Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы в ответе за будущее своих детей и нового поколения

УГ - Москва, №04 от 25 января 2011. Читать номер
Автор:

​Когда мы задумывали номер, посвященный деятельности школ в новых экономических условиях, то, конечно, сразу решили: в номере будет статья начальника Южного окружного управления образования Нины МИНЬКО. Почему? Прежде всего потому, что вот уже больше 20 лет Нина Григорьевна вместе со своей командой, которую создавала буквально поштучно (если так можно сказать о подборе специалистов), занималась именно формированием новых экономических механизмов в сфере образования. Они были во всем первыми: и в отстаивании права школ на недвижимость, и в установлении счетчиков в школах и детских садах, и в создании управленческих советов, и во введении в ОУ должностей омбудсменов. Недвижимость нельзя было терять, сегодня мы в этом убеждаемся, подсчитывая, сколько детских садов ушло из системы, счетчики помогали оценить размер экономии ресурсов, которую можно было потратить на насущные нужды, управленческие советы необходимы для истинного государственно-общественного управления, а омбудсмены – для того чтобы при всех изменениях не были нарушены права участников образовательного процесса. Но вот что интересно: изменений было много, однако для публикации Нина Григорьевна предложила не новый материал, а написанный несколько лет назад – дескать, не потерял актуальности. Вот он.

Процесс образования и становления личности непрерывен. Он начинается с рождения ребенка и продолжается в разных формах всю его жизнь. Общеизвестно, что основы образования закладываются в детском возрасте. От заложенного фундамента знаний, умений и навыков может зависеть успешность человека в современной жизни. И многие родители готовы сделать все от них зависящее, чтобы такое фундаментальное образование ребенку обеспечить. К этому стремятся и педагогические коллективы образовательных учреждений. В последнее время на приеме у специалистов управления образованием все чаще звучат просьбы родителей: «Посоветуйте нам образовательное учреждение!» При этом каждый предъявляет к этому выбору свои требования и критерии. Одни ищут школу, где сразу же объявляют сумму «благотворительности», на которую рассчитывают единовременно и ежемесячно. Порой, чем больше такая сумма, тем престижнее кажется учреждение. Другие, наоборот, ищут учреждение, в котором практически не привлекают средства родителей ни на какие нужды. Многие родители хотят прежде всего знать результативность работы детского сада, школы, другого образовательного учреждения по итогам проводимых мониторингов качества образования, степени комфортности психологического климата. Ну а большинство выбирает ближайшую к месту жительства школу, потому что это оптимальный вариант для обеспечения безопасности и сохранения здоровья ребенка, экономии его времени и сил, а часто и потому, что сами когда-то ее окончили.На выбор образовательного учреждения сегодня мы имеем полное право, нужно только, чтобы оно имело возможность принять ребенка. Исключение составляет школа, к которой по приказу окружного управления образования относится дом, в котором фактически проживает семья. Здесь отказать в приеме в школу ребенку не могут.Но как бы то ни было – школа выбрана. Начинается учебный процесс, возникает масса новых вопросов. Самые острые из них – вопросы, связанные с финансированием учебного процесса и внеурочной деятельности, образовательно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях дополнительного образования, школах-интернатах. Возникающие вопросы вполне правомочны, так как не все родители или лица, их замещающие, могут самостоятельно разобраться в причинах и структуре многоканального финансирования современного образовательного учреждения, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в разноплановости предлагаемых учреждением дополнительных услуг, в возможности влияния на наличие или отсутствие их в образовательном учреждении.Не всегда у администрации образовательного учреждения и членов педагогического коллектива находится время во всех деталях рассказать об этом каждому из родителей, а зачастую в учреждении пренебрегают необходимостью периодически делать это на родительских собраниях и в индивидуальных беседах.По статистике большинство конфликтов, возникающих в образовательных учреждениях, связаны со сбором денег с родителей на так называемые нужды школы, нужды класса, что категорически запрещено нормативами, действующими сегодня в системе образования Москвы.Единственный путь избежать конфликта – действовать в рамках существующих нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения образовательного учреждения и родителей в рамках действующего в стране законодательства.Мы были бы счастливы сказать сегодня всем, что наше государство, а следом за ним и государственное образовательное учреждение предлагают весь набор имеющихся у них образовательных (и не только образовательных) услуг совершенно бесплатно, что все они оплачены государством.Однако сегодня это невозможно сделать по двум причинам:- ни государство, ни органы исполнительной власти в регионе не могут финансировать образовательные учреждения полным рублем. Сегодня бюджетное финансирование наших учреждений составляет менее чем 60% от их потребностей;- при этом перечень услуг, предоставляемых сегодня образовательным учреждением, выходит далеко за рамки традиционной для школы функции – дать базовый уровень знаний по предметам базисного учебного плана, утвержденного государством.Новое время, новые условия жизни порождают новые проблемы. Сегодня школа должна думать и об организации горячего питания учащихся во время их пребывания в учреждении, и о создании здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, и о дополнительном образовании ребенка, и об организации охраны детей, имущества в образовательном учреждении, и о многом другом, привлекая профессионалов к решению всех этих вопросов. Понятно, что финансирование и на эти цели осуществляется государством лишь частично, например, специальными постановлениями Правительства Москвы выделяются целевые средства на организацию горячего питания, но лишь для определенных категорий школьников.Наибольший дефицит средств в учреждении приходится на статьи расходов, связанных с обновлением материальной базы и поддержанием санитарно-технического состояния зданий и помещений, так как расходы на статьи «Заработная плата», оплату коммунальных услуг, приобретение минимального набора учебного оборудования в рамках существующих стандартов покрываются в основном полностью. Аналогичная картина и в дошкольных учреждениях.Все государственные образовательные учреждения Южного округа при относительно равных стартовых условиях сегодня очень расслоились. Одни уверенно развиваются, с каждым днем не только расширяя спектр образовательных возможностей для ребенка, но и укрепляя материальную базу. Другие медленно, но верно умирают, становясь все менее и менее привлекательными для родителей, имеющих возможность выбора. Этот процесс расслоения особенно усилился в последние годы с переходом практически всех учреждений на нормативное подушевое финансирование, размер которого зависит не только от числа учеников (воспитанников), но и от приобретенного за этого время образовательным учреждением более высокого статуса или упущенной им такой возможности. В этом процессе очень многое зависело и зависит от совместных усилий всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей. Сегодня образовательное учреждение уже нуждается не только в таком продекларированном Национальной доктриной образования России на период до 2025 года канале софинансирования, как «привлечение средств семей». Без него многих проблем учреждению не решить. В еще большей степени для повышения эффективности работы и развития учреждения необходимо посильное участие в этом каждого имеющимися у него возможностями (финансовыми, интеллектуальными, непосредственным участием в выполнении отдельных видов работ). Информация к сведениюНациональная доктрина образования в РФ была утверждена Правительством Российской Федерации в 2000 году.Сегодня мы уже находимся на третьем этапе, предусмотренным доктриной, о котором в этом документе сказано так:«На третьем этапе (до 2025 года) – при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступлений в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников. В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны быть предусмотрены средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Российской Федерации».Во всех государствах мира система образования имеет многоканальное финансирование, и многие образовательные услуги там платные. Но при этом особенно важно, чтобы и управление государственным образовательным учреждением постепенно стало общественно-государственным, то есть таким, когда все принципиальные вопросы жизнедеятельности образовательного учреждения решаются коллегиально. Один из таких важнейших вопросов – составление сметы расходов образовательного учреждения на финансовый год и ее согласованность с утвержденной коллегиально программой развития.Эта задача сегодня успешно решается во многих школах Южного округа, где созданы и работают управляющие советы, в состав которых вошли родители, учащиеся, педагоги, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления.Все это становится возможным там, где понимают, что образование и воспитание ребенка, становление его личности и реализация его потенциальных возможностей – процесс долгий, непрерывный, требующий слаженных усилий всех сторон, заинтересованных в его успешности, всех участников образовательного процесса, включая самого ребенка на всех этапах его взросления.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту