Чем цель трудней,
Тем радостней победа.
Цели научного общества “Поиск”:
1. Развитие творческой личности. Прогресс человечества зависит от концентрации талантливых людей в каждом поколении. Чем выше в поколении процент творческих людей, тем выше и лучше общество.
2. Активное речевое развитие школьников: развитие устной и письменной речи.
3. Расширение знаний и представлений о человеке и окружающем мире.
Практические задачи:
1. Развивать способности ученика, причем не только его учебную деятельность, но и продуктивную трудовую деятельность.
2. Формировать стремление к укреплению собственного здоровья, так как творческому человеку необходимо здоровье для достижения своих творческих целей.
3. Развивать личность ребенка.
Методы работы: исследовательские, диалог, полилог; “Мастерская”; метод моделирования; методы фокальных объектов; метод мозгового штурма; метод контрольных вопросов, системный оператор; метод снежного кома; метод золотой рыбки и т. д.
Работа научного общества “Поиск” ориентирована на современные технологии. В основу программы научного общества положено учение Г. С Альтшуллера о теории развития исследовательского знания (ТРИЗ), о творчестве. “Главным с точки зрения исследований, на мой взгляд, сегодня является не ТРИЗ, а ТРТЛ – теория развития творческой личности, которая отпочковывается от ТРИЗа”. В классификации современных образовательных технологий Г.К. Селевко в разделе “Технологии развивающего обучения” включена технология “Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности” (И.П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Именно на эту технологию и опирались при написании адаптированной программы по предмету “Введение в ТРИЗ”. Параллельно идет внеклассная работа в научном обществе “Поиск”.
Краткое описание структуры программы “Введение в ТРИЗ”.
1. Работа над развитием творческого воображения.
2. Речевое развитие.
3. Расширение знаний об окружающем мире.
4. Программное содержание.
Структура программы полностью соответствует целям: развитие творческой личности, активное речевое развитие, расширение знаний и представлений о человеке и окружающем мире.
Актуальность программы
Творческая, активная и одаренная личность не боится выявления всех противоречий своей натуры. “Человек, занятый творчеством, не может быть плохим человеком, ему неинтересно быть плохим – это только отнимает время” (Г. С. Альтшуллер).
К сожалению, современная школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Возникает необходимость в создании инновационных учебных заведений, инновационных программ.
Джанни Родари сказал однажды: “Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать”. На уроках “Введение в ТРИЗ” и на занятиях научного общества “Поиск” дети учатся думать, придумывают очень интересные, необычные вещи. “Видеть и делать новое – это очень большое удовольствие”. Эти слова принадлежат Ф. Вольтеру.
Придумывая новое и необычное, дети получают не только сами удовольствие, но и доставляют удовольствие нам, взрослым.
Занятие научного общества “Поиск”
Цель занятия: 1. Развивать у детей тягу к необычному, непознанному. 2. Расширять кругозор детей. 3. Работать над развитием устной речи детей. 4. Формирование творческого системного мышления и ценных качеств творческой личности.
Задачи: 1. Обеспечить познавательную активность учеников в процессе применения и преобразования знаний. 2. Создать педагогические условия для овладения методологией творчества. 3. Развивать многогранность мышления. 4. Формировать творческое воображение. 5. Воспитывать потребности в саморазвитии и созидательной ответственности в условиях свободного выбора творческого дела.
Носители активных методов и системного творческого мышления: 1. Методы развития общения по принципу “Уча, учимся сами” (на основе частично-поисковых, поисковых и исследовательских методов). 2. Методы развития творческого воображения. 3. Методы ослабления психологической инерции мышления. 4. Эвристические игры. 5. Интеллектуальные разминки. 6. Методы устранения противоречий при решении изобретательских задач. 7. Поиск пути к чуду.
Системообразуюший фактор: активная творческая деятельность учащихся и педагога.
I часть. Интеллектуальная разминка “Разогрев мозгов” (создание условий, необходимых для творчества)
1. “Умные мысли”. Как вы понимаете высказывание К.Н. Боуви: “Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления?” (по цитате проводится беседа). Учитель: “Думаю, что наши мозги никогда не заржавеют”.
2. Задание “Изобразите по-своему”.
а) Рисовать можно не только простыми линиями, но и целыми геометрическими фигурами. Например, снеговика, цыпленка можно нарисовать только окружностями, а плясунью, елку, рыбу и ракету – треугольниками. Изобразите рыбу, птицу из квадратов.
б) Откройте географический атлас, внимательно рассмотрите очертание озер, рек, морей, суши. Вы видите, что очертание Италии напоминают сапог, Индии – ромба, острова Сахалин – рыбу. Найдите на карте еще не менее 10 подобных объектов.
3. Четкие, ясные, лаконичные вывески в городах и на дорогах называются пиктограммами. Если нарисовать батон, ясно – недалеко булочная. Если вопросительный знак – справочное бюро. Ложка с вилкой – столовая. Пиктограмма дает точную и быструю зрительную информацию, помогает иностранцам, не знающим языка, ориентироваться в городах и на дорогах чужой страны. Составьте собственные пиктограммы на еще неразработанные темы.
Все задания этапа “Изобразите по-своему” дети выполняют в группах. При ответах происходит коллективная защита каждого проекта. Работы детей собираются для оформления в “Творческую папку”.
II часть. Когда человек начал творить?
Выступления детей с размышлениями над этим вопросом.
Справка учителя: Каменные орудия, костер, копье, наскальные рисунки, фигурки животных, колесо – первые изобретения человека.
Вы видите ручку, столы, плафоны, рубашки, платья. Эти предметы – плоды нашего ума, результат изобретения. Они сделаны такими же людьми, как мы с вами. Есть категории интересных людей, вызывающих вообще восхищение. Это люди-творцы, неуемные, не робеющие перед трудностями и всегда их преодолевающие. Это люди, у которых никогда нет лишнего времени. Где бы и кем ни работали люди-творцы, они везде стараются создать что-то новое. То чего нет, но обязательно должно быть и будет. Если они не будут придумывать нечто новое, то остановится победная поступь техники, науки. Остановится время.
III часть. Построение проблемы. Инженер Артоболевский сказал: “Нет задач, которые не могут быть решены вообще. Есть задачи, которые не решены на данном этапе развития техники”. Попробуем решить такую задачу: Практически из любого скворечника кошка может достать птенцов. Усовершенствуйте скворечник, из которого она не смогла бы достать птенцов.
IV часть. Принятие творческого решения. Что значит усовершенствовать?
V часть. Определение противоречий между тем, что есть, и тем, что должно быть. Обычный скворечник изготовляется быстро из недорогих материалов, крепится к дереву, безопасен для птиц, но доступен для кошек.
VI часть. Материализация творческого мышления. Парад идей (метод мозгового штурма).
а) Скворечник крепится на железной трубе. Недостатки: дорого, долго, ветер будет завывать в трубе, пугать птиц.
б) Скворечник с длинной круглой трубой – входом. Недостатки: трудно закрепить железную трубу на скворечнике.
в) Скворечник с лабиринтом внутри. Недостатки: большие затраты материалов, не только кошка, но и птицы могут не найти вход.
г) Дом для целого птичьего сообщества. “Общежитие” может изготавливаться в заводских условиях в виде усеченного конуса, состоящего из двух половинок с перегородками у оснований. Половинки крепятся между собой вокруг ствола и т. д.
VII часть. Анализ последствий реализации творческого замысла. Подведение итогов, обмен мнениями по работе над идеей.
VIII часть. Конструирование измерителей успеха.
Чьи идеи запишем сегодня в книгу Изобретений? У кого накопилось больше идей за месяц? Присвоим звание “Почетный изобретатель научного общества”.
Наталья ШУЛЫГИНА
Усолье-Сибирское,
Иркутская область
Комментарии