search
main
0

Мы все в ответе за жизнь на Земле

Почти 40 лет назад В.А. Сухомлинский написал пророческие слова: «Больше чем когда-либо, сейчас мы должны думать о том, что вкладываем в душу человека». Он считал, что необходимо вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы познание удивительного Божьего мира природы способствовало формированию чувства долга и ответственности у маленького жителя планеты и облагораживало его душу.

Программа экологического дошкольного образования Центра развития ребенка – детского сада №1599 УДП РФ – программа Н.Рыжовой «Наш дом – природа». Занятия по этой программе охватывают все возрастные группы детей детского сада. На протяжении четырехлетнего периода можно наблюдать, как развиваются исследовательские наклонности детей, формируется их экологическое мировоззрение.

Для проведения занятий важным моментом стало создание развивающей среды в кабинете экологии, наличие интересного демонстрационного материала и наглядных пособий. В кабинете есть возможность размещения мобильной лаборатории для проведения исследований. В холле перед кабинетом экологии размещены мини-музей природы и мини-музей «Чудо-дерево», а также экспозиция «Лесные домишки».

Работа педагога-эколога в рамках данной программы включает в себя детальную разработку конспектов занятий и экологических досугов, проводимых в игровой форме и направленных на развитие творческой активности детей. Для достижения максимальной доступности и легкой усвояемости ребенком нового материала осуществляется создание новых дидактических игр, макетов и демонстраций природных явлений и процессов, разработаны около 25 дидактических игр, помогающих малышу усвоить и воспринять достаточно емкую и интересную информацию, например, игра «Путешествие в горы» (изучение вертикальной поясности и обитателей гор), «Кто живет в пруду» (изучение экосистемы пруда), «Путешествие в батискафе» (знакомство с морскими жителями), «Ищи, геолог!» (игра-поиск полезных ископаемых), «Россия – родная земля» (природные зоны нашей страны и ее обитатели). Созданы и активно используются на занятиях макеты «Горный массив с вулканом и волшебной кладовой», «Речная сеть» – макет-трансформер, то есть при добавлении отдельных деталей он может быть использован для демонстрации различных природных и природно-техногенных процессов и явлений, например, круговорота воды в природе, глобального потепления, выветривания горных пород и аккумуляции песка в дельте рек.

На занятиях малыши занимаются практической и экспериментально-исследовательской деятельностью, проводят опыты и эксперименты для изучения свойств неживой природы и биокосных систем: воды, снега, льда, воздуха, почвы, глины, песка, камней, изучая живую природу, проводят работы по посадке луковиц, корневищ, семян, выращиванию растений в закрытом грунте, например садовых ландышей к Рождеству.

С удовольствием дети занимаются написанием писем различным животным (белому медведю, червячку, бурому медведю, верблюду). На занятии обычно педагог-эколог записывает в режиме стенограммы пожелания или мысли каждого ребенка группы, затем это письмо опускается в ящичек «Лесной почты». В обучающем процессе применяются элементы эйдетики – перевоплощения ребенка в растение, животное, что помогает малышу ощутить незащищенность природы перед человеком, используется метод эмпатии, когда ребенок ставит себя на место другого живого существа, и метод фантастической проблемы: «что было бы, если бы…». Обсуждение проблемных ситуаций и причинно-следственных цепочек, нахождение оптимальных решений активизирует познавательно-поисковую активность детей, поддерживает в них живой интерес к природе, развивает умение понимать и сопереживать нашим братьям меньшим.

Традиционными стали для детей ролевые игры-путешествия, во время которых они знакомятся с различными обитателями планеты (Африки, Австралии, Южной Америки, Азии, Антарктиды). Во время занятий активно используются разработанные в нашем детском саду дидактические игры на магнитной доске со съемными деталями, например «Природные зоны и жители Африки». Эти игры-путешествия сопровождаются показом соответствующих видеоматериалов об обитателях нашей планеты. Мы проводим интегрированные занятия по экологии и экологические досуги («День птиц», «Деревья – наши друзья», «Хрупкое равновесие в природе», «Такие интересные камни»), во время которых осуществляется интеграция различных видов деятельности детей (экспериментально-исследовательской, изобразительной, трудовой, музыкально-театральной) с целью более глубокого понимания исследуемых природных объектов и процессов. Во время этих занятий детям обычно демонстрируются создаваемые педагогом-экологом мультимедийные учебно-тестовые презентации по конкретной тематике.

Осуществляются различные экологические проекты: «Каменная одежда планеты», «О чем поют птицы», «Ох, уж этот мусор!», «Мое любимое дерево», «Лесные жители», « Глобальное потепление», «Такие знакомые овощи!». При реализации проектов осуществляется интеграция деятельности старшего воспитателя, педагога-эколога, воспитателей и педагогов дополнительного образования, родителей, представителей Москворецкого природно-исторического парка. Непосредственно на занятиях экологии дети в игровой форме получают базовые знания по данным вопросам, опираясь на которые можно переходить к экспериментально-исследовательской и практической деятельности.

Во время проведения занятий используется максимально разнообразный набор различных методических приемов, ориентированных на активизацию внимания и наблюдательность детей (игры «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Открой свою картинку», «Что лежит в волшебном сундучке», «Кто живет в волшебном кубе», «Рассели животных», «Поработай дождиком»), таким образом, у детей развивается умение связно излагать свои мысли, делать предположения и выводы. Все занятия сопровождаются включением в познавательно-игровой процесс различных героев-игрушек, которые помогают педагогу выстроить интересную сюжетную комбинацию и вовлечь детей в игру-открытие.

Формирование природоохранного мировоззрения занимает особое место в экологическом воспитании дошкольников. Одна из важнейших задач педагога-эколога – ознакомление детей с очень глубокими и тесными взаимосвязями в природе: хрупким сбалансированным равновесием, важностью понимания грамотного отношения к окружающему нас миру, возможными негативными последствиями при нарушении природных взаимосвязей. «Мы все в ответе за нашу планету», – сказал мудрый сказочник и воспитатель душ человеческих Антуан де Сент-Экзюпери.

В каждой группе нашего детского сада созданы исследовательские центры, в которых дети вместе с воспитателями осуществляют экспериментально-исследовательскую и практическую деятельность для изучения свойств различных природных объектов, проводятся наблюдения, зарисовки, обсуждаются результаты, делаются выводы, создаются фотоальбомы, позволяющие проследить рост, развитие и изменение выращиваемых растений, осуществляется контакт с родителями по вопросам активизации поисковой и исследовательской деятельности детей в домашних условиях. Мы ведем работу по созданию соответствующей развивающей среды в группах детского сада, по сбору и оформлению коллекций камней, семян, ракушек, по созданию интересных композиций из природного материала. Некоторые группы начали создание своих мини-музеев, например мини-музей «Яйца».

Н. СОРОКИНА, педагог-эколог Центра развития ребенка – детского сада №1599 Управления делами Президента РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте