search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды

“Мы уезжаем и снова назад возвращаемся” Как сделать экскурсию интересным и запоминающимся событием

Лето – пора путешествий. Можно путешествовать всей семьей, а можно – всем классом или отрядом (если в лагере). Но порой экскурсии, на которых бывают ребята, быстро забываются. К тому же, согласитесь, долго слушать утомительно, а экскурсия-диалог – редкое явление. Как же превратить экскурсию из скучного мероприятия в незабываемое событие?

Несколько простых схем, по которым можно провести любое коллективное творческое дело, любой праздник, помогут нам разнообразить и экскурсии.

Вариант первый. “Из дальних странствий возвратясь…”
1. Разбиться на группы.
2. На общем сборе каждая группа получает задания.
3. После поездки – общий сбор, на котором проводится конкурс тематических газет и конкурс экскурсоводов.
Вот какие задания получили группы, готовясь к поездке в Пушкиногорье:
1. Географы. Определить географическое положение псковского края, описать погоду этого северного края.
2. Биологи. Составить паспорт растений и животных Пушкиногорья.
3. Биографы. Узнать и рассказать о пребывании А.С.Пушкина в Михайловском.
4. Биографы. Узнать и рассказать о встречах А.С.Пушкина с соседями из Тригорского.
5. Историки. Найти ответ на вопрос: “Откуда есть пошла земля русская?”
6. Богословы. Найти ответ на вопрос: “Почему монастыри – это твердыня России?” (На примере Псковско-Печерского и Святогорского монастырей).
Из дневника. “Едем в Пушкиногорье. Наша группа – географы. Экскурсовод как будто знала, что нам надо как можно больше узнать о погоде этого северного края, мы с интересом слушаем ее рассказ.
…1978 год. В ночь с 10 на 11 мая в Михайловском случилось “светопреставление”, и продолжалось оно целые сутки. К 7 часам утра пришла “тьма египетская”, сильнейший ветер и такой снегопад, какого никогда доселе не бывало. С неба падали снежинки весом по 100 граммов каждая. Земля покрылась полуметровым снежным покровом. Погибло около 2000 деревьев. Повсюду лежали погибшие птицы. Но сильнее всех бед любовь людей к Пушкину, к Пушкинскому краю – все деревья были посажены вновь.

Вариант второй. “Экскурсия в экскурсии”.
Общеизвестно: запоминается то, что делаешь сам. Можно заранее договориться с экскурсоводом, что по ходу экскурсии некоторые ребята будут делать небольшие сообщения. Но рассказы ребят должны быть краткими и интересными, а экскурсовод-профессионал оценит рассказы ребят и дополнит их.

Из дневника. “Сегодня прошла экскурсия по средневековому Кремлю. Мне хотелось чем-то удивить и экскурсовода, и ребят, поэтому я прочитал много книг об Успенском соборе, который был главным храмом Древней Руси. Его построил знаменитый итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиорованти, а расписывал не менее известный мастер Дионисий”.
Вариант третий. “Наша экскурсия”.
Постепенно, рано или поздно, у ребят появляется желание самим провести экскурсию. Именно так прошли экскурсии “Башни Московского Кремля”, “Тропой пушкинского детства”.

Из дневника. “Сегодня мы побывали в Москве пушкинского детства. Я рассказывал о Юсуповском дворце. Мы стояли посреди сада, представляли таинственные гроты, диковинных птиц и вспоминали стихи из “Руслана и Людмилы”:
Дробясь о мраморны
преграды,
Жемчужной, огненной дугой
Валятся, плещут водопады;
И ручейки в тени лесной
Чуть вьются сонною волной.
Приют покоя и прохлады,
Сквозь вечну зелень здесь
и там
Мелькают светлые беседки;
Повсюду роз живые ветки
Цветут и дышат по тропам.
Вот бы сделать этот уютный уголок Москвы таким, каким был он во времена Пушкина!”

Вариант четвертый. Игра “Один за всех, все за одного”.
Часто бывая на экскурсиях в других городах, видишь, как вечером в гостинице ребятам нечем заняться, грустно наблюдать безделье ребят, от которого они просто сходят с ума. А почему бы не поиграть? В холле или в одном из номеров – место для игры всегда можно найти. Вся группа делится на 2 или 3 команды. У каждого на груди – номер участника игры. Вопросы задаются по очереди каждой команде. Отвечает тот, чей номер называет ведущий.
Ответ – 2 балла.
Если участник не отвечает, помогает любой другой из команды – 1 балл. Если команда не отвечает – помогает другая команда (один ответ) – 1 балл.

Из дневника. “Я впервые на экскурсии с чужим классом. Вижу: ребята что-то записывают, отмечают. Зачем? Оказывается, вечером – игра.
На игре было весело. Сразу вспомнились рассказы экскурсоводов, пригодились и книжки, брошюры, купленные на память”.

Вариант пятый. “Шапка вопросов”.
Это замечательный вариант подвести итог любого дела, в том числе и экскурсии. Каждый пишет на отдельном листке два вопроса:
Первый вопрос, на который он знает ответ (по содержанию экскурсии).
Второй вопрос, на который он хотел бы получить ответ.
Все вопросы перемешиваются. Ребята по очереди вытаскивают вопрос. За полученный ответ – жетон. Кто больше наберет – тот победитель. Это самый внимательный слушатель экскурсии.
Из дневника. “Руководитель нашей группы предупредила, что вечером будет расспрашивать нас об экскурсии. Я думал – будет скучно, как на уроке. Но оказалось все наоборот. Ребята задавали такие оригинальные вопросы, подмечали то, на что я не обратил никакого внимания. Например, что выше: “адмиралтейская игла”, которую видно через весь Невский проспект, или шпиль Петропавловской крепости? Пора расходиться, а мы все спорим. Здорово!”

Вариант шестой. “Путешествие по станциям”.
У каждой команды – свой маршрутный лист, где отмечены станции и последовательность прибытия команды, например:
Маршрутный лист команды “Эрудиты”
Станции Оценка Подпись
1. Биографическая
2. Историческая
3. Литературная
4. Музыкальная
5. Творческая.
Станций должно быть не меньше, чем команд, а вот больше – пожалуйста. В роли “станционных смотрителей” могут выступить сопровождающие родители, групповоды, старшие из ребят или просто желающие. Время пребывания на станции небольшое – 3-5 минут. Начинают все одновременно с разных станций и движутся по кругу так, как отмечено в маршрутном листе (об этом надо предупредить ребят: нарушать последовательность движения нельзя, группы могут столкнуться, как поезда).

Вариант седьмой. “Веселый поезд”.
Это разновидность предыдущего варианта. Только здесь от станции к станции ребята передвигаются, взявшись за руки, бегом. Отцепился “паровозик” – штрафное время. Этот вариант игры лучше проводить на местности.

Из дневника. “Это самая веселая игра, в которую я когда-либо играл. Мы падали от смеха, но крепко держались за руки. Никогда не думал, что так весело можно делиться впечатлениями об увиденном и услышанном”.

Вариант восьмой. “Комбинированная экскурсия”. “Лермонтовский марафон”.
По ходу экскурсии ребята читают стихи, а сразу после экскурсии – путешествие по станциям.

Из дневника. “Мы побывали в подмосковном имении Столыпиных – близких родственников бабушки М.Ю.Лермонтова. Уса-дьба Середниково – чудесный уголок, откуда не хочется уезжать. От усадьбы крутые ступеньки ведут к прудам, через которые когда-то были перекинуты мостики. На берегу, не поверите, русалка. Это готовы к выступлению ребята первой группы.
Русалка плыла по реке
голубой,
Озаряема полной луной,
И старалась она доплеснуть
до луны
Серебристую пену волны…
Чуть прошли вперед – другая группа ребят, поднятые вверх руки, плавное покачивание, это “тростник”
Сидел рыбак веселый
На берегу реки;
И перед ним по ветру
Качались тростники…
Остановились на краю кладбища у вяза, под которым любил мечтать Михаил Лермонтов.
Вчера до самой ночи
просидел
Я на кладбище, все смотрел,
смотрел…
Мы все почувствовали незримое присутствие поэта среди нас. После экскурсии на живописной поляне у нас прошло “Путешествие по станциям”, которое закончилось небольшим костром, на котором каждая группа изображала запомнившийся эпизод экскурсии.
Аня прекрасно изобразила Катю Сушкову, когда она въезжала на коне и одним движением руки распускала свои прелестные волосы”.

Вариант девятый. “Малая галерея”.
Пройдя по выставочным залам Третьяковской галереи, ребятам захотелось создать свою “Малую галерею”. Теперь, бывая на выставках, школьники приобретают на память репродукции картин. Под впечатлением от удивительных картин Константина Васильева ребята провели в классе экскурсию, используя репродукции картин художника. Есть у нас и своя коллекция пейзажей, сделанных в Пушкиногорье, в Середникове.

Из дневника. “Мы много путешествуем. Из каждой поездки привозим пейзажи. Ведь когда рисуешь, замечаешь такие детали, мимо которых проходишь и не замечаешь, если не всматриваться пристальным взглядом художника, так, как это делает Константин Васильев. Его картины долго не отпускают от себя. Хочется смотреть и смотреть”.

Вариант десятый. “Тематическая игра”.
Чтобы пробудить у ребят интерес к предстоящей экскурсии, можно провести тематическую игру. Например, готовясь посетить Оружейную палату, мы провели рыцарский турнир.

Из дневника. “Придумывая свой герб, я решил изобразить на нем “баранку”, ведь и мой дед, и мой отец – водители, и я, когда вырасту, тоже буду водителем автомобиля, ведь это конь современных рыцарей. А вот стихов я не пишу даже для своей прекрасной дамы. Помогла игра “буриме”: рифмы уже есть, а остальное придумать оказалось не таким уж сложным делом. И вот она – победа! В награду – любимое имя зал повторил три раза! Это имя моей мамы!”
Если каждая новая экскурсия не похожа на предыдущую, то со временем ребята будут сами предлагать и новые формы проведения экскурсий, и подведения их итогов. Хорошо, если встречи с прошлым проводятся не от случая к случаю, а в системе. Ребята нашего класса знают: осенью мы обязательно едем в дальнюю дорогу, а весной – путешествуем по Подмосковью. На карте намечен, но не закрашен еще один маршрут, а значит, снова в путь, снова зазвучит наша любимая песня:
Все расстоянья когда-нибудь
в круг замыкаются.
Все из разлук обязательно
встречей кончаются.
Даже проплыв вокруг Земли,
Вернутся в гавань корабли,
Все поезда в свои вернутся
города.

Пыльный вокзал то встречает
друзей, то прощается.
Мы уезжаем и снова назад
возвращаемся,
Чтоб снова встать в наш
тесный круг
И снова знать, что рядом друг,
И песни петь, чтоб больше не
было разлук.

Марина ТЕРКУЛОВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы N 252
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте