“Учительская газета”, Ассоциация “За гражданское образование”, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ объявляют Всероссийскую олимпиаду по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву, пятую по счету, можно сказать, юбилейную.
Олимпиада пройдет, как обычно, в два тура. Первый – заочный, он закончится 20 марта (ответы должны быть отосланы в редакцию “УГ” не позднее этой даты). Второй – очный – 20-25 мая, когда 45 учащихся (по 15 человек в каждой возрастной группе – 6-7-е, 8-9-е и 10-11-е классы) вместе со своими преподавателями, для которых пройдет специальный семинар, приедут на финальное соревнование в Москву. Жюри будет оценивать глубину и аргументированность, самостоятельность и оригинальность суждений, их обоснованность и доказательность, владение основными понятиями и терминами. Ответы должны быть краткими – не более страницы машинописного текста на каждый вопрос.
Для победителей трех возрастных групп будут установлены специальные стипендии.
Если среди школьников-победителей окажутся одиннадцатиклассники, они получат рекомендательные письма от Министерства образования РФ и “Учительской газеты” для поступления в высшие учебные заведения по специальностям, связанным с обществознанием и граждановедением.
Желаем вам успехов!
6-7-е классы
I. Государство и законы
1. Для чего государству нужна Конституция?
2. Что такое парламент? Каковы его функции в России?
3. Какие государственные органы и учреждения представляют государственную власть в РФ? Как они осуществляют эту власть?
4. Кого называют гражданином? С каких лет человек, родившийся в РФ, считается ее гражданином? Могут ли власти страны лишить гражданства гражданина России?
5. Государство, в котором вы живете, – Российская Федерация. Почему оно так называется?
II. Избирательное право и парламентаризм
1. Почему выборы считаются справедливым средством формирования органов власти?
2. Общеизвестно, что средства массовой информации играют огромную роль в демократическом обществе. Какова роль СМИ в период предвыборной кампании?
3. Что такое избирательное право граждан? Кто обладает избирательным правом в России?
4. Почему участие в выборах – это не только право человека, но и его гражданский долг? Ответ обоснуйте.
5. Что относится к нарушениям избирательного права? Приведите примеры.
III. Демократия и права человека
1. Почему одним из основополагающих принципов демократии является равенство всех перед законом? Как, с вашей точки зрения, этот принцип осуществляется в современной России?
2. Кто должен защищать права человека в демократическом обществе? Ответ обоснуйте.
3. Существует прямая и представительная демократия. Чем они отличаются друг от друга? Приведите примеры из истории проявления прямой и представительной демократии.
4. Как и какие права человека соотносятся с состоянием окружающей среды?
5. В Семейном кодексе РФ определено, что родители имеют право и обязаны заботиться о своих детях, воспитывать и защищать их права и интересы. Но иногда родители сами нарушают права детей. Почему это происходит? Ответ аргументируйте.
IV. Социальные проблемы
1. Что вам известно о проблеме беженцев? Как она решается в России?
2. Что человек и общество могут противопоставить алкоголизму и наркомании?
3. Что такое мораль? Какова роль морали в жизни современного общества?
4. Как по-вашему, какие социальные проблемы являются наиболее острыми в России?
5. Как вы думаете, что такое свобода?
Напишите эссе на тему “Как я представляю школу ХХI века”. (2-3 стр.)
8-9-е классы
I. Права человека и демократия
1. Есть две системы соотношения личности, общества и государства:
а) государство и общество и личность
б) личность и общество и государство.
Какая из этих схем отражает соотношение в тоталитарном государстве, а какая в демократическом? Раскройте содержание этих схем в тоталитарном и демократическом государстве.
2. Понятие “Я налогоплательщик!” вместе с понятием “Я гражданин!” составляют предмет гордости французов, англичан, американцев, немцев и граждан некоторых других стран. Как вы думаете, почему они гордятся тем, что являются налогоплательщиками?
3. Как по-вашему, можно ли быть лично свободным при отсутствии политических свобод?
4. Каковы полномочия омбудсмена? Есть ли общее и различия между судьей и омбудсменом?
5. Как во Всеобщей декларации прав человека трактуется взаимосвязь свободы и ответственности, прав и обязанностей человека и государства?
II. Государство и закон
1. Может ли право быть свободным от политики?
2. Как по-вашему, о какой форме правления Томас Джефферсон говорил: “Это правление волков над овцами”. Согласны ли вы с автором высказывания?
3. Чем нормы закона отличаются от всех других (каких?) социальных норм и что между ними общего?
4. Как по-вашему, что важнее: а) любой ценой добиться решительного перелома в борьбе с преступностью, не считаясь с требованиями закона, или б) утвердить в России современное демократическое право? Ответ обоснуйте.
5. Как вы полагаете, чьи интересы в первую очередь должны быть защищены в демократическом правовом государстве: интересы большинства или меньшинства? Почему?
III. Избирательное право и парламентаризм
1. Каков был порядок формирования Государственного Совета и его полномочия при Александре I и Николае II?
2. В 1996 году группа журналистов создала своеобразный кодекс чести, одним из положений которого является следующее: “журналисту нельзя становиться на сторону той или иной партии, блока или кандидата и каким бы то ни было образом проявлять свои политические симпатии и антипатии”? Согласны ли вы с этим положением?
3. Что общего между понятиями “республика” и “демократия”? Может ли быть республика без демократии, а демократия без республики?
4. Какова модель местного самоуправления по Конституции РФ?
5. Что такое Государственный Совет и каковы, по-вашему, в современной России его перспективы.
IV. Социальные проблемы
1. В чем смысл понятия “социальное государство”?
2. Назовите социальные проблемы современной России, которые, с вашей точки зрения, являются наиболее актуальными. Объясните, почему именно эти проблемы вы считаете самыми актуальными?
3. Как по-вашему, в чем причина социальных конфликтов? Может ли общество жить без социальных конфликтов?
4. Что такое свобода в вашем понимании?
5. Как по-вашему, прав ли император Римской империи Марк Аврелий, утверждавший: “Даже если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь с ним и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза”?
Напишите эссе на тему “Россия в ХХI веке: проблемы и перспективы”. (2-3 стр.)
10-11-е классы
Государство и законы
1. Сложились ли в Российской Федерации политические традиции? Если “да”, то какие, если “нет”, то почему?
2. Должно ли, на ваш взгляд, законодательство регулировать пользование Интернетом и его материалы? Почему?
3. Связан ли размер государства с уровнем демократии в нем? Поясните собственную позицию.
4. Что такое законопослушание? Должны ли граждане всегда быть законопослушными?
5. Что общего и в чем различия между понятиями “гражданственность” и “патриотизм”, с вашей точки зрения?
Избирательное право и парламентаризм
1. Можно ли назвать демократическим государство, где участие в выборах является обязанностью для гражданина? Почему?
2. В истории Российской Федерации уже несколько раз проводились демократические выборы в парламент. Какие тенденции можно выделить на основе их результатов? Что общего между выборами 1995 и 1999 годов и в чем различия?
3. Какая партийная система является наиболее подходящей для современной России? Почему?
4. Что такое политическая пропаганда и каковы ее основные приемы?
5. Что необходимо гражданину, чтобы делать ответственный политический выбор?
Права человека и демократия
1. Можно ли построить отношения между людьми и народами на основе ненасилия? Почему?
2. Каким образом человек может бороться за свои права? Какие средства борьбы вы считаете наиболее эффективными и оправданными? Почему?
3. Каковы основные опасности для демократии в мире, на ваш взгляд, в начале XXI века?
4. Что вы можете сказать о правах меньшинств в нашей стране?
5. Какие художественные произведения отечественной и зарубежной литературы затрагивают тему прав человека?
Социальные проблемы
1. Что такое свобода в вашем понимании? Каковы, на ваш взгляд, основные характеристики свободного человека?
2. Что такое социальные проблемы? Какие социальные проблемы являются наиболее острыми в российском обществе?
3. Какие идеи, на ваш взгляд, являлись наиболее важными в XX веке для человечества?
4. Как вы понимаете термин “фанатизм”? Каковы его основные проявления в обществе?
5. Как вы относитесь к планируемым реформам российской системы образования?
Напишите эссе на тему “Россия в XXI веке: проблемы и перспективы”. (2-3 стр.).
Комментарии