренинг по социально-психологической адаптации”.

Руководитель – кандидат психологических наук, доцент С.Н.Кривцова.

Май 22-24. Программа психологического тренинга для родителей и подростков: “Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания”.

Руководитель – кандидит психологических наук, доцент Е.А.Мухаматулина.

Июнь 19-21. “Я слушаю голос своего тела: Отношение к своему телу как важный фактор самооценки подростков”. Работа с подростковыми дисморфофобиями.

Руководитель – кандадат философских наук С.Н.Обидная.

Продолжение. Начало в “УГ” ? 3

1-й закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Вера Семушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится поднимать руку при опросе. Почему?

Света Петрова очень любит, когда ее хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Почему?

Дина Смольникова всегда с готовностью остается после уроков для любой внеклассной работы. Почему?

Коля Харитонов тихо бормочет ругательства на геометрии. Почему?

Многие психологи объясняют это детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие научные объяснения, справедливыми они являются или нет, не могут нам помочь установить в классе нормальную дисциплину.

Учитель истории считает, что Коля – яркая и активная личность, способный ученик, а учитель геометрии возмущен тем, что Коля ругается и срывает ему урок за уроком. Так почему “условия воспитания” Коли приводят к совершенно разным результатам на уроках истории и геометрии? Разве дело в этих условиях? Конечно, нет. На обоих уроках он выбирает такое поведение, которое ему подходит.

Что заставляет ребенка выбирать? Может быть, выбор связан с правилами поведения в школе, которых он не знает? Опыт показывает, что ученики знают правила и могут их повторить, но… семилетний Саша Пухов часто скачет по школьному холлу, как будто он забыл, что в холле нельзя прыгать. Решение выбрать принадлежит Саше и только ему.

Люди, события или условия могут предлагать определенное поведение, но эти предложения отвергает или принимает сам человек. Когда мы поймем, что поведение базируется на выборе, мы сможем начать влиять на решения ребят, как себя вести. Право выбора должно быть признано учителем за каждым из учеников. Выбор существует и у нас: мы можем действовать привычными методами “манипулирования”, не оставляя ученику выбора, а можем захотеть что-то изменить в своем поведении (это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное поведение взамен не соответствующего правилам.

2-й закон. Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

Базовая цель поведения ученика – чувствовать свою причастность к жизни школы – означает “чувствовать свою важность и значимость”. Эта потребность естественна для любого человека, поскольку люди – социальные существа. Ежедневно в течение 11 лет полдня школьники проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности. Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: “Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им недостает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу… Именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью” (У. Глассер. “Школа без неудачников”, М., “Прогресс”, 1991, с. 29-30).

В процессе школьной жизни базовая потребность ученика ощущать себя причастным к школьной общности воплощается в три частные цели:

1-я цель – ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность),

2-я цель – строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность),

3-я цель – вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности).

Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми доступными им способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет “нарушением дисциплины”.

Как правило, на предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как:

качество отношений между ним и учителем;

классная атмосфера, направленная на успех или, наоборот, деструктивная;

соответствующая этому структура классного коллектива.

Зная теперь первый и второй законы, возвратимся к случаю с Колей Харитоновым.

Учитель истории и учитель геометрии по-разному оценивают этого ученика. Хорошее поведение и приличная успеваемость по истории объясняются тем, что Коля хорошо относится к учителю. Их хорошие отношения строятся на принципах взаимной ответственности (тем самым достигается вторая цель – коммуникативная компетентность Коли); по реакции учителя и по оценкам он не раз чувствовал, что у него получается (достигается первая цель – интеллектуальная состоятельность); наконец, он обменивается идеями и имеет авторитет в вопросах истории в той классной группе, которая создается на уроках истории (тем самым достигается третья цель – состоятельность в глазах коллектива). На геометрии мальчик не может реализовать три желанные цели. Его отношения с учителем геометрии не партнерские (обычно стиль отношений задается педагогом), но и “никакими” они не являются. Коля заставляет обращать на себя внимание и как-то относиться к себе (при этом возникает иллюзия, что достигается цель номер два); он категорически отказывается делать что-то по теме урока – отвечать, решать задачи, уточнять ответы других – то есть избегает столкновений со своей несостоятельностью, так как если он начнет что-то делать, то неизбежно почувствует, что не сможет (тем самым достигается цель номер один, которая превращается из утверждения своей интеллектуальной состоятельности в сокрытие своей интеллектуальной несостоятельности); скорее всего и организация работы класса на геометрии такова, что лишает Колю Харитонова возможности внести что-то в коллективную деятельность приемлемым путем. И вот он, как двуликий Янус, демонстрирует на первый взгляд противоречивое поведение. Но оно типично. Все мы наблюдали таких “двуличных” учеников, это же объясняет, почему поведение некоторых учеников разительно отличается в школе и дома.

Вот один из типичных диалогов:

Учительница: Ваш Вова очень агрессивен и озлоблен последний месяц. Дня не проходит без драки. Сегодня ему подбил глаз старшеклассник, которого он назвал “козлом”.

Мама Вовы: Вова? Не может быть. Он всегда очень спокойно и мирно ведет себя дома!

Конечно, мама Вовы, может, просто не видит его агрессивного поведения дома, не хочет видеть. Но возможно и то, что она дает точное описание поведения своего сына дома. Есть немало детей, доведенных учителем или одноклассниками до агрессивного поведения в школе, которые, однако, прекрасно чувствуют себя дома и совершенно неагрессивны. “Прекрасно чувствует себя дома” означает с наших позиций то, что дома у них есть возможность ощущать свою интеллектуальную состоятельность, иметь нормальные конструктивные отношения с близкими и чувствовать свою нужность, свой особый вклад в решение общесемейных проблем (то есть все три цели достигаются приемлемыми способами). В школе же приемлемые способы Вова не нашел, поэтому он чувствует себя несостоятельным, “чужим” и реагирует на это повышенной агрессивностью.

Вот другой диалог между учителем и родительницей:

Учитель: Хочу поблагодарить вас, Вера Ивановна, за вашу Анжелику! Вежливая, общительная девочка и очень рассудительная, такую редко встретишь, ведь ей всего одиннадцать лет!

Мама: Вы что, издеваетесь? Это несносный ребенок! Она портит жизнь всей нашей семье: и ее отцу, и мне, и ее сводной сестре, всем. Вы, наверное, говорите о ком-то другом.

Как мы понимаем, это разговор об одной и той же девочке.

3-й закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

привлечение внимания

власть

месть

избегание неудачи.

Привлечение внимания – некоторые ученики выбирают “плохое поведение”, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам – понимать учителя.

Власть – некоторые ученики “плохо” ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением “Ты мне ничего не сделаешь” и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть – для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему классу.

Избегание неудачи – некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и “непробиваемые” никакими методическими ухищрениями педагога.

Эти четыре мотива выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он пишет:

“Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины? Почему их не пять и не сто? – я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их плохого поведения. В 90% присутствует один из этих четырех мотивов.

Эти четыре цели как путеводные нити. Прозрев однажды, учитель понимает, что может помочь ученику почувствовать себя полноценным участником школьной жизни приемлемыми способами.

Светлана КРИВЦОВА,

Екатерина МУХАМАТУЛИНА

В мире терминов

СТИМУЛ (от лат. stimulus – остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) – воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии и психологии это понятие тождественно понятию раздражения. Это побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и т.д. Стимул не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.

РЕАКЦИЯ (от лат. re – против, actio – действие) – любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде – от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса.

МОТИВ (от лат.movere – приводить в движение, толкать) – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности. Развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности.

МОТИВАЦИЯ – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Этот термин, взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении субъекта.

По материалам словаря “Психология”

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте