Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мы так решили, мы так живем

УГ - Москва, №37 от 11 сентября 2012. Читать номер
Автор:

​С поступлением ребенка в школу именно общеобразовательное учреждение становится для него одним из важнейших социальных институтов после семьи. Семья начинает разделять свою социальную функцию со школой. Взаимодействие семьи и школы как важных субъектов социума – главное условие успешного развития личности.

Цель взаимодействия состоит в привлечении семьи к совместной со школой социально значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, его ценностных социальных ориентаций и творческого потенциала.Условиями использования форм и методов взаимодействия становятся деятельностно-содержательные условия, востребованные современной педагогической практикой и проблемами семей, а также участие всех сторон взаимодействия в совместной социально значимой деятельности. Эти педагогические условия совместно обсуждаются и определяются школой и семьей в процессе организации этого взаимодействия.Планируя работу школы по реализации президентской инициативы «Наша новая школа» в работе с родителями, мы определили для себя три ключевых направления:- участие родителей в работе школьных советов, объединений не только номинально, родители должны стать участниками, а порой и организаторами многих моментов школьной жизни;- школа должна стать главным местом общения, это должно способствовать процветанию и развитию школьной семьи.Таким образом, мы взяли курс на социальное партнерство, а главной технологией определили деятельность.Школу надо прожить, сделать родителей активными участниками школьной жизни, помочь осознать им свою родительско-воспитательную миссию, пройти по школьным ступенькам вместе. Все это начинается с традиционного школьного праздника «Посвящение в родители», где педагогический коллектив, родители знакомятся в неформальной обстановке и при активном участии первоклашек.Ознакомить родителей с содержанием, организацией учебного процесса нам очень помогла идея дня открытых дверей. Мы приглашаем родителей в эти дни не в качестве зрителей, а в качестве участников мини-уроков. Например, таких:- «А вы могли бы?» (по произведениям В.В. Маяковского, совместная работа учителей литературы и изобразительного искусства);- «Конвенция о правах ребенка» (правовая игра);- «Путешествие по координатной плоскости»;- «Легко ли бросить курить?» (дебаты на английском языке);- «Память огненных лет» (занятие по музейной педагогике);«Очень интересно было почувствовать себя в роли учеников,- пишут на сайте в своих отзывах родители. – Совершенно по-другому представляли школу, а школа изменилась». Такая работа помогла нам ознакомить родителей и с работой школы в пилотном проекте по введению стандартов первого поколения, тем самым исключить в родительских душах страхи, тревоги, сомнения.Дополнительные возможности общения с родителями широко предоставляют все электронные сервисы информационного пространства школы. Родители взаимодействуют со школой и через электронный журнал, и на форуме, включились в работу школьных средств массовой информации. При их активном участии в школе работает школьное телевидение и издается газета «Школьная пора», где есть родительская колонка, и вот уже учащиеся школы помогают родителям в выпуске их, родительской, газеты. Нам интересно знать мнение родителей, мы дорожим их активным и деятельным участием в поддержании этой ценной традиции, которая не только познавательна и интересна, но и сплачивает семью и школу в крепкий творческий союз. Но особенным подарком для нас стало участие родителей в проведении первого школьного кинофестиваля «Один день из жизни школы 1411» не только в качестве спонсоров, помощников, но и в качестве участников. По итогам фестиваля вручали две премии Гран-при: и учащимся, и родителям. Родительский фильм-победитель назывался «Три песни» и рассказывал об одном из главных дней в жизни школы – дне, когда в преддверии главного праздника страны, Дня Победы, ветераны вручали учащимся школы, получившим высший балл при общешкольном голосовании, школьные ордена и медали. Для нас было значимо, что родители выбрали тему воспитания патриотизма и уважения к истории страны, потому что тема «Растим патриотов России» значима и для педагогического коллектива школы. Свое отношение к истории семьи мы выразили в издании сборника детских работ «Моя семья в летописи Великой Отечественной». Эта книга стала подарком каждой семье.Воспитывая активную гражданскую позицию школьников, можно много говорить, проводить мероприятия, но, когда ребята видят перед собой пример и участие родителей в таких делах, когда родители становятся образцом для подражания, дети начинают работать активно, проявлять собственную инициативу.Интересным общим детско-взрослым проектом в школе на протяжении многих лет для нас стал волонтерско-туристический лагерь на озере Шлино Тверской области. Для родителей – воспоминание о палаточном пионерском детстве, для ребят – освоение туристических навыков, походы на ялах и тренинги «Школы безопасности». А еще одно общее дело – восстановление храма. Все материалы закупают на собственные средства и работы выполняют вместе взрослые и дети.Забота о духовном здоровье детей сочетается с заботой об их физическом здоровье. Наши родители активные участники школьной программы «Здоровье», утверждающей здоровый образ жизни в каждой семье. В проекте «Папа, мама, я – спортивная семья» мы вместе в спортзале, на катке, в бассейне, в походе, в спортивных секциях и Олимпийских играх. Непременное условие стабильности семьи и нормального развития ребенка – сотрудничество родителей и педагогов школы при поступлении ребенка в первый класс. Школа может оказать реальную помощь родителям, сняв определенное напряжение и тревожность перед совершением первых шагов в школе, помогая в решении и предупреждении проблем, возникающих на начальных этапах обучения, – первых трудностей, способных нарушить гармоничность развития личности ребенка и мотивацию к учению в дальнейшем. Психологическая служба школы ежегодно организует занятия мастерской, где помогает и объясняет родителям, как можно оставаться другом ребенку на всю жизнь, как научиться взаимопониманию, как избегать конфликтов. В работе мастерской психолог использует игровые технологии, арт-методы, позволяющие каждому родителю перейти из позиции слушателя к позиции активного, ответственного и творческого участника – позиции, которая переходит и в семейные взаимоотношения.Свою признательность родителям за сотрудничество и взаимопонимание мы, педагоги, можем высказать и выразить на ежегодных приемах для родителей, где можно не только обменяться мнениями, подвести некоторые итоги, но и сказать слова благодарности, а также вручить награды родителям. В школе существует пока 7 номинаций нашей признательности родителям, например:- «Лидер» – это для тех, кто возглавляет различные родительские сообщества.- «Домовой» – для наших незаменимых помощников в организации школьного быта.- «Добрый вожатый» – главный организатор детских праздников, поездок, походов.Среди наших родителей немало тех, кто в недавнем прошлом был нашими учениками. Мы счастливы, что они с той же энергией включаются в незабытые школьные дела. Но есть и те, кто ознакомился с программой школы впервые. «Школьная семья» – это активное участие и папы, и мамы, а порой и дедушек, и бабушек. Семья Крюковых, Марина Анатольевна и Сергей Вячеславович, используя мощности своей мебельной фирмы, взяли на себя заботу о реставрации школьной мебели, подарили барную стойку в школьную столовую, помогли в оборудовании кабинета обслуживающего труда, а к празднику Победы по чертежам работников школы изготовили в подарок мебель для школьного музея «Битва под Москвой». Школьный музей также не обойден вниманием и заботой родительской общественности, он пополняется экспонатами при их активном участии, получил экспертное заключение по имеющимся образцам оружия. Участвуют родители и в организации, и в проведении музейных уроков. Мы выпустили УМК по музейным урокам из цикла «Эпохи разные, а Родина одна».Именно партнерские отношения позволяют родителям увидеть изнутри все проблемы школы и с точки зрения финансирования. Точнее, увидеть отсутствие финансирования воспитательного процесса, работ по благоустройству стен и т. д. Пятнадцать лет назад по инициативе родителей в школе был создан фонд попечителей, основные задачи которого: содействие организации и совершенствованию образовательного процесса в целом, музейной и издательской деятельности, определение направления и использования внебюджетных средств, содействие совершенствованию МТБ школы, помощь в благоустройстве здания и территории школы, организации досуга учащихся. Работа с родителями не носит эпизодический характер. Общение, обмен мнениями, совместное видение и решение школьных проблем педагогами и родителями позволили сделать серьезный шаг по созданию школьного управляющего совета, который не стал формальным органом. Накопленный опыт совместной деятельности радения за школьные дела позволяет школьному управляющему совету делать первые шаги весьма уверенно и грамотно. В нем мы почувствовали серьезную поддержку в диалоге с властью, а результаты общественной экспертизы, организованной управляющим советом, лягут в основу следующей программы развития школы.Новый учебный год – встречи после лета, новые планы. Знаю одно: мы будем и дальше работать вместе. Мы так решили, мы так живем!Нина ОВЧИННИКОВА, директор школы №1411, заслуженный учитель РФ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту