search
main
0

Мы влияем на окружающих, они – на нас. Тема «Гражданское право». 9-й класс

Цели: 1. Знакомство с основами Гражданского кодекса Российской Федерации. 2. Изучение новых терминов: сделка, виды сделок, дееспособность, правоспособность. 3. Продолжение работы по формированию у учащихся правовой и гражданской культуры, гражданской позиции.

Ход урока:

I. Опрос учащихся: работа, связанная с повторением пройденного материала:

а) работа с терминами;

б) работа с документами;

в) повторение пройденного материала;

г) работа по опережающим заданиям.

II. Объяснение нового материала.

III. Закрепление изученного материала.

I. Опрос учащихся.

Для выполнения письменного задания по изученному материалу к доске приглашаются три ученика.

Вопросы и задания:

1. Назовите шесть групп прав детей, обозначенных в Конвенции о правах ребенка.

Ожидаемый ответ:

а) Право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав.

б) Право на семейное благополучие.

в) Право на свободное развитие личности.

г) Право на обеспечение защиты здоровья детей.

д) Право на образование.

е) Право на защиту детей от любых видов эксплуатации.

2. Соотнесите термины и определения, связанные с нарушением прав человека:

1. Геноцид а. Реакционная теория о неравноценности по одаренности различных рас и их представителей.

2. Апартеид б. Действия, совершаемые с целью уничтожения полностью или частично какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

3. Расизм в. Насильственные акты, совершаемые против отдельных граждан или объектов, взрывы в общественных местах, на улицах, захват заложников.

4. Сегрегация г. Намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо лиц, организаций или государств по признакам расы, национальности, пола, государственной принадлежности, имущественного положения, политических и религиозных убеждений.

5. Терроризм д. Одна из форм дискриминации, выраженная в ограничении в правах по мотивам расовой или национальной принадлежности.

6. Дискриминация е. Политика жестокой расовой дискриминации, выраженная в раздельном проживании.

Правильные ответы: 1б, 2е, 3а, 4д, 5в, 6г.

3. Требования к кандидату на пост Президента Российской Федерации.

Правильный ответ:

1) возраст кандидата на пост Президента России – не менее 35 лет;

2) гражданин России, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;

3) одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

В то время как учащиеся выполняют задания у доски, с остальными учениками проводится интеллектуальная разминка. Ученикам раздаются по 4 карточки с заданиями по группам прав:

1. Личные и гражданские права и свободы.

2. Политические права.

3. Социально-экономические права.

4. Культурные права.

Учитель называет права человека, а учащиеся соотносят их с группами прав, указанными в карточках.

Права человека, называемые учителем:

1. Право на жизнь.

2. Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства.

3. Право на труд.

4. Право на жилище.

5. Право частной собственности.

6. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

7. Право на свободу и личную неприкосновенность.

8. Право на социальную защиту.

9. Право на неприкосновенность частной жизни.

10. Право на образование.

11. Право на отдых.

12. Свобода мысли и слова.

13. Право на свободное участие в культурной жизни общества.

14. Право не объединение.

15. Свобода совести.

16. Право избирать и быть избранным в органы власти.

17. Право на проведение собраний, митингов и демонстраций.

18. Право на благоприятную окружающую среду.

19. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

20. Право на национальную идентификацию.

21. Право обращаться с заявлениями и жалобами в органы власти.

22. Право участвовать в управлении делами государства.

23. Право на реализацию научных, литературных, художественных и иных способностей.

Для ускорения выполнения задания на карточках учащимся рекомендуется записывать только номера прав.

После выполнения задания учащиеся сдают карточки на проверку; итоги работы учащихся подводятся учителем на следующем уроке.

Следующим видом работы является ответ на вопрос, который учащиеся разрабатывали дома: назвать организации международного, государственного, регионального, местного уровней, участвующие в защите прав человека.

Мы существуем, общаясь с другими людьми. Мы настолько привыкли к окружающим нас людям и обстоятельствам, что порой не замечаем, как вступаем в те или иные правоотношения. Поездка в автобусе, обед в столовой, покупка в магазине – на каждом шагу нас ждут имущественные отношения. Данные отношения регулируются нормами гражданского права, которые собраны в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе, Законе о защите прав потребителей. Основу для регулирования имущественных отношений составляет обязательное право. Оно регулирует основания для возникновения или прекращения обязательств, названия которых вы слышали: сделки и договоры. Сделка – это действие, направленное на установление, изменение и прекращение гражданских правоотношений. Несколько видов сделок:

См. схему

Для нас особый интерес могут представлять договоры. Примерный перечень договоров: купли-продажи, мена, наем, подряд, перевозка, комиссия, экспедиция, хранение, заем, ссуда, конкурс. Кроме того, гражданское право регулирует личные неимущественные отношения: защита авторских прав, защита чести, достоинства и деловой репутации.

Имущественные отношения могут возникать:

а) между гражданами;

б) между организациями;

в) между гражданами и организациями.

Организации в отношения вступают как юридические лица, а граждане – как физические лица. Назовем два наиболее важных качества физических лиц: правоспособность и дееспособность. Правоспособность – это способность человека иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность наступает с момента рождения человека. Иногда она наступает до рождения человека: это происходит в случае гибели отца неродившегося ребенка. Дееспособность – это способность человека самостоятельно осуществлять свои гражданские права и брать на себя гражданские обязанности. Полная дееспособность наступает с момента достижения человеком совершеннолетия, ограниченная – с 6 лет.

Виды сделок, в которых могут участвовать несовершеннолетние:

1. Мелкие бытовые.

2. Направленные на безвозмездное получение выгоды (подарок), если не требуется нотариального удостоверения.

3. Распоряжение средствами, предоставленными законными представителями или с их согласия другими лицами.

Недееспособными являются несовершеннолетние дети до 14 лет, но и с 10 лет они имеют право на некоторые элементы дееспособности – когда требуется их согласие на усыновление. Недееспособными могут быть и совершеннолетние дети, но только по решению суда – в случае, когда они страдают психическим расстройством. Вопрос о дееспособности связан в основном с имуществом. Практически все имущество принадлежит кому-либо, то есть является чьей-то собственностью.

Собственность – это принадлежность вещи данному лицу. Право собственности несет в себе три правомочия:

1. Право владения – фактическое обладание вещью.

2. Право пользования – использование полезных свойств вещи.

3. Право распоряжения – определения юридической судьбы вещи.

Человек, обладающий дееспособностью, обладает этими тремя правомочиями.

На основе записей в рабочих тетрадях и информации на доске дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какие нормы называются нормами гражданского права?

2. Какие документы регулируют нормы гражданского права?

3. Что такое сделка, какие виды сделок встречались вам сегодня на уроке?

4. Какие качества физических лиц вы знаете?

5. В каком возрасте наступает правоспособность и дееспособность?

6. Регулируют ли нормы гражданского права жизнь несовершеннолетних? Приведите собственные примеры.

Е.ЖУИН, учитель истории и права, Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте