К первому классу мы начали готовиться со школы раннего развития. Это был карамельный период, поскольку возможность два раза в неделю порисовать, попеть, посчитать приносила удовольствие. Это была игра. Но у каждой игры свои правила, в том числе и у игры под названием «Первый класс». Поскольку мой мальчик не посещал детский сад и был более уязвим в вопросах адаптации, чем детсадовские дети, то разговоры о школе мы начали за полгода до нее. Конечно, я старалась избегать «тяжелых» глаголов типа «работать», «заставлять», «придется трудиться». Однако сам факт обязательности, неизбежности школы приводил моего ребенка в замешательство. Впрочем, через время я обнаружила, что положение спасает… интрига. Если сынуля затрагивал какую-то интересную для себя тему и пытался с моей помощью ее развить, я замирала на полуслове и загадочно утверждала, что «вот пойдешь в школу – там многие тайны откроются».
И все-таки нужно признать, что для моего сына школа стала большим потрясением. Первые полгода, будучи первоклассником, он часто плакал. Малейшая неудача провоцировала истерические выпады. На переменах он не выходил из класса.
Иногда я думаю, что если подсчитать те ночные разговоры, которые мы вели с ним, то этим количеством слов можно устлать все дороги Петербурга. Мы шепотом говорили обо всем на свете, придумывали истории, сочиняли целые книжки, но неизменно мои заключительные фразы касались школы. Как много интересного ждет впереди, какой предмет о чем может рассказать, какие замечательные походы и дела томятся в ожидании своего часа. Мы учили стихи, как если бы выступали на сцене, занимались физкультурой, ходили на изостудию. И сдвинулась с места эта скала неприятия обязательного коллективного сосуществования. Мой мальчик начал бороться со страхом. С гордостью сообщал об учебных победах, несколько раз прочитал со сцены стихи.
Я уверена, что наши семейные усилия сыграли не последнюю роль в изменении сыновьей первоклассной жизни. Но я также убеждена, что не пойми, не помоги моему сыну его первая учительница, отрицание школы как образовательного и социального института навсегда укрепилось бы в сознании. Наверное, самый надежный психологический прием – это просто не мешать. Не давить, не прессовать, не заставлять. А дать возможность и, главное, время привыкнуть, осмотреться, справиться самому. Первая учительница моего сына в этом преуспела. И он не замедлил с откликом. Когда она заболела и долгое время не появлялась в школе, сын спросил: «Когда же вернется Ирина Михайловна? Я по ней скучаю». Она об этом не знает, но мне эта фраза сказала о многом. И я преисполнилась надеждой. Впереди отрочество и юность. И, возможно, мы все-таки друзья. Я, мой ребенок и школа.
Санкт-Петербург
Комментарий специалиста
Оксана СУВОРОВА, учитель начальных классов школы №314, Санкт-Петербург:
– Первый класс – самый трудный в плане адаптации. Ребенку нужно научиться организовать себя, влиться в учебный режим. Ему в этот период также нужно научиться учиться. Без помощи семьи здесь не обойтись.
Что я советую родителям, чей ребенок впервые переступает порог школы? Прежде всего не нужно говорить ему: не балуйся, веди себя хорошо. Он этого не запомнит, да и не будет этого делать. Перед тем как отпустить малыша в класс, просто выразите ему свою любовь. Погладьте по голове, ободрите словом, скажите, что любите его такого, какой он есть, что вы им гордитесь.
Некоторым детям, которые боятся, можно давать с собой любимую игрушку. Я разрешаю во время минуток отдыха доставать игрушки и разговаривать с ними. Можно также брать с собой фотографию мамы или папы.
Адаптационный период у каждого ребенка свой, но все же я советую первую четверть стараться забирать его после третьего урока. Лучше потом с ним погулять, дать ему поспать, поиграть. И очень важно быть ответственным за свои обещания. Если вы пообещали забрать ребенка в такое-то время, не опаздывайте.
Ни в коем случае не нужно заставлять ребенка делать домашние задания. В первом классе их как таковых нет, и если он что-то не успел на уроке, нельзя его за это ругать. Лучше спросите, чем он занимался, что ему больше всего понравилось, с кем подружился, во что играл. Главное, не скупиться на похвалу. Как показывают опросы, дети очень хотят слышать слова одобрения. 81% первоклассников считают, что их часто ругают, а в лексиконе родителей преобладают слова «балбес», «идиот», «дебил».
Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Только с самим собой. Учите общаться. Это можно осуществить только семье. Если родители постоянно ругаются, ребенок спроецирует это общение на ровесников.
В общем, первый класс – это испытание для всех. Но постарайтесь, несмотря на трудности, сделать первое сентября праздником. Пусть оно запомнится ребенку светлым, ярким, необыкновенным.
Оксана СУВОРОВА, учитель начальных классов школы №314, :
Комментарии