Сейчас, когда ведется большая работа по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов в начальном общем образовании, у многих учителей возникает масса вопросов. И пожалуй, самый сложный: с чего же начать? Как создать в первом классе благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечить его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание? У читателей «Учительской газеты» есть уникальная возможность получить ответы на эти вопросы от московских коллег, создателей эксклюзивного стартового образовательного модуля. В этом номере публикуются методические рекомендации к модулю, а в февральской «Методической кухне» вы найдете тетрадь для работы в адаптационный период «Учимся, играя».
Программа стартового образовательного модуля составлена на основе курса «Введение в школьную жизнь» под редакцией Цукерман Г.А., Поливановой К.Н.В соответствии с образовательной программой прогимназии данный курс рассчитан на 2 учебные недели (13 дней по 3 урока в день) – итого 39 часов.Данный курс позволяет детям приобрести навыки совместной деятельности, научиться решать совместно поставленную задачу бесконфликтно, работать в парах и в группах, он знакомит учащихся с правилами школьной жизни, позволяет сформировать умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей – одним словом, закладывает основы детского коллектива.Курс помогает учителю узнать индивидуальные особенности детей. На основании полученных сведений легко организовать индивидуальный, дифференцированный подход к обучению детей в 1-м классе и создать ситуацию успеха для каждого ребенка.Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества. Здесь важны такие виды деятельности, как проект рождения класса, это помогает сблизить детей, родителей и учителя; проект «Моя школа», где дети знакомятся со школой, а потом строят план школы, используя фотографии, вырезанные и наклеенные своими руками.Работая на втором этапе над режимом дня школьника, ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате дети разбираются, что им мешает, а что помогает стать настоящими школьниками.На третьем этапе учитель обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как достичь высокой оценки. Это стимулирует деятельность детей, включает дух соревнования, стимулирует развитие ответственности за порученное дело. Четвертый этап адаптационного периода первоклассников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы. Важно создать ситуацию, когда сами ребята осуществляют контроль, объясняют свой выбор, доказывают свою правоту. Учитель наблюдает и фиксирует основные трудности учеников, обращает внимание на формирование позиции школьника и какие правила школьной жизни помогают им справиться с заданиями. На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о школе, рассказывают, что им больше всего запомнилось и понравилось, распределяют общественные поручения. Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником «Посвящение в ученики». Значимый момент – родительские собрания. Учитель знакомит родителей с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказывает о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода.Методические рекомендации1-й деньДавай познакомимся!1-й урок1. Сюжетная картинка предназначена для беседы на тему «Первый день в школе».2. Целью второго задания является введение специальных знаков «Я», «МЫ». Первая строчка – «я девочка», вторая строчка – «я мальчик», третья строчка – «мы дети». На полях – две «волшебные линеечки» для самооценки работы учащихся, которая проходит под руководством учителя. 1-я волшебная линеечка отражает правильность выполнения задания по образцу, а 2-я – внешний вид работы (1-я – правильно, 2-я – красиво). – Раскрась понятие «Я» красным цветом, понятие «МЫ» – синим или зеленым цветом.2-й урок 3. Понятия «Я» и «МЫ» представлены в виде чередований одной, двух и трех клеток. Учащимся предлагается обвести образец и продолжить чередование самостоятельно. В этом задании идет отработка умения ориентироваться в клеточном пространстве. 4. Продолжить рисунок. Отработка навыков ориентации в пространстве в косую линию. Каждое выполненное задание оценивается на «волшебных линеечках» сначала самим ребенком, а потом учителем.3-й урок 5. Проект «Бейдж».- Напечатать свое имя и фамилию в рамке (это задание позволяет выявить умения детей). – Нарисовать под руководством учителя логотип класса (по выбору детей). 6. В пустых рамках дети выполняют рисунки на тему «Мне нравится», «Мне не нравится» (это задание позволяет выявить интересы учащихся, что способствует скорейшему знакомству с каждым ребенком в отдельности). 2-й деньПравила приветствия в школе1-й урок 1. Отработка понятий «Я», «МЫ» происходит благодаря написанию упражнения «Кружок и яблоко». Идет работа над навыком ориентации в клеточном пространстве. Все фигуры необходимо раскрасить (идет отработка понятий «цвет» и «форма»).2. Игра «Собери портфель». 2-й урок 3. Написание прямых и наклонных горизонтальных и вертикальных палочек «Заборчик». 4. Написание условных обозначений. Понятия «треугольник», «квадрат». Детям предлагается заштриховать фигуры разным цветом. Проводится самооценка проведенной работы детьми на волшебной линеечке.3-й урок 5. Графический диктант «Черепашка». Проводится совместно с учителем, который повторяет все действия на доске: – 1 клетка вверх, 2 клетки наклонные вправо вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки влево вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 4 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево. Проводится самооценка проведенной работы детьми на «волшебной линеечке». 6. Написание круга в строчном пространстве; написание полуовала с наклонными прямыми линиями – упражнение «Ежик». Это задание позволяет отрабатывать навык ориентации в строчном пространстве. Проводится самооценка проведенной работы детьми на «волшебной линеечке».3-й деньУчимся в паре. Организация детского сотрудничества1-й урок 1. Игра «Попади в мишень». Отработка навыков ориентирования в пространстве на листе бумаги. 2. «Узор в клетках». Написание прямых горизонтальных и вертикальных палочек. Отработка ориентации в клеточном пространстве. Проводится самооценка проведенной работы детьми на «волшебной линеечке».2-й урок Графический диктант «Плюсик». Проводится под диктовку учителя:- 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево. После диктанта проводится самооценка работы на «волшебной линеечке» и взаимопроверка. К понятиям «правильно» и «красиво» добавляется понятие «уровень трудности». 4. Написание элементов букв в строчном пространстве. Проводится самооценка проведенной работы детьми на «волшебной линеечке».3-й урок 5. Игра «Что можно сделать в паре». Используются раздаточный материал к уроку и таблички из тетради для самостоятельной работы учащихся.4-й деньРабота в группах. Умение договариваться1-й урок 1. Игра «Веселые человечки». Работа в группах по 4-5 человек. Дети выбирают знакомых персонажей из сказок. Вспоминают сюжет и рассказывают. Идет отработка умения договариваться, проверка знания детьми сказок. Отработка навыков связной речи. 2. Отработка навыков ориентации в клеточном пространстве. Написание малых и больших кругов. Раскрасить маленькие круги одним цветом, а большие другим. Идет отработка понятий «форма», «цвет», «размер». Самооценка проведенной работы детьми на «волшебной линеечке».2-й урок 3. Работа в клеточном пространстве. Написание полуовала и маленького наклонного овала. Написание элемента «большой грибок» (раскрасить заданными цветами). 4. Игра «Зеркальный домик». Повторить по образцу. После работы проводятся самооценка работы на «волшебной линеечке» и взаимопроверка. К понятиям «правильно» и «красиво» добавляется понятие «уровень трудности».5. Дублирование в строчном пространстве элемента «восьмерка»; чередование элементов «наклонная прямая палочка» и «палочка с закруглением внизу».3-й урок 6. Первая проверочная работа «Я умею»: – Написание знакомых букв и слов. – Рисование рисунка на тему «Мое любимое занятие». – Если дети хорошо подготовлены, можно использовать прописи В.А.Илюхиной (страница 4).5-й деньВзаимодействие и сотрудничество1-й урок 1. Отработка понятий «Я», «МЫ», взаимодействие и сотрудничество в группе. Изобразить мимику человека – смайлики «радостно», «безразлично», «грустно». 2. Отработка навыков ориентирования в клеточном пространстве. Написание маленьких треугольников и кругов. 3. «Листочек и грибок» – отработка ориентации в клеточном пространстве. «Листочек» – напиши прямую наклонную палочку из правого верхнего угла клетки в нижний левый, напиши верхний полуовал, начиная чуть выше нижней точки прямой линии, напиши нижний полуовал, начиная с той же точки. «Грибок» – пишем полуовал, начиная с середины клетки, соедини концы прямой линией, напиши нижний полуовал в середине клетки. Оцени себя (правильно, красиво) – само- и взаимопроверка. 2-й урок 4. Написание прямых горизонтальных и вертикальных палочек «Российский флаг». Проводится беседа о флаге России, вспоминается значение каждого цвета флага, проводится раскрашивание. Оцени себя (правильно, красиво).5. Написание условных обозначений.Вводятся понятия «?», «+», «-». После написания проводятся самооценка проведенной работы и взаимопроверка.3-й урок6. Игра «Все вместе». На схеме изобразить самого себя. Составить цепочку «Я и мои друзья». 6-й деньВзаимодействие и сотрудничество1-й урок 1. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифры 1 по правилу «индекс». 2. «Вертикальные и горизонтальные столбики» – отработка ориентации в клеточном пространстве. Раскрасить фигурки по заданию учителя. Оцени себя (правильно, красиво) – само- и взаимопроверка.3. Написание больших и маленьких кругов. Повторение понятий «размер», «цвет». 4. Написание узора «Заборчик». 2-й урок 5. Графический диктант «Маленькая собачка»: – 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх. Дорисуй глаз собачке. Отступи 2 клетки и повтори рисунок самостоятельно. Оцени себя (правильно, красиво, трудно). 6. Игра «Движение». Безотрывно проведи путь скорой помощи. 7. Написание больших и малых наклонных палочек. Элемент «Флажок».Заштриховать получившуюся фигуру наклонными линиями. Оцени себя (правильно, красиво) – само- и взаимопроверка.3-й урок 8. Проект «План класса». Задание дано для самостоятельного выполнения. На схеме раскрасить свое место зеленым цветом, красным – место учителя, синим – место друга. 7-й деньАдресованность действия1-й урок 1. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифр 2 и 3 по правилу «индекс». Проводится самооценка проведенной работы детьми. 2. Чередование форм и цвета. Упражнение «Флажок» – отработка ориентации в клеточном пространстве. 3. Написание узора «Заборчик». Проводится самооценка работы (правильно, красиво, трудно). 2-й урок 4. Графический диктант «Бегемот»: – 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 4 клетки вправо, 1 клетка наклонная вправо вниз, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 4 клетки влево,1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх. Дорисуй глаз и ротик бегемоту. Отступи 2 клетки вправо, повтори рисунок самостоятельно. Оцени себя (правильно, красиво, трудно).5. Большая полусфера. Дорисуй круг, грибочек, лимон и фигурку по своему усмотрению. 6. В больших кругах изобрази разные фигуры – солнышко, мячик, колесо, часы.3-й урок 7. Проект «Сказочные герои».Собери из геометрических фигур сказочных персонажей – Буратино, Вини Пуха, Чебурашку.Выполняется аппликация из геометрических фигур. 8-й деньАдресованность действия1-й урок 1. Проект «Собери платье».Рассматривается ситуация недостаточности средств. Каждый получает конверт с деталями женского наряда и мужского. Необходимо собрать аппликацию. Если деталей не хватает, договориться с одноклассниками, у которых эти детали есть. Каждый ребенок складывает костюм для мальчика или для девочки и приклеивает в тетрадь.2-й урок 2. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифры 4 по правилу «индекс». 3. Чередование направлений. Упражнение «Е-З» – отработка ориентации в клеточном пространстве. Проводится самооценка работы (правильно, красиво).4. Написание узора «Замкнутый заборчик». Проводится самооценка работы (правильно, красиво, трудно).3-й урок 5. Графический диктант «Машина»: – 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 10 клеток вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево,1 клетка вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 2 клетки вверх. Дорисуй колеса и окна в машине. Оцени себя (правильно, красиво, трудно).7. Написание в строчном пространстве чередования прямых наклонных палочек и круга.8. Написание в строчном пространстве элементов букв «прямая и перевернутая петля».9. Игра «Лабиринт». 9-й деньПоследовательность ряда1-й урок1. Проект «Последовательность ряда».Вводится понятие «задача». Отрабатывается умение анализировать и составлять выражения на заданную тему. 2. Графический диктант «Кораблик»: – 5 клеток вправо, 2 клетки наклонно влево вниз, 4 клетки влево, 2 клетки наклонно влево вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки наклонно вправо вниз. Отступи вправо 3 клетки и повтори рисунок. Раскрась по своему усмотрению. Оцени себя (правильно, красиво, трудно).2-й урок 3. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание цифры 5 по правилу «индекс». 4. Вертикальные и горизонтальные прямые и наклонные палочки. Написание четырехугольника через 2 клетки; чередующиеся прямые и наклонные палочки. Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 5. Написание узора «Жук». Проводится самооценка работы (правильно, красиво, трудно). 3-й урок6. Графический диктант «Чашечка». Повтори рисунок в зеркальном отражении. Раскрась. Оцени себя (правильно, красиво, трудно).7. Написание в строчном пространстве упражнения «грибок». Введение понятия «вспомогательная линия». Выполнение упражнения «Человечек». Письмо палочек с закруглением внизу. 10-й деньПоследовательность ряда1-й урок 1. Проект «Моя школа».Ознакомить учащихся с местоположением основных школьных объектов и их назначением. Фотоколлаж. 2. Нарисовать свою школу. 2-й урок.3. Написание цифры 5 по правилу «индекс». 4. Написание вертикальных прямых палочек, чередующихся с точкой. 5. Горизонтальные прямые палочки, чередующиеся вверху и внизу. 6. Написание точек в левом верхнем углу клетки и в правом нижнем. Проводится самооценка работы (правильно, красиво).7. Введение понятий знаки «больше», «меньше». 3-й урок 8. Графический диктант «Клоун». Собрать клоуна из геометрических фигур, используя специальную линейку. Раскрасить. 9. Написание в строчном пространстве упражнения «Узор». 10. Письмо элементов букв «Петля», «Перевернутая петля». 11-й деньОтработка изученных навыков1-й урок1. Графический диктант «Буква Е»: – 5 клеток вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки влево.Отступи 2 клетки и повтори рисунок три раза. Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 2. Решение задачи на выявление последовательности ряда. 2-й урок3. Написание цифр 6 и 9 по правилу «индекс». 4. Написание вертикальных прямых палочек, чередующихся с наклонными. Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 5. Написание кругов, чередующихся с наклонными овалами.6. Написание в клеточном пространстве сложных геометрических фигур. 7. Чередование треугольников по правилу зеркального отражения. Проводится самооценка работы (правильно, красиво, трудно). 3-й урок8. Проект «Я умею». 9. Дерево класса. Я и мой класс. 12-й деньПсихологическое обследование1-й урок1. Психологическое тестирование. 2-й урок 2. Написание цифр 6 и 9 по правилу «индекс». 3. Написание горизонтальных стрелочек.4. Введение знаков «равенство», «неравенство». Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 5. Написание упражнения «Крестик». Отработка навыка ориентирования в клеточном пространстве. 3-й урок6. Графический диктант «Машина»: – 2 клетки вниз, 9 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка наклонно влево вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх наклонно влево на уровне 1 клетки, 3 клетки влево, 2 клетки вниз наклонно на уровне 1 клетки, 2 клетки влево.Повтори в зеркальном отражении. Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 13-й деньПедагогическая диагностика1-й урок 1. Педагогическая диагностика. 2-й урок2. Написание графического упражнения «Высокий заборчик». 3. Написание упражнения «Большие и маленькие треугольники».4. Введение знаков «равенство», «неравенство». Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 5. Написание упражнения «Кораблик». Отработка навыка ориентирования в клеточном пространстве. Раскрасить кораблик, чередуя цвета. 6. Графический диктант «Слоник»: – 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток вправо, 7 клеток вниз, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 3 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 5 клеток вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вверх.Дорисуй хвостик, ушко и глаз слонику.3-й урок7. Игра «Дорожки». 8. Написание в строчном пространстве узоров «Волна», «Зигзаг». Проводится самооценка работы (правильно, красиво). 14-й деньПраздник «Посвящение в ученики»Сценарий праздника – в февральском номере «Методической кухни».Валентина КУРИЛОВИЧ, Юлия МИНАКОВА, Наталья ПАВЛОВА, учителя прогимназии №1779, Москвафото Алексея ВЕТЧИНКИНА
Комментарии