Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы вместе

Учительская газета, №22 от 30 мая 2006. Читать номер
Автор:

Опорные конспекты – листочки со странными рисунками, словами, записанными различными шрифтами, скобками и стрелками, – видели все. Многие их используют на уроках. А некоторые даже сами придумывают.

Вера Васильевна ЧУХРИЙ, учитель биологии СШ №9 г. Буй Костромской области, прислала на конкурс «Сто друзей» дидактический материал – опорные конспекты по биологии для 6-го класса («Живой организм», Н.И. Сонин, И.Б. Захаров, А.А.Плешаков). Эта большая работа включает не только практическую часть, но и рассуждения автора о различных подходах в современной педагогике. Какие вопросы волнуют Веру Васильевну?

Что нужно сделать, чтобы школьники знали биологию и любили ее?

Как правильно организовать познавательную деятельность учащихся на уроке?

Как помочь ученику хорошо учиться?

Как научить его самостоятельно добывать знания и их применять?

Ответы на эти действительно серьезные вопросы Вера Васильевна ищет в системе Виктора Федоровича Шаталова. Вот ее рецепты:

Научить всех и каждого, развивая и обогащая личность ребенка.

Приучать школьника находить главное, анализировать и систематизировать учебный материал.

Опорные конспекты – не панацея, но лишь один из приемов работы с учащимися.

В этом с ней согласен Сергей Петрович ЗАЙЦЕВ, учитель русского языка и литературы (а также английского языка и экономики) из Кинешмы. В его авторской системе описана технология преподавания материала блоками с использованием опорных сигналов, таблиц и схем. Сергей Петрович опирается на разработки Виктора Шаталова и Юрия Меженко, Василия Сухомлинского и Шалвы Амонашвили и предлагает учителю роли консультанта, экзаменатора и контролера. Важно создать ситуацию успеха, а это возможно, если применять уровневую дифференциацию обучения.

Автор выделяет в своей системе 6 «стержневых подсистем»:

1. Приемы и способы обеспечения бесконфликтности.

2. Формы и методы многократного вариативного повторения.

3. Сочетание постоянного внешнего контроля и его оценки с самоконтролем и самооценкой.

4. Формы организации ученического самоуправления учебным процессом.

5. Новые правила оценивания на основе гласности и открытых перспектив.

6. Приемы и способы использования опорных сигналов.

«С самого начала изучения темы или раздела между учителем и учащимися заключается устный договор о добровольном выборе каждым учеником уровня усвоения материала, – пишет Сергей Петрович. – Базовый уровень обязательной подготовки по предмету представлен в виде планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю за их достижением. Система планируемых результатов должна быть заранее известна учащимся».

Две разные работы, два учителя из разных городов России, преподающие разные предметы, – и единый принцип организации обучения: ученик и учитель вместе работают над материалом, чтобы наилучшим образом его понять и применить.

Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель и методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту