search
main
0

Мы учимся говорить друг с другом

Привить, а не навязать

Как найти общий язык с детьми и создать душевную атмосферу в классе для этих бесед? Мы ведь привыкли, что обычно серьезные темы обсуждаются на удобном диване или за чаем. Именно тогда тянет поговорить о том о сем, пофилософствовать и повспоминать то, что дорого. И все-таки учителям удается подобрать мудрые слова именно в школе.

Поговорить о том, что у нас великая культура. И встреча с ней тебя ожидает не только на «Щелкунчике» в Большом театре или в Третьяковке, она всюду. В том, что мы говорим и мыслим словами поэтов и писателей, сопоставляем раздольные пейзажи Родины с тем, что видели на полотнах передвижников, и, главное, мечтаем о том же, о чем мечтали великие русские люди, – о свободе, любви, прогрессе, мире.

Все, что делали предки, находит отражение не только в наших мечтах, но и в быту. Хлопок автомобильной двери, папа, кряхтя, садится за руль и включает радио, чтобы нескучно было вести детей в школу, – Александр Степанович Попов постарался.

И чествуя наших спортсменов-победителей, вслушиваясь с замиранием сердца в звуки Первого концерта Петра Ильича Чайковского, мы гордимся: именно в их честь поет Ника по нотам русского композитора.

Гуляя по центру Москвы, каждый может окунуться в вечность, нужно всего-то миновать колоссальные ступени и нырнуть в Пушкинский музей (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Постарался русский гений – отец русской поэтессы Марины Цветаевой Иван Владимирович Цветаев, основатель одного из главных музеев зарубежного искусства. Продолжила и сохранила светоч культуры наша современница Ирина Александровна Антонова.

Продолжать можно вечно. Столь же долго, как велика, сильна и одновременно вдохновенна наша культура.

Ценность и красота нашего культурного наследия не всегда бывают поняты молодыми людьми. В суете будней мы забываем, насколько это важно – прикоснуться к вечной культуре живописи, скульптуры, фотографии.

Молодежь сейчас много читает и многим интересуется. Со ссылкой на данные «Коммерсанта» мы писали об этом в социальных сетях школы №1310, чем вызвали изумление взрослых, считавших себя поколением – адептом культуры. А вот так! Наши дети умеют и любят читать. Читают научно-популярную литературу, обожают так называемый young adult – литературу о психологических трудностях взросления. Они умеют интересоваться и искать прекрасное, но мы, это очевидно, не умеем направлять этот поколенческий талант в полезное русло. И это ошибка не только и не столько родителей, уделяющих эстетическому и этическому воспитанию недостаточно времени.

У меня и самого когда-то вышел неприятный разговор с учителем из-за собственного взгляда: учась в 8‑м классе, не согласился с тем, что в «Мертвых душах» Гоголя есть композиционные параллели с «Божественной комедией» Данте. Какое может быть у Николая Васильевича чистилище, если он православный по вероисповеданию? Тогда педагог ответил: «Не мудри, то, что написано в учебнике, верно!» Не убедил. Так культурные ценности не работают. Их нужно привить, а не навязать, презентовать, а не заставить принять.

Благодаря «Разговорам о важном» впервые за долгое время мы, преподавательское и научное сообщество, сделали шаг навстречу детям вопреки своей природе быть поколением-авторитетом и во благо будущего нашей страны, истории, культуры. Мы согласились на переговоры с этим невероятно талантливым поколением, согласились объяснить наши ценности и позволить молодым пытливым умам облечь эти ценности в понятную для себя форму.

Завершился второй месяц реализации этого смелого проекта. Нам удалось выстроить мост через Рубикон между поколениями. Происходило это по-разному.

Тьютор 11‑х классов Валерия Васильевна Галанова готовится к разговору со старшеклассниками. Он посвящен Дню пожилых людей. Поначалу слышатся скептические реплики:

– Снова будут занудно талдычить про уважение…

Валерия Васильевна рассказывает об истории праздника, предлагает предположить, какой символизм заложен в логотипе праздника – протянутых вверх ладонях с сердцем в них.

– Расскажите, а какую роль ваши бабушки или дедушки сыграли в вашей жизни? – спрашивает Валерия Васильевна.

Одна из старшеклассниц решилась поделиться своими воспоминаниями: она рассказывает про слесарный станок дедушки, постоянные его выдумки и премудрости, скромные изобретения и безграничную любовь к бабушке.

– В деревне, где я выросла, его звали да Винчи, – завершает повествование девушка с лазурным локоном в небрежном каре.

– Какое самое яркое воспоминание у тебя осталось? – спрашивает сосед по парте, молодой человек в вязаной жилетке и каштановыми «шторами».

– Он как-то смастерил мне игрушку с медведем и мужичком. Двигаешь палочки, и они стучат топориками по пеньку. Она до сих пор у меня лежит на полочке. А на мемори борде – его фото.

– Что такое мемори борд? – спрашивает Валерия Васильевна.

– Доска с воспоминаниями, куда можно прикрепить любимые фото, – раздается из другого конца класса.

– Пробковая, – уточняет девушка с каре.

– Над рабочим столом у многих висит, – дополняет парень в голубой рубашке.

– Мне такое тоже надо! – восклицает тьютор…

А их, молодых, словно прорвало плотину, захлестнули воспоминания. Лес рук. Каждый рассказывает о своих старших родителях. У кого-то бабушка академик, у кого-то дедушка почетный работник сыска, кто-то был в любви и ласке воспитан именно старшими родителями из-за безответственности молодых мамы с папой. Каждый рассказ интересен и вызывает вопросы, шутки, сожаления. Звенит звонок, никто не торопится на перемену… Что ж, этот разговор затронул сокровенное, продолжение этого последует…

А вот закончился «Разговор о важном», который проводил куратор предпринимательского класса школы №1310 Георгий Николаевич Сыроежин. Ребята спрашивают у учителя биографическую литературу по Циолковскому, которому был посвящен их диалог. Слышны названия книг, имена авторов, затем шутки и смех. Георгий Николаевич у нас кумир молодежи.

«Я хочу делать мир справедливее и прозрачнее. Поэтому буду поступать на журфак», – пишет в школьных сетях десятиклассница Тома Мазурина. Спрашиваю, есть ли у нее пример для подражания?

– Да, – отвечает, – теперь есть: Константин Эдуардович Циолковский.

Советую ей прочитать очерк легенды «Комсомольской правды» Инны Павловны Руденко «Долг», который прорвал завесу молчания на тему «афганцев». На его примере ясно, как журналист может инициировать решение масштабных проблем, отложенных в долгий ящик.

Тома еще не знает, что в конце октября она станет главой комитета СМИ в самоуправлении 1310‑й школы. Именно на «Разговоре о важном» заметили ее рвение участвовать в жизни школы и страны. Теперь она строит большие планы на школьные соцсети и будущие медиапроекты. А мы и рады.

И решились на эксперимент. В День отца провели день отцеуправления, «Разговоры о важном» провели папы наших учеников и учениц. Очень интересно было в 1‑м «А» у Ирины Валерьевны Нестеровой. Урок вели двое – папы Виталий Владимирович Боков и Геннадий Игоревич Севостьянов.

– Ребята, что вы чувствуете, когда оказываетесь дома, в кругу семьи? – спрашивает Виталий Владимирович.

От кого-то в ответ звучат самые важные слова: любовь, покой, теплота, безопасность. Кто-то поник: влияние то ли раннего утра, то ли тех самых семейных обстоятельств.

Геннадий Игоревич достает самостоятельно составленный кроссворд. Он рассказывает о профессиях, в качестве описания загаданных слов – четверостишия.

Гвозди, топоры, пила.
Стружек целая гора.
Это трудится работник –
Делает нам стулья…

Повисла чеховская пауза и посыпались варианты: «строитель», «топорник», «мастер». Слово «плотник» в цифровой век для первоклашек в новинку. Евгений Геннадьевич дает ассоциацию: «Вот есть что-то такое деревянное, на чем можно переплыть реку».

– Плот! – выдает сообразительный мальчишка с задней парты.

– Верно! И нужное нам слово очень похоже на это! – продолжает папа.

– Плотовник! – кричат догадливые дети, а взрослые по-доброму смеются.

Стало ясно, что работу плотника ребятам нужно не просто описать, но и показать. Тут Евгений Геннадьевич и Виталий Владимирович вносят в кабинет суровые мужские «косметички» – чемоданы с инструментами. Папы демонстрируют детям наждачную бумагу, пилу по дереву, показывают, как весело жужжит шуруповерт, и радуются, когда мальчишки и девчонки предвосхищают их рассказ – сами начинают описывать оказавшийся в руке «классного папы» инструмент.

Урок подходит к концу, ловлю пап в коридоре, хочется взять комментарий у кумиров молодежи.

– Может, не надо? Я не Цицерон…

– Зато вы классный батя, знаете ли! Это приоритетно.

Мы сделали большое дело: осознали и взяли на вооружение принцип «привить, а не навязать». Мы играем, дискутируем, советуем, предстаем наставниками, а не суровыми носителями методичек. Но предстоит еще больше – научить молодых людей быть готовым к такому же «Разговору о важном» уже со своими детьми и нашими внуками.

Иван ШАРКОВ, специалист по связям с общественностью школы №1310

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте