search
main
0

Мы встретимся с вами в клубе. Родительском

​Когда родителям некогда заниматься своими детьми, нужно пробудить в них интерес к сотрудничеству.

В нашей кадетской школе я работаю педагогом-психологом 3-й год. В кадетской школе, как и в любой другой школе, есть свои трудности, они специфичны прежде всего тем, что 20% детей школы воспитывают в неполной семье, что учащиеся большую часть времени проводят в школе, а их родители заняты на работе. Родителям порой катастрофически не хватает времени на общение с собственным ребенком; именно с дефицитом детско-родительской общности я в значительной степени связываю круг проблем, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике.Возникающие разногласия в детском коллективе взвода родители зачастую субъективно воспринимают от ребенка, как следствие они способствуют усугублению детских конфликтов с одноклассниками, конфликты становятся затяжными, с ними сложнее работать.Увеличенная дистанция – отчуждение родителей от детей – намеренная или вынужденная? Родители мало времени проводят с ребенком, заботясь лишь о том, чтобы он был «устроен». Общение, сведенное к минимуму, приводит к потере интереса к жизни ребенка, с его желаниями и склонностями не считаются, его мнение не учитывается. Такой ребенок становится черствым, грубым, равнодушным. При этом у ребенка появляется повышенное чувство тревоги, которое в свою очередь проявляется либо в обособлении ребенка от классного общества (уход в себя), либо в его гиперактивности.Одни и те же методы воспитания в разных семьях могут иметь различный характер. Например, в одной семье наказанием считается понимание ребенком того, что он совершил плохой поступок, и его переживания по этому поводу, а в другой наказание – это лишение какого-либо удовольствия. В одних семьях поручение – это признак доверия и признания определенных достижений ребенка, а в других поручение принимает форму наказания. И в одних и в других случаях концентрация внимания на одном из подходов в воспитании не дает эффективного результата, важно сочетание методов для их эффективной результативности.Методы и средства воспитания в семье многочисленны и разнообразны, среди наиболее общих методов, регулярно применяемых практически в каждой семье, убеждение, поощрение, наказание, разъяснение, личный пример.Современная семья нуждается в разнообразных знаниях, умениях, навыках – психологических, педагогических, медицинских. В связи с этим деятельность психологической службы школы должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «школа – семья», требует особых усилий, новых форм работы с родителями от психологической службы.Именно это послужило толчком создания Родительского клуба на базе кадетского корпуса, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к школе, навыкам общения со взрослыми и сверстниками. Работа клуба в целом шаг в направлении формирования психологического мышления и психологической культуры родителей, его можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.Принципами Родительского клуба стали:    создание ситуации общения родителей между собой как пример эффективных коммуникаций, общение взрослых как пример модели общения между детьми;    обмен опытом по вопросам родительского воспитания – родители всегда субъективны по отношению к своему ребенку, поэтому важно показать разнообразие позиций других родителей при решении затруднительных ситуаций в семье;    создание детско-родительской общности: в игровой форме мы отрабатываем эффективность взаимодействия детско-родительской общности, это происходит посредством тренингов, направленных на формирование эффективных коммуникативных навыков, совместного проведения праздников, акций милосердия (сбор вещей, канцелярских товаров, игрушек для приютов).Мы встречаемся 2 раза в месяц, по выходным. Родители и дети принимают участие во встречах вместе. Есть программа работы Родительского клуба, но не всегда удается строго следовать ей. Жизнь в школе диктует несколько другие условия. Темы будущих занятий чаще появляются из запроса самих родителей, по актуальным для них темам, по беседам с классными руководителями, по моему видению психологического климата взвода (класса) на сегодняшний день.Занятия строятся так: сначала идет дискуссия по теме, затем в игровой форме мы отрабатываем эффективность взаимодействия детско-родительской общности – дети играют отдельно с одним из родителей, родителю, который ведет игру с детьми, помогает его же ребенок, возникает чувство общности между учащимися взвода и родителем, показывается модель взаимодействия, взаимопомощи, остальные взрослые делятся опытом решения проблемных моментов, задают вопросы психологу. Завершается работа клуба обсуждением-прощанием.Что же у нас получилось в результате? Благодаря обмену опытом между родителями, участию в тренингах детско-родительских отношений меняются стили общения «родители – дети»; существенно снижается уровень агрессии и уровень школьной тревожности; возникает чувство детско-родительской общности; появляется решение частных конфликтных случаев.Преобразование воспитательной ситуации в семье путем просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний способствуют качественному изменению отношений в семье, происходит формирование детско-родительской общности кадетском корпусе, в Родительском клубе.Анна ЛОБАНОВА, педагог-психолог кадетской школы №1702 «Петровский кадетский корпус»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте