search
main
0

Мы вас ждем!

​Нынче психолог становится одним из наиболее востребованных специалистов, осуществляющих свою деятельность в различных сферах социальной практики.

Психология востребована всеми участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, администрацией образовательного учреждения. При этом важнейшей задачей практической психологии становится адресная психологическая помощь различным категориям детей (одаренным детям, детям с ограниченными возможностями, отклонениями в развитии и поведении, детям-сиротам и др.).В нашем институте активно внедряют практико-ориентированные принципы обучения, основанные на междисциплинарном подходе в решении задач социальной практики, вводят новые специализации, ориентированные на те области деятельности психолога, в которых запрос практики сложился (юридическая психология, клиническая психология раннего возраста, перинатальная психология), расширяют объем самостоятельной работы студентов.Работа института ориентируется на формирование у психологов основных стратегических компетенций:    способности учитывать общие и специфические закономерности и индивидуальные особенности психического развития человека на различных возрастных ступенях;    готовности применять современные качественные и количественные методы в психологических исследованиях;    способности организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;    готовности организовывать различные виды активных форм работы со школьниками, учителями, родителями.Институт, объединяя подготовку специалистов по родственным направлениям и специальностям, демонстрирует подход к подготовке специалистов, бакалавров и магистров на основе интеграции знаний о человеке, организации междисциплинарных связей в процессе обучения.Институт проводит большую подготовительную работу по разрабатываемым проектам федеральных государственных стандартов подготовки двух видов бакалавриата – прикладного и академического. В рамках психолого-педагогического образования выделяют профессиональные задачи выпускников академического бакалавриата – психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации, и прикладного бакалавриата – педагогическая деятельность в дошкольном образовании, педагогическая деятельность в начальном общем образовании, социально-педагогическая деятельность и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.В институте идет работа по созданию для студентов условий для получения дополнительного образования в соответствии с меняющимися запросами образовательной среды города: по проблемам психологического консультирования, психологии экстремальных состояний и профессий, профилактике зависимого поведения, психологической реабилитации лиц с нарушениями здоровья.По результатам анализа ситуации в образовательном пространстве были проведены специальные меры, направленные на усиление практико-ориентированной направленности образовательного процесса. К ним относятся:    поддержание постоянного взаимодействия с базами практик в течение учебного года;    внедрение практико-ориентированных заданий во все учебные дисциплины, введение курсов по выбору, направленных на формирование практических навыков и умений;    привлечение студентов к работе над социально значимыми проектами по тематике НИР института в процессе всех видов практик на протяжении всего процесса обучения;    разработка для студентов комплекса средств психодиагностики, интерактивных методов, методов психологического воздействия,    развитие у студентов способности к построению индивидуальных образовательных траекторий с учетом конкретного вида будущей профессиональной деятельности.Изучение процесса становления личности студентов подтверждает, что в приобретении профессионального опыта во время обучения ключевую роль играет практика, которая способствует не только профессиональному, но и личностному развитию студентов. Студенты рассматривают ее как технологию, обеспечивающую единый процесс их социализации, профессионализации и специализации в конкретных социально-экономических и производственных ситуациях. По мнению студентов, практика дает возможность определить собственные профессиональные потребности, возможности и дальнейшие ориентиры личностно-профессионального роста. Полученные теоретические и практические знания будущей профессии приобретают для студента личностный смысл.Проведенный анализ динамики рынка труда в последние годы позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, основой социальной защищенности и устойчивости на рынке труда стала прежде всего высокая квалификация работников. Во-вторых, рынок труда – это не только рынок знаний, умений, навыков, но и рынок личностных качеств работников. В условиях конкуренции при профессиональном отборе оценивают общий потенциал претендента, в том числе его интеллектуальные, коммуникативные, волевые качества, мотивацию, способность к саморегуляции. Он должен быть более активен и самостоятелен, а также более гибок и мобилен, чтобы изменяться в соответствии с требованиями изменяющегося рынка труда. Для такого экономического поведения характерны осознание собственной жизненной и гражданской позиции, определенная социальная зрелость, компетентность в отношении к своей собственной жизни.Использование в институте балльно-рейтинговой и кредитно-модульной систем оценки качества знаний студентов имеет высокий потенциал в плане организации психолого-педагогического сопровождения. Тщательный анализ рейтингов позволяет нам выявить трудности и слабые места в подготовке студентов, их мотивационные предпочтения, реализовать индивидуальный подход в работе академических консультантов и кураторов и вовремя оказать помощь.В качестве ключевой проблемы при разработке и реализации программ магистратуры как второй ступени высшего образования выделена задача организации производственной и научно-исследовательской практики будущих магистров, определения ее специфики по сравнению с практикой бакалавров и специалистов. Выбор тематики магистерских программ основан на анализе наиболее острых и требующих решения проблем современного образования и социальной сферы, прогнозе востребованности выпускников на рынке труда.Студенческая исследовательская деятельность в рамках научно-исследовательских проектов института разворачивается на различных уровнях:- на уровне единичной конкретной школы, где студент может проходить практику или проводить дипломное исследование, или работать по окончании вуза;- на уровне округа: например, студенты ИПССО принимают активное участие в организации и проведении ежегодного фестиваля «Одаренному ребенку – одаренный педагог»);- на уровне города: исследовательские достижения студентов могут транслировать сетевые средства, в частности, в рамках деятельности сетевого сообщества педагогов Москвы «Виртуальная мастерская»;- на уровне страны и мира: выдающиеся исследовательские достижения студентов могут использовать в контексте международных проектов. Наработки ИПССО позволили МГПУ войти одним из партнеров в международный проект «Программа непрерывного обучения» (lifelong learning programme).Институт придает большое значение созданию современной системы психологической подготовки педагогических кадров. Одним из ключевых направлений модернизации системы подготовки педагогических кадров становится в современном образовании принципиально иная по содержанию и форме психологическая подготовка учителя, воспитателя, специалиста управления образованием. Очевидно, что выпускник педагогического вуза должен уже не только уметь решать задачи предметного обучения, но и владеть технологиями интеллектуального, социального и личностного развития учащихся, формирования у них соответствующих компетентностей, что предполагает создание таких образовательных программ высшего педагогического образования, которые позволяют получить квалификацию и учителя, и психолога одновременно.Одна из важных проблем – подготовка учителей-предметников, где особое значение приобретает социально-психологическое сопровождение учащихся. Преподаватель-предметник должен быть подготовлен не только по предмету, но и получить навыки решения социально-психологических проблем, максимально приближаясь к реальным проблемам школы.Проводимые исследования показывают, что учащиеся, субъективно оценивая работу преподавателя, не сводят понятие профессионализма к знанию предмета. Контент-анализ анкет субъективных оценок учащихся старших классов средней школы свидетельствует, что в понятие «профессионализм» включают прежде всего такие качества, как высокая профессиональная культура, человечность и высокая нравственность учителя.Преподаватели-психологи ИПССО наряду с традиционными заданиями по психологическому анализу урока, психологическому портрету учащегося и коллектива организуют консультации по проблемам общения с учащимися, учителями и родителями, учебной мотивации, поведения в конфликтной ситуации. Психологическое сопровождение будущих педагогов включает обучение их способам саморегуляции, здоровьесберегающим технологиям, поведению в стрессовых ситуациях. Мы считаем целесообразным развивать имеющийся опыт психологического сопровождения педагогов-предметников на базе университета в разных округах и учебных заведениях города.Выпускники института в своем подавляющем большинстве не испытывают проблем с трудоустройством. Институт ежегодно предлагает выпускникам информацию по вакантным местам работы в Москве, активно сотрудничает с работодателями.Наши выпускники работают в государственных образовательных, социальных, медицинских учреждениях, в коммерческих компаниях и фирмах. Выпускники очно-заочной и заочной форм обучения в основном находят себе место работы по специальности уже в процессе обучения. Выпускники заочного отделения сокращенного срока обучения часто продолжают работать в тех же учреждениях, в которых работали до и во время обучения. Многие образовательные, медицинские учреждения и предприятия, где работают наши выпускники, присылают положительные отзывы об их вузовской подготовке и отличной работе. За отчетный период не было получено ни одной рекламации от руководителей организаций и предприятий на работу наших выпускников.Профессиональное продвижение выпускников осуществляется за счет обучения в магистратуре, аспирантуре, специализации, курсов повышения квалификации и получения второго высшего образования.Е.РОМАНОВА, директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, доктор психологических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте