search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Мы теперь ученики. Стартовый образовательный модуль для первого класса

​Сейчас, когда ведется большая работа по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов в начальном общем образовании, у многих учителей возникает масса вопросов. И пожалуй, самый сложный: с чего же начать? Как создать в первом классе благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечить его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание? У читателей «Учительской газеты» есть уникальная возможность получить ответы на эти вопросы от московских коллег, создателей эксклюзивного стартового образовательного модуля. В этом номере публикуются методические рекомендации к модулю, а в февральской «Методической кухне» вы найдете тетрадь для работы в адаптационный период «Учимся, играя».

Программа стартового образовательного модуля составлена на основе курса «Введение в школьную жизнь» под редакцией Цукерман Г.А., Поливановой К.Н.В соответствии с образовательной программой прогимназии данный курс рассчитан на 2 учебные недели (13 дней по 3 урока в день) – итого 39 часов.Данный курс позволяет детям приобрести навыки совместной деятельности, научиться решать совместно поставленную задачу бесконфликтно, работать в парах и в группах, он знакомит учащихся с правилами школьной жизни, позволяет сформировать умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей – одним словом, закладывает основы детского коллектива.Курс помогает учителю узнать индивидуальные особенности детей. На основании полученных сведений легко организовать индивидуальный, дифференцированный подход к обучению детей в 1-м классе и создать ситуацию успеха для каждого ребенка.Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества. Здесь важны такие виды деятельности, как проект рождения класса,  это помогает сблизить детей, родителей и учителя; проект «Моя школа», где дети знакомятся со школой, а потом строят план школы, используя фотографии, вырезанные и наклеенные своими руками.Работая на втором этапе над режимом дня школьника, ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате дети разбираются, что им мешает, а что помогает стать настоящими школьниками.На третьем этапе учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как достичь высокой оценки. Это стимулирует деятельность детей, включает дух соревнования, стимулирует развитие ответственности за порученное дело. Четвертый этап адаптационного периода первоклассников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно создать ситуацию, когда сами ребята осуществляют контроль, объясняют свой выбор, доказывают свою правоту. Учитель наблюдает и фиксирует основные трудности учеников, обращает внимание на формирование позиции школьника и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями. На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось, распределяют общественные поручения. Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником «Посвящение в ученики». Значимый момент – родительские собрания. Учитель знакомит родителей с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.Методические рекомендации1-й деньДавай познакомимся!1-й урок1. Сюжетная картинка предназначена для беседы на тему «Первый день в школе».2.    Целью второго задания является введение специальных знаков «Я», «МЫ». Первая строчка – «я девочка», вторая строчка – «я мальчик», третья строчка – «мы дети». На полях – две «волшебные линеечки» для самооценки работы учащихся, которая проходит под руководством учителя. 1-я волшебная линеечка отражает правильность выполнения задания по образцу, а 2-я – внешний вид работы (1-я – правильно, 2-я – красиво). – Раскрась понятие «Я» красным цветом, понятие «МЫ» – синим или зеленым цветом.2-й урок 3. Понятия «Я» и «МЫ» представлены в виде чередований одной, двух и трех клеток. Учащимся предлагается обвести образец и продолжить чередование самостоятельно. В этом задании идет отработка умения ориентироваться в клеточном пространстве. 4. Продолжить рисунок. Отработка навыков ориентации в пространстве в косую линию. Каждое выполненное задание оценивается на «волшебных линеечках» сначала самим ребенком, а потом учителем.3-й урок 5. Проект «Бейдж».- Напечатать свое имя и фамилию в рамке (это задание позволяет выявить умения детей). – Нарисовать под руководством учителя логотип класса (по выбору детей).  6. В пустых рамках дети выполняют рисунки на тему «Мне нравится», «Мне не нравится» (это задание позволяет выявить интересы учащихся, что способствует скорейшему знакомству с каждым ребенком в отдельности). 2-й деньПравила приветствия в школе1-й урок 1.    Отработка понятий «Я», «МЫ» происходит благодаря написанию упражнения «Кружок и яблоко». Идет работа над навыком ориентации в клеточном пространстве. Все фигуры необходимо раскрасить (идет отработка понятий «цвет» и «форма»).2.    Игра «Собери портфель». 2-й урок 3. Написание прямых и наклонных горизонтальных и вертикальных палочек «Заборчик». 4. Написание условных обозначений. Понятия «треугольник», «квадрат». Детям предлагается заштриховать фигуры разным цветом. Проводится самооценка проведенной работы детьми на волшебной линеечке.3-й урок 5. Графический диктант «Черепашка». Проводится совместно с учителем, который повторяет все действия на доске: – 1 клетка вверх, 2 клетки наклонные вправо вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки влево вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 4 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево.  Проводится самооценка проведенной работы детьми на «волшебной линеечке». 6. Написание круга в строчном пространстве; написание полуовала с наклонными прямыми линиями – упражнение «Ежик». Это задание позволяет отрабатывать навык ориентации в строчном пространстве. Проводится самооценка проведенной работы детьми на «волшебной линеечке».3-й деньУчимся в паре. Организация детского сотрудничества1-й урок  1. Игра «Попади в мишень». Отработка навыков ориентирования в пространстве на листе бумаги. 2. «Узор в клетках». Написание прямых горизонтальных и вертикальных палочек. Отработка ориентации в клеточном пространстве.  Проводится самооценка проведенной работы детьми на «волшебной линеечке».2-й урок Графический диктант «Плюсик». Проводится под диктовку учителя:- 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево.  После диктанта проводится самооценка работы на «волшебной линеечке» и взаимопроверка. К понятиям «правильно» и «красиво» добавляется понятие «уровень трудности». 4. Написание элементов букв в строчном пространстве.  Проводится самооценка проведенной работы детьми на «волшебной линеечке».3-й урок 5.    Игра «Что можно сделать в паре». Используются раздаточный материал к уроку и таблички из тетради для самостоятельной работы учащихся.4-й деньРабота в группах. Умение договариваться1-й урок 1. Игра «Веселые человечки». Работа в группах по 4-5 человек. Дети выбирают знакомых персонажей из сказок. Вспоминают сюжет и рассказывают. Идет отработка умения договариваться, проверка знания детьми сказок. Отработка навыков связной речи.  2. Отработка навыков ориентации в клеточном пространстве. Написание малых и больших кругов.  Раскрасить маленькие круги одним цветом, а большие другим. Идет отработка понятий «форма», «цвет», «размер».  Самооценка проведенной работы детьми на «волшебной линеечке».2-й урок 3. Работа в клеточном пространстве. Написание полуовала и маленького наклонного овала. Написание элемента «большой грибок» (раскрасить заданными цветами). 4. Игра «Зеркальный домик». Повторить по образцу. После работы проводятся самооценка работы на «волшебной линеечке» и взаимопроверка. К понятиям «правильно» и «красиво» добавляется понятие «уровень трудности».5.    Дублирование в строчном пространстве элемента «восьмерка»; чередование элементов «наклонная прямая палочка» и «палочка с закруглением внизу».3-й урок 6. Первая проверочная работа «Я умею»: – Написание знакомых букв и слов. – Рисование рисунка на тему «Мое любимое занятие». – Если дети хорошо подготовлены, можно использовать прописи В.А.Илюхиной (страница 4).5-й деньВзаимодействие и сотрудничество1-й урок  1. Отработка понятий «Я», «МЫ», взаимодействие и сотрудничество в группе. Изобразить мимику человека – смайлики «радостно», «безразлично», «грустно». 2. Отработка навыков ориентирования в клеточном пространстве. Написание маленьких треугольников и кругов.  3. «Листочек и грибок» – отработка ориентации в клеточном пространстве. «Листочек» – напиши прямую наклонную палочку из правого верхнего угла клетки в нижний левый, напиши верхний полуовал, начиная чуть выше нижней точки прямой линии, напиши нижний полуовал, начиная с той же точки.  «Грибок» – пишем полуовал, начиная с середины клетки, соедини концы прямой линией, напиши нижний полуовал в середине клетки. Оцени себя (правильно, красиво) – само- и взаимопроверка. 2-й урок 4. Написание прямых горизонтальных и вертикальных палочек «Российский флаг». Проводится беседа о флаге России, вспоминается значение каждого цвета флага, проводится раскрашивание.  Оцени себя (правильно, красиво).5.    Написание условных обозначений.Вводятся понятия «?», «+», «-». После написания проводятся самооценка проведенной работы и взаимопроверка.3-й урок6.    Игра «Все вместе». На схеме изобразить самого себя. Составить цепочку «Я и мои друзья».  6-й деньВзаимодействие и сотрудничество1-й урок  1. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифры 1 по правилу «индекс». 2. «Вертикальные и горизонтальные столбики» – отработка ориентации в клеточном пространстве. Раскрасить фигурки по заданию учителя. Оцени себя (правильно, красиво) – само- и взаимопроверка.3. Написание больших и маленьких кругов. Повторение понятий «размер», «цвет». 4. Написание узора «Заборчик». 2-й урок 5. Графический диктант «Маленькая собачка»: – 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх. Дорисуй глаз собачке. Отступи 2 клетки и повтори рисунок самостоятельно. Оцени себя (правильно, красиво, трудно). 6. Игра «Движение». Безотрывно проведи путь скорой помощи. 7. Написание больших и малых наклонных палочек. Элемент «Флажок».Заштриховать получившуюся фигуру наклонными линиями. Оцени себя (правильно, красиво) – само- и взаимопроверка.3-й урок  8. Проект «План класса».  Задание дано для самостоятельного выполнения. На схеме раскрасить свое место зеленым цветом, красным – место учителя, синим – место друга. 7-й деньАдресованность действия1-й урок 1. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифр 2 и 3 по правилу «индекс». Проводится самооценка проведенной работы детьми. 2. Чередование форм и цвета. Упражнение «Флажок» – отработка ориентации в клеточном пространстве. 3. Написание узора «Заборчик». Проводится самооценка работы (правильно, красиво, трудно). 2-й урок 4. Графический диктант «Бегемот»:  – 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 4 клетки вправо, 1 клетка наклонная вправо вниз, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 4 клетки влево,1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх. Дорисуй глаз и ротик бегемоту. Отступи 2 клетки вправо, повтори рисунок самостоятельно. Оцени себя (правильно, красиво, трудно).5.    Большая полусфера. Дорисуй круг, грибочек, лимон и фигурку по своему усмотрению. 6.    В больших кругах изобрази разные фигуры – солнышко, мячик, колесо, часы.3-й урок 7.    Проект «Сказочные герои».Собери из геометрических фигур сказочных персонажей – Буратино, Вини Пуха, Чебурашку.Выполняется аппликация из геометрических фигур. 8-й деньАдресованность действия1-й урок 1. Проект «Собери платье».Рассматривается ситуация недостаточности средств. Каждый получает конверт с деталями женского наряда и мужского. Необходимо собрать аппликацию. Если деталей не хватает, договориться с одноклассниками, у которых эти детали есть. Каждый ребенок складывает костюм для мальчика или для девочки и приклеивает в тетрадь.2-й урок 2. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифры 4 по правилу «индекс». 3. Чередование направлений. Упражнение «Е-З» – отработка ориентации в клеточном пространстве. Проводится самооценка работы (правильно, красиво).4. Написание узора «Замкнутый заборчик». Проводится самооценка работы (правильно, красиво, трудно).3-й урок 5. Графический диктант «Машина»: – 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 10 клеток вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево,1 клетка вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 2 клетки вверх. Дорисуй колеса и окна в машине. Оцени себя (правильно, красиво, трудно).7.    Написание в строчном пространстве чередования прямых наклонных палочек и круга.8.    Написание в строчном пространстве элементов букв «прямая и перевернутая петля».9.    Игра «Лабиринт». 9-й деньПоследовательность ряда1-й урок1. Проект «Последовательность ряда».Вводится понятие «задача». Отрабатывается умение анализировать и составлять выражения на заданную тему. 2. Графический диктант «Кораблик»:  – 5 клеток вправо, 2 клетки наклонно влево вниз, 4 клетки влево, 2 клетки наклонно влево вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки наклонно вправо вниз.  Отступи вправо 3 клетки и повтори рисунок. Раскрась по своему усмотрению.  Оцени себя (правильно, красиво, трудно).2-й урок 3. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифры 5 по правилу «индекс».  4. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание четырехугольника через 2 клетки; чередующиеся прямые и наклонные палочки. Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 5. Написание узора «Жук». Проводится самооценка работы (правильно, красиво, трудно). 3-й урок6.    Графический диктант «Чашечка». Повтори рисунок в зеркальном отражении. Раскрась. Оцени себя (правильно, красиво, трудно).7.    Написание в строчном пространстве упражнения «грибок». Введение понятия «вспомогательная линия». Выполнение упражнения «Человечек». Письмо палочек с закруглением внизу. 10-й деньПоследовательность ряда1-й урок 1. Проект «Моя школа».Ознакомить учащихся с местоположением основных школьных объектов и их назначением. Фотоколлаж. 2. Нарисовать свою школу. 2-й урок.3.    Написание цифры 5 по правилу «индекс». 4.     Написание вертикальных прямых палочек, чередующихся с точкой. 5.    Горизонтальные прямые палочки, чередующиеся вверху и внизу. 6.    Написание точек в левом верхнем углу клетки и в правом нижнем. Проводится самооценка работы (правильно, красиво).7. Введение понятий знаки «больше», «меньше».  3-й урок 8. Графический диктант «Клоун». Собрать клоуна из геометрических фигур, используя специальную линейку. Раскрасить. 9. Написание в строчном пространстве упражнения «Узор». 10. Письмо элементов букв «Петля», «Перевернутая петля».  11-й деньОтработка изученных навыков1-й урок1. Графический диктант «Буква Е»: – 5 клеток вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки влево.Отступи 2 клетки и повтори рисунок три раза. Проводится самооценка работы (правильно, красиво).  2. Решение задачи на выявление последовательности ряда. 2-й урок3.    Написание цифр 6 и 9 по правилу «индекс». 4.     Написание вертикальных прямых палочек, чередующихся с наклонными. Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 5.    Написание кругов, чередующихся с наклонными овалами.6.    Написание в клеточном пространстве сложных геометрических фигур. 7.    Чередование треугольников по правилу зеркального отражения. Проводится самооценка работы (правильно, красиво, трудно). 3-й урок8.    Проект «Я умею». 9.    Дерево класса. Я и мой класс. 12-й деньПсихологическое обследование1-й урок1. Психологическое тестирование. 2-й урок 2. Написание цифр 6 и 9 по правилу «индекс». 3. Написание горизонтальных стрелочек.4. Введение знаков «равенство», «неравенство». Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 5. Написание упражнения «Крестик». Отработка навыка ориентирования в клеточном пространстве. 3-й урок6.    Графический диктант «Машина»: – 2 клетки вниз, 9 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка наклонно влево вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх наклонно влево на уровне 1 клетки, 3 клетки влево, 2 клетки вниз наклонно на уровне 1 клетки, 2 клетки влево.Повтори в зеркальном отражении. Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 13-й деньПедагогическая диагностика1-й урок 1. Педагогическая диагностика. 2-й урок2.    Написание графического упражнения «Высокий заборчик». 3.    Написание упражнения «Большие и маленькие треугольники».4.    Введение знаков «равенство», «неравенство». Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 5.    Написание упражнения «Кораблик». Отработка навыка ориентирования в клеточном пространстве. Раскрасить кораблик, чередуя цвета. 6.    Графический диктант «Слоник»: – 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 7 клеток вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 3 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 5 клеток вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вверх.Дорисуй хвостик, ушко и глаз слонику.3-й урок7. Игра «Дорожки». 8. Написание в строчном пространстве узоров «Волна», «Зигзаг». Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 14-й деньПраздник «Посвящение в ученики»Сценарий праздника – в февральском номере «Методической кухни».Валентина КУРИЛОВИЧ, Юлия МИНАКОВА, Наталья ПАВЛОВА, учителя прогимназии №1779, Москвафото Алексея ВЕТЧИНКИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте