Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы вместе – педагоги, родители, дети

УГ - Москва, №40 от 6 октября 2009. Читать номер
Автор:

Любовь ЗАВЬЯЛОВА, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2380: – Мы, участники конкурса «Детский сад будущего» в модуле «Малыши столицы», уверены, что многие педагоги разделяют нашу точку зрения о важности и актуальности проектов этого модуля для развития системы дошкольного образования. Ни для кого не секрет, что именно в раннем детстве закладываются основы будущей личности человека.

Актуальность и своевременность повышения внимания к работе с детьми раннего возраста подтверждает тот факт, что в Москве с 2000 года наблюдается рост рождаемости, развитие дошкольного образования набирает все большие обороты.

В реализации проектов модуля «Малыши столицы» участвуют:

Центр развития ребенка – детский сад №2380 «Жемчужинка» Северо-Западного округа – проект «Разработка модели функционирования развивающе-оздоровительного центра «По ступенькам в детский сад» для комплексного сопровождения и поддержки семей микрорайона с детьми младенческого и раннего возраста»;

Детский сад №1556 Северного округа – проект «Разработка и апробация программы для Центра игровой поддержки ребенка «Первые шаги к познанию»;

Детский сад №80 Северного округа – проект «Создание модели сетевого взаимодействия детских садов по работе с детьми от 0 до 3 лет в муниципальном округе».

Все мы знаем, что развивающая работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включенности родителей. Поэтому на первом этапе реализации проекта на базе детского сада создан развивающе-оздоровительный центр «По ступенькам в детский сад» для комплексного сопровождения и поддержки семей с малышами. Модель центра включает в себя клуб «Скоро мама» для будущих пап и мам. Для семей с детьми от рождения до трех лет в центре работает клуб «Аистенок», где проводятся развивающе-оздоровительные мероприятия, детско-родительские встречи. По желанию родителей открыты две адаптационные группы для детей, нуждающихся в коррекции нарушений развития, – Служба ранней помощи.

В центре «По ступенькам в детский сад» педагогический коллектив разработал практический материал, которым родители пользуются дома, – это буклеты и диски с видеоматериалами занятий.

Для выявления потребностей семей 10-го микрорайона Митина, имеющих детей от рождения до трех лет, мы ежегодно проводим мониторинг. Результаты мониторинга показали, что если в 2008 году развивающе-оздоровительные услуги и консультации специалистов центра были востребованы лишь у 46% опрошенных семей, не посещающих центр, то в этом году готовы участвовать в работе уже 86% семей.

В ходе реализации проекта разработан «Паспорт малыша», который мы предлагаем заполнять на каждого ребенка, посещающего с родителями центр. В нем отражаются индивидуальные особенности развития ребенка, направления развивающей и оздоровительной работы, проводимой в центре, социальный статус семьи. Впоследствии для осуществления преемственности «Паспорт» с выводами о степени готовности к поступлению в детский сад и рекомендациями передается в дошкольное учреждение.

В прошлом году несколько детей, посещавших центр «По ступенькам в детский сад», поступили в первую младшую группу детского сада. Педагог-психолог и воспитатели отметили, что у этих детей адаптационный период был сведен до минимума и длился от двух дней до недели, в то время как в классической педагогике бытует мнение, что он протекает от одного до трех месяцев. Эти наблюдения подтверждают эффективность проводимой в центре работы.

Педагогический коллектив детского сада №1556 в ходе реализации проектов создал методические видеоматериалы по темам «Воспитание и обучение детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки ребенка», «Применение игр с водой в работе с детьми раннего возраста», а также методические материалы для родителей и педагогов по темам «Создание эмоционально-развивающей и образовательно-интеллектуальной среды для детей раннего возраста», «Использование дидактического материала, развивающих игр, направленных на развитие детей от 1 года до 3 лет».

Коллектив Центра игровой поддержки ребенка ведет разработку циклов развивающих занятий авторской программы «Первые шаги к познанию».Отмечено, что дети, которые посещают Центр игровой поддержки, имеют довольно высокий уровень развития речи, предметной деятельности и общения со взрослыми, что будет способствовать легкому протеканию адаптации детей к детскому саду.

Участники модуля с целью повышения профессионализма педагогов и педагогической компетентности родителей провели «круглый стол», семинар-практикум, мастер-класс. Большое количество гостей и их активное участие в обсуждении затронутых тем свидетельствуют о возросшем интересе к раннему возрасту.

В этом году мы планируем совместно провести систематизацию диагностических методик с критериями определения эффективности развивающе-оздоровительной работы с детьми раннего возраста.

Наталья ОРЛОВА, мама Егора, воспитанника ДОУ №2380:

– Когда в нашей семье появился второй ребенок, сын Егорка, наша старшая дочь Вероника уже ходила в детский сад. Изначально нас с мужем волновали вопросы о развитии ребенка, об особенностях общения в семье, когда в ней появляется второй ребенок. По опыту я знала, что в первые месяцы пребывания в детском саду при привыкании ребенок и родители испытывают массу трудностей и переживаний. Страдает ребенок, переживают родители, что ждет ребенка за порогом сада, родители представляют только по своим собственным воспоминаниям. Общаясь с воспитателями, я узнала, что в детском саду для родителей и малышей существует детско-родительский клуб «Аистенок». Что привлекательно, в клуб можно приходить в любом составе: нужно проконсультироваться со специалистом – иду одна; на детско-родительские встречи – с малышом, можно и старшую дочку пригласить, всем найдется занятие, всем будет интересно и познавательно. Благодаря таким встречам (а мы чаще ходили вместе с Егором и Вероникой) мои дети быстро научились общаться, играть вместе, между ними установились дружба, сопереживание и понимание нужд и желаний другого. Вероника видела отношение взрослых к малышам, старших детей – к своим младшим братьям и сестрам, Егор получал положительные эмоциональные впечатления от общения с другими детьми и взрослыми в присутствии мамы и сестры.

В нашем детском саду созданы все условия, чтобы мамы смогли попробовать на практике применить знания, полученные на консультациях и игровых дискуссионно-практических встречах. Я пользовалась возможностью под руководством логопеда вместе с другими родителями и детьми провести речевую гимнастику, получила в бассейне первоначальные знания о том, как научить ребенка не бояться воды, в спортивном зале обогатила свои знания о развитии движений малыша, а сынишка Егор с помощью детских тренажеров и современного спортивного оборудования с удовольствием осваивал новые виды движений.

Общаясь с другими мамами во время прогулок, я поняла, что многие семьи испытывают потребность в общении. Их волнуют одни и те же проблемы, связанные с воспитанием и развитием детей. И очень хорошо, что рядом с домом есть возможность воспользоваться развивающей средой, созданной специально для маленьких детей, пообщаться, получить практическую помощь и грамотные ответы на волнующие вопросы. Все это происходит в развивающе-оздоровительном центре, организованном на базе детского сада. Очень важна и своевременна такая помощь молодым семьям с небольшим педагогическим опытом. Это направление работы детского сада тесно перекликается с задачами городской программы «Московская семья – компетентные родители».

Отмечу еще один положительный момент: очень импонирует то, что детей, посещающих центр при детском садике, планируют впоследствии зачислять в коллектив воспитанников. Это так замечательно! Объясню почему: между семьями и специалистами уже установились доверительные отношения, мы видим друг в друге единомышленников, а поэтому со спокойной душой можем доверить своих детишек неравнодушным, заботливым сердцам. Наши малыши привыкли к педагогам, к обстановке детского сада, он для них уже стал вторым домом, и поэтому они с радостью бегут туда снова и снова. Поскольку настроение ребенка зависит от маминого, скорее всего адаптация пройдет легче. Тем более актуально это во время экономического кризиса, когда многие мамы вынуждены выйти на работу раньше, чем планировали.

Нам посчастливилось, и сын Егор пошел в первую младшую группу в этом же детском саду «Жемчужинка». Адаптация прошла быстро и практически незаметно для нас. А самое главное, нас не коснулись тревоги, волнения и переживания, связанные с поступлением малыша в детский сад.

От имени родителей хочется поблагодарить организаторов городского конкурса «Детский сад будущего». Ведь именно участие в этом конкурсе дало возможность педагогам детского сада воплотить мечту о создании развивающе-оздоровительного Центра для комплексного сопровождения семей с детьми раннего возраста в жизнь. Педагогам детского сада «Жемчужинка» желаю успехов в организации психолого-педагогической поддержки московских семей. Своей работой они обеспечивают открытость, привлекательность дошкольного образования для детей и родителей.

Родители и специалисты, сотрудничая, решают одну и ту же задачу – обеспечение комфортной жизни ребенка в детском саду. Сегодня, когда роль детских садов неизмеримо возросла, это особенно важно и актуально.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту