Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы в ответе за тех, кого не научили

УГ - Москва, №35-36 от 2 сентября 2014. Читать номер
Автор:

​Во второй половине августа, как правило, заканчивается подведение формальных итогов прошедшего учебного года, продолжается активная подготовка к новому циклу школьной жизнедеятельности.

Мой многолетний директорский и учительский опыт свидетельствует о том, что постановка задач развития школы на августовском педагогическом совете возможна лишь на основе глубокого осмысления достигнутых результатов и допущенных ошибок.В этом году основным предметом рефлексии для меня стали итоги прохождения ОГЭ московскими девятиклассниками по обязательным предметам. Эта серьезная проблема, которую многие педагогические коллективы города будут разрешать в 2014-2015 учебном году.Не считаю нужным рассуждать о том, насколько сложны программы по математике и русскому языку и посильны ли они для освоения школьниками, какие у нас ученики и хотят ли они учиться, каковы современные родители и занимаются ли они своими детьми в должной мере. Это ложный путь, уводящий в сторону от решения исключительно педагогической задачи. Мы должны были научить, но не научили, речь идет о нашей профессиональной неудаче, а не о детской неуспешности.Сначала начинаешь искать ошибки в организации внутришкольного контроля, осуществляемого самим учителем, методическим объединением, администрацией, затем приходит понимание того, что есть существенные недостатки в подготовке учителя к уроку, его умении правильно определять тип учебного занятия и осуществлять его конструирование. Все это верно, однако, как говорят математики, это необходимые условия, но отнюдь не достаточные. Все дело в учителе, в его понимании и принятии своей профессиональной нравственной миссии: учитель не может себе позволить не научить своего ученика! Только на принятии этого профессионального нравственного посыла должна строиться педагогическая деятельность, на этом основаны все современные образовательные технологии. Именно этот принцип определяет индивидуализацию обучения, поиск индивидуальных образовательных траекторий для каждого ребенка. Только плохой учитель может сказать про своего ученика, что тот «слабый» ребенок, эти слова снимают с него ответственность за академические неудачи его учеников, маскируют профессиональную некомпетентность.В условиях нормативно-подушевого финансирования образовательных организаций заработную плату учителя в значительной степени определяет количество детей, которых он учит, то есть каждый ребенок вносит свою лепту в обеспечение материального благополучия педагога. Значит, если каждый ребенок «приносит» учителю часть заработной платы, то учитель просто обязан заниматься индивидуально с каждым ребенком, а не с классом вообще. Только тогда будет получен результат, устраивающий и учителя, и ребенка, и общество.В этом году из 43 девятиклассников нашей школы двое получили по двум основным предметам двойки на ОГЭ. Традиционно возникают два основных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Отвечая на первый вопрос, сразу начинала с себя – наверное, был ослаблен контроль за качеством обучения на всех уровнях – администрации, методического объединения, учителей. Учителя в основном стремились формально пройти программу, не уделяя должного внимания индивидуальным занятиям с каждым учеником, нуждающимся в помощи, в таких занятиях. В последние годы мы выпускали практически всех девятиклассников, а учили далеко не каждого. Но сегодня нельзя учить детей так, как мы учили их еще вчера, когда была возможность сдавать, а точнее, имитировать сдачу экзаменов в традиционной форме. Важен второй вопрос: «Что делать?» Мы начали с того, что перераспределили учебную нагрузку, передав часы русского языка и математики в выпускных классах тем учителям, которые уже имели хорошие образовательные результаты, скорректировали учебный план, выделив большее количество часов для проведения индивидуальных занятий, учителя математики разработали очень хорошую программу по преодолению неуспешности детей, подключив к этой программе всех, начиная с начальной школы, и это, наверное, очень важно, потому что многие проблемы начинаются именно в начальной школе, с первых шагов обучения, здесь рождается интерес к предмету, мотивация к учебе. Мы составили план проведения внутреннего мониторинга качества обучения с привлечением независимых экспертов – учителей школ района Соколиная Гора. Я думаю, это значительно повысит объективность оценки знаний обучающихся. Эту же тему мы обсудили на заседании межрайонного совета директоров, и она была поддержана руководителями школ. С начала июля при поддержке и с согласия родителей я сама начала заниматься математикой с двумя учениками, получившими двойки. Для меня эти занятия очень важны, так как помогают найти те трудности, с которыми встречаются дети в процессе обучения, проблемы преподавания математики как предмета в нашей школе. Занятия с директором способствуют пониманию детей важности этих занятий и повышают их учебную мотивацию. К занятиям с ребятами я привлекла начинающего молодого учителя математики, который согласился на это с большим интересом и сейчас работает очень хорошо, считаю, что для него эти занятия станут хорошей практикой.Может быть, я формулирую проблемы слишком жестко, но это честно. Полагаю, что только такой честный и объективный подход поможет нам исправить общие ошибки. Всегда необходимо помнить, что ошибки учеников – это следствие наших профессиональных ошибок.Ирина ШАХУРИНА, директор школы №446


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту