Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Образовательные технологии

Мы вместе

Учительская газета, №30 от 28 июля 2020. Читать номер
Автор:

Школа не ради кого-то, но школа для всех!

Сегодня недостаточно просто обучать и воспитывать культурную, нравственно развитую личность, но в большей степени необходимо подготовить позитивного, социально ориентированного, адаптированного к жизни в реальном обществе гражданина. Именно эта задача заслуживает особого внимания.

Школа и социум в условиях модернизации образования должны не выделяться и обосабливаться, а стать единой средой обитания для ребенка.

Как связать воедино государственные требования, социальный заказ и чаяния родителей?

Как привлечь коллег-педагогов к социальной деятельности в условиях временного дефицита и сопротивления новшествам?

Как сделать обучение в школе интересным и необременительным для современных детей?
Как угодить всем?

Ответ прост и очевиден: привлечь всех (учащихся, их родителей, социум, педагогов и др.) к осуществлению общего дела.

Школа не ради кого-то, но школа для всех!

В процессе инновационной деятельности помимо используемых специфических профессиональных приемов возникли идеи, впоследствии оформившиеся в виде любимых мною слоганов:
– «Дети, родители, учителя, партнеры и другие – мы вместе!»
– «У меня 100 идей – помечтай со мною вместе! Будет их не 100, а 200!»
– «На уроках и вне учимся решать жизненные проблемы!»
– «Нет готовым знаниям! Научите меня, как? Я сам!»
– «Научился сам – научи другого!»
– «Помогаем всем! Получаем помощь от всех».
– «Рефлексия обязательна!»

Придерживаясь этих нехитрых принципов, горы можно свернуть!

Одной из технологий, эффективно используемых мной с 2000 года, является технология метода проектов. За это время накоплен богатейший опыт по организации проектной деятельности всех участников образовательной деятельности школы. Являюсь координатором проектной деятельности всей школы, которая организуется в рамках разработанных мной авторских программ «Я и проекты», «Учимся проектировать», «Учим проектировать», «Школа социального проектирования», «Инновационный педагогический проект».

Создана целостная система по интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы. Обучаю школьников и педагогов технологии проектной деятельности.

Несколько лет назад, организуя работу над проектами в рамках преподаваемого предмета, я и не предполагала, что эта деятельность так захватит меня и моих учеников, вовлечет в ряды наших сторонников практически всех участников образовательного процесса школы – детей, педагогов, родителей, привлечет к проектам заинтересованных социальных партнеров.

Каждый, кто наблюдает за детьми, обращает внимание на то, с каким удовольствием они самостоятельно трудятся. «Я сам» – эти слова одни из первых, которые произносятся ими. В них и стремление к независимости и самоутверждению, и желание показать свое взросление. И как часто мы, взрослые, лишаем ребят возможности решить эти важные для них задачи, излишне опекаем, боимся, что они совершат ошибку, что-то испортят, просто боимся их раннего взросления! В итоге мы получаем продукт нашего педагогического невежества – людей, боящихся принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу.

А если просто доверить им ответственное дело, дать попробовать самостоятельно разработать и реализовать на практике проект?

Наблюдая за проектной деятельностью школьников, я пришла к пониманию того, что в процессе совместной деятельности они учатся высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, учатся поиску согласия.

Мы часто говорим о терпимости, о толерантной педагогике. Она закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слышать мнение других, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию.

Особое внимание уделяю социальному проектированию. Школьники с развитыми проектными умениями и навыками участвуют в решении социальных проблем окружающей жизни, оказывают реальную помощь социально незащищенным людям. Как показывает мой опыт, результатом выполнения социальных проектов являются повышение социальной активности детей, положительные изменения в их сознании, формирование навыков конструктивной совместной деятельности, формирование умений взаимодействовать с представителями власти, СМИ, различных организаций и учреждений.

Именно в рамках социального проектирования создаются ситуации, когда школьники решают проблемы социума совместно с другими. И в этом смысле формируются уникальные, а самое главное – нужные для жизни умения взаимодействовать с окружающими, договариваться, аргументировать, слышать друг друга, решать совместно жизненно важные проблемы.

Вот лишь несколько примеров социальных проектов, которые были разработаны в нашей школе и успешно реализованы с помощью социальных партнеров:
– «Чудеса нужно делать своими руками», победитель городского и областного этапа всероссийской акции «Я – гражданин России». Силами учащихся школы была оказана реальная помощь ветеранам ВОВ в улучшении их жилищных условий. Социальные партнеры: администрация Красноармейского района Волгограда, Совет ветеранов Красноармейского района;

– «13 квартал, он такой один», победитель городского этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России».
Оказана помощь жителям района в благоустройстве одной из улиц Красноармейского района Волгограда.
Социальные партнеры: родители учащихся школы, жители микрорайона, подростковый клуб «Маяк»;

– «Доброе сердце», победитель городского и областного этапов Всероссийской акции «Я – гражданин России», победитель Всероссийского конкурса социальных и культурных проектов нефтяной компании «Лукойл» в номинации «Милосердие», победитель областного конкурса социальных проектов «Свой мир мы строим сами» в номинации «Рука друга». Проект до сих пор продолжается. Учащиеся школы помогают брошенным детям соматического отделения клинической больницы скорой медицинской помощи №15 «Каустик» и инфекционного отделения МУЗ городской больницы №16. Социальные партнеры: жители микрорайона;

– «Изменить нельзя, сохранить!», лауреат городского этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России».
Данный проект – результат совместной деятельности детей и взрослых по решению проблемы возрождения исторических и духовных ценностей. Была облагорожена территория, прилегающая к уникальному историческому памятнику – монументу В.И.Ленину – на набережной в Красноармейском районе, установлен информационный стенд о памятнике, привлечено внимание жителей района к проблеме сохранности памятников. Социальные партнеры: выпускники школы Юрий Кузьменко, Юлия Силкина, администрация Красноармейского района Волгограда;

– «История школы в истории района», лауреат Всероссийского конкурса для педагогов и проектных команд обучающихся «Школьная проектная олимпиада», победитель XV конкурса социальных и культурных проектов ПАО «Лукойл» на территории Волгоградской области. Проект по созданию современного интерактивного школьного медиамузея, посвященного истории школы, истории района. Музей создается в преддверии 75‑летия Красноармейского района Волгограда и 50‑летия средней школы №134 «Дарование». Проект рассчитан на разные возрастные группы учащихся, родителей, выпускников и жителей района. Социальный эффект от реализации проекта: способствует социальному развитию учащихся школы, которые проникаются идеей сотворчества, любви к малой родине, ответственности за решение проблем страны в целом;

– «Молодежная инициатива» – ЗА!», победитель III регионального открытого конкурса социальных проектов школьников Волгоградской области. Проект направлен на создание в школе добровольческого (волонтерского) отряда «Молодежная инициатива», посвящен развитию социальной активности старшеклассников в добровольческой (волонтерской) деятельности. Волонтерская деятельность рассматривается нами как один из компонентов и важнейших механизмов жизненного самоопределения обучающихся.

Созданный в школе добровольческий (волонтерский) отряд «Молодежная инициатива» реализует добрые дела по направлениям «Милосердие», «ЗОЖ», «Лидерство», «Досуг», «Творчество», выполняет в том числе социальные проекты.

В настоящее время возникла острая необходимость скоординировать усилия школы, внешкольных учреждений, детских общественных объединений, всех тех, кто считает, что в условиях сложного периода нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей – гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

Приобщению школьников к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности способствует разработанная мной авторская программа «Молодежная инициатива». Успех ее реализации во многом зависит от позитивного отношения и поддержки детского добровольческого (волонтерского) движения со стороны администрации школы, педагогического и родительского коллективов, государственных и общественных организаций различного уровня. Осознавая это, стараюсь организовывать вместе с волонтерами встречи с социальными партнерами, представителями различных общественных объединений, работниками прессы.

Самое главное – в ходе реализации программы «Молодежная инициатива» дети приобретают бесценный опыт социального взаимодействия и реализации гражданской позиции, опыт межкультурной коммуникации, уважительное отношение и неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

Останавливаться на достигнутом не в наших правилах. Впереди продолжение…

Федеральный проект «Кадры будущего для регионов» Агентства стратегических инициатив, цифровой платформы МЭО, главная задача которого – сформировать из талантливых школьников региональные лидерские команды. Замечательно, что данная инициатива позволяет детям попробовать себя в разных отраслях, ознакомиться с лучшими предприятиями и организациями, пройти в них стажировку. В сентябре 2019 года прошла установочная сессия для наших старшеклассников на базе областного лагеря «Зеленая волна». С гордостью могу отметить, что мои учащиеся с интересом включились в работу, начали разрабатывать инновационный проект «Ветер перемен», познакомились со студентами-тьюторами, нашли себе наставников из числа ученых вузов. Выходим на другой уровень взаимодействия!

Пилотная школа Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ). Пример «продукта» социальной деятельности – наш недавний выпускник Сергей Монастырский, руководитель Волгоградского отделения Молодой гвардии «Единой России» (МО «МГЕР»), председатель районного отделения РДШ, вице-председатель Молодежного совета при администрации Красноармейского района Волгограда. Помогает нам, оставаясь президентом школьного самоуправления. Будучи студентом ВолГУ, находит время на организацию проектной деятельности в рамках РДШ.

Инновационный проект «Волгоградский университетский округ», кластерной школой которого от Красноармейского района Волгограда является наша средняя школа №134 «Дарование». Целью проекта является объединение усилий образовательных и общественных организаций, органов исполнительной власти, заинтересованных в развитии одаренных детей и талантливой молодежи, в подготовке ее к созидательной деятельности на благо Родины, в конструктивной самореализации молодых людей в социально значимых проектах. Помимо проведения образовательных мероприятий для наших детей, а также мероприятий, направленных на содействие профессиональному самоопределению обучающихся, проект «Волгоградский инновационный округ» предусматривает консультационную помощь ученых ВолГУ школьникам. Старшеклассники под их руководством выполняют исследовательские проекты, участвуют в олимпиадах, конкурсах.

Мы, учителя, знаем свой предмет, умеем работать с документами, умеем проводить уроки и выполнять самоанализ, владеем ИКТ-технологиями, умеем оценивать знания учеников. Однако, если мы хотим идти в ногу со временем, нам надо уметь создавать такую школьную среду, которая позволила бы нашим детям уметь взаимодействовать, договариваться, сотрудничать, созидать и творить. Иными словами, быть готовыми к жизни. Свою миссию я вижу в том, чтобы организовать такое школьное сообщество, в котором учителя, родители, дети, выпускники, жители, социум, социальные партнеры, предприниматели, СМИ, представители власти будут вместе.

И тогда каждый ребенок будет успешным, счастливым и готовым к жизни!

Светлана ЩЕРБАКОВА, учитель химии средней школы №134 «Дарование» Красноармейского района Волгограда, почетный работник общего образования РФ, финалист конкурса «Учитель года России»-2011


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt