Сейчас, когда ведётся большая работа по внедрению новых образовательных стандартов в начальном образовании, у многих учителей возникает масса вопросов. И, пожалуй, самый сложный: с чего же начать? Как создать в первом классе благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечить его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание? У читателей «Учительской газеты» есть уникальная возможность получить ответы на эти вопросы от московских коллег, создателей эксклюзивного стартового образовательного модуля и тетради для работы в адаптационный период «Учимся, играя».
Программа стартового образовательного модуля составлена на основе курса «Введение в школьную жизнь» под редакцией Цукерман Г.А., Поливановой К.Н.
В соответствии с образовательной программой прогимназии данный курс рассчитан на 2 учебных недели (13 дней по 3 урока в день) – итого 39 часов.
Данный курс позволяет детям приобрести навыки совместной деятельности, научиться решать совместно поставленную задачу бесконфликтно, работать в парах и в группах, он знакомит учащихся с правилами школьной жизни, позволяет сформировать умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей, одним словом, закладывает основы детского коллектива.
Курс помогает учителю узнать индивидуальные особенности детей. На основании полученных сведений легко организовать индивидуальный, дифференцированный подход к обучению детей в 1 классе и создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества. Здесь важны такие виды деятельности, как проект рождения класса – это помогает сблизить детей, родителей и учителя; проект «Моя школа», где дети знакомятся со школой, а потом строят план школы, используя фотографии, вырезанные и наклеенные своими руками.
Работая на втором этапе над режимом дня школьника, ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате дети разбираются, что им мешает, а что помогает стать настоящими школьниками.
На третьем этапе учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как достичь высокой оценки. Это стимулирует деятельность детей, включает дух соревнования, стимулирует развитие ответственности за порученное дело.
Четвертый этап адаптационного периода первоклассников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно создать ситуацию, когда сами ребята осуществляют контроль, объясняют свой выбор, доказывают свою правоту. Учитель наблюдает и фиксирует основные трудности учеников, обращает внимание на формирование позиции школьника, и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями.
На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось, распределяют общественные поручения. Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником «Посвящение в ученики». Значимый момент – родительские собрания. Учитель знакомит родителей с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.
Методические рекомендации к тетради для работы в адаптационный период «Учимся, играя» (тетрадь во вложенном файле).
1-й день
«Давай познакомимся!»
1-й урок.
1. Сюжетная картинка предназначена для беседы на тему «Первый день в школе».
2. Целью второго задания является введение специальных знаков «Я», «МЫ». Первая строчка – «я девочка», вторая строчка – «я мальчик», третья строчка – «мы дети». На полях – две волшебные линеечки для самооценки работы учащихся, которая проходит под руководством учителя. 1-ая волшебная линеечка отражает правильность выполнения задания по образцу, а 2-ая – внешний вид работы (1-ая – правильно, 2-ая – красиво).
– Раскрась понятие «Я» красным цветом, понятие «МЫ» – синим или зелёным цветом.
2-й урок.
3. Понятие «Я» и «МЫ» представлены в виде чередований одной, двух и трёх клеток.
Учащимся предлагается обвести образец и продолжить чередование самостоятельно. В этом задании идёт отработка умения ориентироваться в клеточном пространстве.
4. Продолжить рисунок.
Отработка навыков ориентации в пространстве в косую линию. Каждое выполненное задание оценивается на «волшебных линеечках» сначала самим ребёнком, а потом учителем.
3-й урок.
5. Проект «Бэдж».
– Напечатать свое имя и фамилию в рамке (это задание позволяет выявить умения детей).
– Нарисовать под руководством учителя логотип класса (по выбору детей).
6. В пустых рамках дети выполняют рисунки на тему «Мне нравится», «Мне не нравится» (это задание позволяет выявить интересы учащихся, что способствует скорейшему знакомству с каждым ребёнком в отдельности).
2-й день
«Правила приветствия в школе»
1. Отработка понятия «Я», «МЫ» происходит благодаря написанию упражнения «Кружок и яблоко». Идёт работа над навыком ориентации в клеточном пространстве. Все фигуры необходимо раскрасить (идёт отработка понятий «цвет» и «форма»)
2. Игра «Собери портфель».
3. Написание прямых и наклонных горизонтальных и вертикальных палочек «Заборчик».
4. Написание условных обозначений. Понятия «треугольник», «квадрат». Детям предлагается заштриховать фигуры разным цветом. Проводится самооценка проведённой работы детьми на «волшебной линеечке».
5. Графический диктант «Черепашка». Проводится совместно с учителем, который повторяет все действия на доске:
– 1 клетка вверх, 2 клетки наклонные вправо вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки влево вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 4 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево.
6. Написание круга в строчном пространстве; написание полуовала с наклонными прямыми линиями – упражнение «Ёжик». Это задание позволяет отрабатывать навык ориентации в строчном пространстве. Проводится самооценка проведённой работы детьми на «волшебной линеечке».
3-й день
«Учимся в паре. Организация детского сотрудничества».
1. Игра «Попади в мишень». Отработка навыков ориентирования в пространстве на листе бумаги.
2. «Узор в клетках» Написание прямых горизонтальных и вертикальных палочек. Отработка ориентации в клеточном пространстве.
Графический диктант «Плюсик». Проводится под диктовку учителя:
– 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вниз , 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево.
После диктанта проводится самооценка работы на «волшебной линеечке» и взаимопроверка. К понятиям «правильно» и «красиво» добавляется понятие «уровень трудности».
4. Написание элементов букв в строчном пространстве.
5. Игра «Что можно сделать в паре». Используется раздаточный материал к уроку и таблички из тетради для самостоятельной работы учащихся.
4-й день
«Работа в группах. Умение договариваться».
1. Игра «Весёлые человечки».
Работа в группах по 4-5 человек. Дети выбирают знакомых персонажей из сказок. Вспоминают сюжет и рассказывают. Идёт отработка умения договариваться, проверка знания детьми сказок. Отработка навыков связной речи.
2. Отработка навыков ориентации в клеточном пространстве. Написание малых и больших кругов.
Раскрасить маленькие круги одним цветом, а большие другим. Идёт отработка понятий «форма», «цвет», «размер».
Самооценка проведённой работы детьми на «волшебной линеечке».
3. Работа в клеточном пространстве. Написание полуовала и маленького наклонного овала. Написание элемента «большой грибок» (раскрасить заданными цветами).
4. Игра «Зеркальный домик». Повторить по образцу. После работы проводится самооценка работы на «волшебной линеечке» и взаимопроверка. К понятиям «правильно» и «красиво» добавляется понятие «уровень трудности».
5. Дублирование в строчном пространстве элемента «восьмёрка»; чередование элементов «наклонная прямая палочка» и «палочка с закруглением внизу»
3-й урок.
6. Первая проверочная работа «Я умею»:
– Написание знакомых букв и слов.
– Рисование рисунка на тему «Моё любимое занятие».
– Если дети хорошо подготовлены, можно использовать прописи
В.А. Илюхиной (страница 4).
5-й день
«Взаимодействие и сотрудничество».
1. Отработка понятия «Я», «МЫ», взаимодействие и сотрудничество в группе. Изобразить мимику человека – смайлики «радостно», «безразлично», «грустно».
2. Отработка навыков ориентирования в клеточном пространстве. Написание маленьких треугольников и кругов.
3. «Листочек и грибок» – отработка ориентации в клеточном пространстве.
«Листочек» – напиши прямую наклонную палочку из правого верхнего угла клетки в нижний левый, напиши верхний полуовал, начиная чуть выше нижней точки прямой линии, напиши нижний полуовал, начиная с той же точки.
«Грибок» – пишем полуовал, начиная с середины клетки, соедини концы прямой линией, напиши нижний полуовал в середине клетки. Оцени себя (правильно, красиво) – само и взаимопроверка.
4. Написание прямых горизонтальных и вертикальных палочек «Российский флаг». Проводится беседа о флаге России, вспоминается значение каждого цвета флага, проводится раскрашивание.
Оцени себя (правильно, красиво).
5. Написание условных обозначений.
Вводятся понятия «?», «+», «-». После написания проводится самооценка проведённой работы и взаимопроверка.
6. Игра «Все вместе». На схеме изобразить самого себя. Составить цепочку «Я и мои друзья».
6-й день
1. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифры 1 по правилу «индекс».
2. «Вертикальные и горизонтальные столбики» – отработка ориентации в клеточном пространстве.
Раскрасить фигурки по заданию учителя.
3. Написание больших и маленьких кругов. Повторение понятия «размер», «цвет»
4. Написание узора «Заборчик».
5. Графический диктант «Маленькая собачка»:
– 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетки влево, 4 клеток вверх, 1 клетки влево, 1 клетка вверх. Дорисуй глаз собачке. Отступи 2 клетки и повтори рисунок самостоятельно.
Оцени себя (правильно, красиво, трудно).
6. Игра «Движение». Безотрывно проведи путь скорой помощи.
7. Написание больших и малых наклонных палочек. Элемент «Флажок».
Заштриховать получившуюся фигуру наклонными линиями.
8. Проект «План класса».
Задание дано для самостоятельного выполнения. На схеме раскрасить своё место зелёным цветом, красным – место учителя, синим – место друга.
7-й день
«Адресованность действия».
1. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифр 2 и 3 по правилу «индекс». Проводится самооценка проведённой работы детьми.
2. Чередование форм и цвета. Упражнение «Флажок» – отработка ориентации в клеточном пространстве.
3. Написание узора «Заборчик». Проводится самооценка работы (правильно, красиво, трудно).
4. Графический диктант «Бегемот»:
– 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 4 клетки вправо, 1 клетка наклонная вправо вниз, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 4 клетки влево,1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клеток вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх.
Дорисуй глаз и ротик бегемоту. Отступи 2 клетки вправо, повтори рисунок самостоятельно.
5. Большая полусфера. Дорисуй круг, грибочек, лимон и фигурку по своему усмотрению.
6. В больших кругах изобрази разные фигуры – солнышко, мячик, колесо, часы.
7. Проект «Сказочные герои».
Собери из геометрических фигур сказочных персонажей –
«Буратино», «Вини Пух», «Чебурашка».
Выполняется аппликация из геометрических фигур.
8-й день
1. Проект «Собери платье».
Рассматривается ситуация недостаточности средств. Каждый получает конверт с деталями женского наряда и мужского. Необходимо собрать аппликацию. Если деталей не хватает, договориться с одноклассниками, у которых эти детали есть. Складывает костюм для мальчика или для девочки и приклеивает в тетрадь.
2. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифры 4 по правилу «индекс».
3. Чередование направлений. Упражнение «Е-З» – отработка ориентации в клеточном пространстве. Проводится самооценка работы (правильно, красиво).
4. Написание узора «Замкнутый заборчик». Проводится самооценка работы (правильно, красиво, трудно).
5. Графический диктант «Машина»:
– 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 10 клеток вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево,1 клетка вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 2 клетки вверх.
Дорисуй колёса и окна в машине.
7. Написание в строчном пространстве чередования прямых наклонных палочек и круга.
8. Написание в строчном пространстве элементов букв «прямая и перевёрнутая петля».
9. Игра «Лабиринт».
9-й день
«Последовательность ряда».
1. Проект «Последовательность ряда».
Вводится понятие «задача». Отрабатывается умение анализировать и составлять выражения на заданную тему.
2. Графический диктант «Кораблик»:
– 5 клеток вправо, 2 клетки наклонно влево вниз, 4 клетки влево, 2 клетки наклонно влево вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки наклонно вправо вниз.
Отступи вправо 3 клетки и повтори рисунок. Раскрась по своему усмотрению.
3. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифры 5 по правилу «индекс».
4. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание четырёхугольника через 2 клетки; чередующиеся прямые и наклонные палочки.
5. Написание узора «Жук».
6. Графический диктант «Чашечка». Повтори рисунок в зеркальном отражении. Раскрась. Оцени себя (правильно, красиво, трудно).
7. Написание в строчном пространстве упражнения «грибок». Введение понятия «вспомогательная линия». Выполнение упражнения «Человечек». Письмо палочек с закруглением внизу.
10-й день
1. Проект «Моя школа».
Познакомить учащихся с местоположением основных школьных объектов и их назначении. Фотоколлаж.
2. Нарисовать свою школу.
3. Написание цифры 5 по правилу «индекс».
4. Написание вертикальных прямых палочек, чередующихся с точкой.
5. Горизонтальные прямые палочки, чередующиеся вверху и внизу.
6. Написание точек в левом верхнем углу клетки и в правом нижнем. Проводится самооценка работы (правильно, красиво).
7. Введение понятия знак «больше», «меньше».
8. Графический диктант «Клоун». Собрать клоуна из геометрических фигур, используя специальную линейку. Раскрасить.
9. Написание в строчном пространстве упражнения «Узор».
10. Письмо элементов букв «Петля», «Перевёрнутая петля».
11-й день
«Отработка изученных навыков».
1. Графический диктант «Буква Е»:
– 5 клеток вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки влево.
Отступи 2 клетки и повтори рисунок три раза.
2. Решение задачи на выявление последовательности ряда.
3. Написание цифр 6 и 9 по правилу «индекс».
4. Написание вертикальных прямых палочек, чередующихся с наклонными. Проводится самооценка работы (правильно, красиво).
5. Написание кругов, чередующихся с наклонными овалами.
6. Написание в клеточном пространстве сложных геометрических фигур.
7. Чередование треугольников по правилу зеркального отражения.
8. Проект «Я умею».
9. Дерево класса. Я и мой класс.
12-й день
«Психологическое обследование».
1. Психологическое тестирование.
2. Написание цифр 6 и 9 по правилу «индекс».
3. Написание горизонтальных стрелочек.
4. Введение знаков «равенство», «неравенство».
5. Написание упражнения «Крестик». Отработка навыка ориентирования в клеточном пространстве.
6. Графический диктант «Машина»:
– 2 клетки вниз, 9 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка наклонно влево вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх наклонно влево на уровне 1 клетки, 3 клетки влево, 2 клетки вниз наклонно на уровне 1 клетки, 2 клетки влево.
Повтори в зеркальном отражении.
13-й день
«Педагогическая диагностика».
1. Педагогическая диагностика
2. Написание графического упражнения «Высокий заборчик».
3. Написание упражнения «Большие и маленькие треугольники».
4. Введение знаков «равенство», «неравенство».
5. Написание упражнения «Кораблик». Отработка навыка ориентирования в клеточном пространстве.
Раскрасить кораблик, чередуя цвета.
6. Графический диктант «Слоник»:
– 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 7 клеток вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 3 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 5 клеток вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вверх.
Дорисуй хвостик, ушко и глаз слонику.
7. Игра «Дорожки».
8. Написание в строчном пространстве узоров «Волна», «зигзаг»
14-й день
Праздник «Посвящение в ученики».
На сцене плакаты по теме, зал украшен. Звучит музыка.
Праздник открывает директор школы, он поздравляет ребят.
1-й учитель: У каждого в жизни единственный раз
Бывает свой первый, свой памятный класс.
И первый учитель, и первый урок,
и первый заливистый школьный звонок.
2-й учитель: Первый раз пришли вы в школу,
Первый раз в первый класс.
Всё для вас сегодня ново, всё волнует вас сейчас!
1-й учитель: Дорогие малыши! Знаю, вы настроились
Рассказать стихи о том, как в школу вы готовились.
Звучит «Песенка будильника».
2-й учитель: Мы будем вместе 4 зимы, а это 816 дней,
4 весны – 32 тысячи уроков,
4 осени – 50 тысяч часов.
1-й учитель: Мы поедем, поплывём, полетим в замечательную страну Знаний.
2-й учитель: Сегодняшнее путешествие будет на паровозике «Знайке».
1-й учитель: Мчится поезд – первоклассник, скорость набирает.
Прибавляет по пути к трём четыре, два к пяти,
Чуть губами шевелит, повторяя алфавит…
2-й учитель: По стране Знаний могут путешествовать только школьники. А кто они такие? (Дети, которые учатся в школе).
Как по-другому их можно назвать? (Ученики).
А если дети учатся в гимназии или лицее? (Гимназисты, лицеисты).
Верно, ученики или гимназисты учатся на уроках многому интересному, постигая науки.
Что такое урок мы с вами уже знаем, и знаем, какие бывают уроки.
1-й учитель: Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок!
Чтобы стать учеником, нужно знать вам вот о чём:
На уроке ты сидишь тихо, тихо, словно мышь;
Если хочешь ты сказать, или выйти, или встать – надо руку поднимать.
2-й учитель: А вы любите играть? Давайте поиграем в игру «Собери портфель». Если я назову школьный предмет, вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.
Учебники и книжки,
Игрушечная мышка,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Степлер и тетрадки,
Расписание, дневник.
Собран в школу ученик!
1-й учитель: Молодцы ребята! Но чтобы стать настоящими гимназистами, нужно не только уметь собирать портфель и не опаздывать на занятия в прогимназию, но и справляться с разными заданиями. Сейчас мы проверим, готовы ли вы к такому трудному делу. А начнём мы с клятвы.
Клятва первоклассника.
Клянусь перед всеми стараться здоровым быть,
В прогимназию любимую исправно ходить.
Клянусь!
Клянусь читать и писать я прилично
И в ранце носить «хорошо» и «отлично»
Клянусь в том, что буду я очень стараться
С друзьями моими впредь больше не драться!
Клянусь я ребёнком воспитанным быть,
Не бегать по школе, а шагом ходить.
А если нарушу я клятву свою,
Тогда я молочный свой зуб отдаю,
Тогда обещаю мыть вечно посуду,
И на компьютере играть я не буду!
Ребёнком всегда идеальным я буду
И клятвы своей никогда не забуду!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
1-й учитель: Теперь вы настоящие гимназисты, и учитесь в замечательной прогимназии,
проект которой вы недавно сделали своими руками.
2-й учитель: Сегодня вы получите новые книжки, по которым вам предстоит учиться дальше. Будьте достойны гордого звания – гимназист!
Выходят дети с буквами Б У К В А Р Ь.
Б: На этот праздник сентябрьским деньком
Родителей наших мы все позовём.
Так что ж, начинать наступает пора,
Наш праздник открыт, мы вам рады, друзья!
У: Мы сегодня рады
Всем родителям, ребятам.
Мы приветствуем гостей, дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых; и серьёзных и весёлых!
К: Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад.
Мы из глины мастерили лошадок, и зайчат.
А теперь, а теперь нам открыла школа дверь.
В: Поступил я осенью в школу в 1 «а».
Я считаюсь школьником с первого числа.
А: Даже маленький ребёнок, не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок просит книжку показать.
Р: Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
Ь: Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
Поют песню «Чему учат в школе».
1-й учитель: Первая остановка нашего паровозика – станция «ГРАМОТЕЙКА». Отгадать, герои каких сказок изображены на рисунках?
2-й учитель: Вторая станция «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ». Ответить на вопросы:
– 7 раз отмерь, а … раз отрежь.
– … ум хорошо, а … лучше.
– Какое число входит в название сказки о поросятах?
– Сколько козлят в сказке?
– Сколько ног у осьминога?
– Какой самый короткий месяц в году?
– Что учитель ставит ученику за ответ на уроке?
– Реши задачки – неудачки:
1) Росли 2 вербы, на каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
2) На яблоне 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего яблок?
3) Крышка стола имеет 4 угла. 1 угол отпилили. Сколько углов осталось?
– Под кустами у реки жили майские жуки: дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?
– Я, Серёжа, Коля, Ванда – волейбольная команда. Женя с Игорем пока запасных 2 игрока. А когда подучатся, сколько их получится?
– 8 храбрых малышей перейти хотят ручей. Один отстал: «Домой хочу!» Сколько их пришло к ручью?
1-й учитель: Третья станция «ЗАГАДОЧНАЯ». Отгадывание загадок.
2-й учитель: Четвёртая станция «Умники и умницы» Интеллектуальные задания.
Финал
1. Праздник солнечный весёлый
Сердце радостно стучит,
«Ученик начальной школы» –
Это здорово звучит!
2. Становясь умней и старше,
Все науки повторим.
А за праздник этот классный
Всем «спасибо говорим»!
3. Прозвенит звоночек громкий:
«На уроки нам пора!»
Все ребята – гимназисты
Громче всех кричат: «Ура!!!»
Валентина Курилович, Юлия Минакова, Наталья Павлова, учителя прогимназии №1779 Москвы.
Во вложении – тетрадь для работы в адаптационный период в 1 классе «Учимся, играя» в формате pdf.
Фото Алексея Ветчинкина
Комментарии