Современный этап, в котором нам предстоит жить и работать, характеризуется как переходный период для системы российского образования и определяется целым комплексом мер, направленных на повышение качества образования.
Если рассматривать этот период с позиции модернизации организационно-экономических механизмов, то это:- переход на новую (нормативно-подушевую) форму бюджетного обеспечения, предполагающую развитие финансовой самостоятельности образовательных учреждений, эффективность расходования ресурсов, создание конкурентной среды;- введение новой системы оплаты труда работников образования, направленное на повышение мотивации специалистов, повышение уровня оплаты труда, привлечение высококвалифицированных кадров и учет особенностей условий труда по критериям ответственности и напряженности.На рост профессиональной компетентности учителя и повышение его педагогического мастерства рассчитан вступивший в действие новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Вопрос качества образования в условиях реализации нового образовательного стандарта рассматривается как достижение нового образовательного результата. Приоритетным в деятельности педагога становится наряду с формированием прочных фундаментальных (предметных) знаний развитие универсальных способностей школьника, формирующих у него умение учиться самостоятельно. Однако процесс перестройки в системе работы учителя непрост, вместе с изменением педагогических технологий должно измениться и сознание педагога. Переход от привычной и традиционной для большинства учителей «Школы накопления знаний» к «Школе универсального развития личности» будет нелегким. Это необходимо учитывать как администрации образовательного учреждения, так и профсоюзной организации при оценке качества работы педагогических кадров. На современном этапе качество работы учителя становится индикатором реализации ФГОС, поскольку, с одной стороны, профессиональная деятельность учителя теперь направлена на получение новых образовательных результатов учащихся – личностных, предметных, надпредметных, с другой стороны, основным критерием оценки качества работы учителя в рамках перехода на новую систему оплаты труда становится новое качество обучения, отвечающее требованиям стандартов, затрагивающих несколько критериальных позиций.Педагогическая деятельность учителя рассматривается сегодня через качество реализации им профессиональных задач в различных областях. Иными словами, в основу новой оценки продуктивности работы педагога должен быть положен компетентностный подход, то есть достижение качественного результата в профессиональной деятельности работника, итог которой важен деятелю и позитивно оценивается окружающими.Но все ли учителя готовы к осознанию и восприятию данных критериальных подходов? Думаю, что необходимо помочь педагогу грамотно и профессионально осуществлять рефлексию своей профессиональной деятельности, и это задача методических служб. Вместе с тем следует уделить серьезное внимание разъяснительной работе по всем оценочным позициям, входящим в критериальную базу, и это задача администрации и профсоюзной организации каждого образовательного учреждения.В создавшейся ситуации существенно, многократно возрастает роль профсоюзной организации в жизни педагогического сообщества. Сегодня очень серьезно надо подходить и к определению современного профсоюзного лидера, к его выбору. Современный председатель первичной профсоюзной организации помимо авторитета должен обладать такими важными качествами, как высокий уровень профессиональных знаний и практического опыта, знание новой нормативно-правовой базы, определяющей функционирование системы образования. Таких лидеров необходимо готовить.С переходом на новую систему оплаты труда в оценке качества работы учителя будут принимать участие несколько групп респондентов, представляющих управляющий совет образовательного учреждения: администрация, педагоги, старшеклассники, представители родительской общественности.На мой взгляд, роль первичной профсоюзной организации как общественной организации, входящей в управляющий совет образовательного учреждения, заключается в активном участии в разработке критериальной базы оценки качества работы учителя, то есть в разработке Положения о стимулирующей части заработной платы работников ОУ. Мы считаем, что в основу оценки продуктивности работы педагога должен быть положен компетентностный подход как показатель качественных приращений в профессиональной деятельности работника. И конечно, результатом такой оценки должно стать увеличение стимулирующей части заработной платы педагога.Участие членов первичной профсоюзной организации в работе управляющего совета образовательного учреждения должно стать обязательным и неформальным. Принципиально важно, чтобы члены управляющего совета, избранные из членов профсоюзной организации, обладали такими качествами, как:- высокий уровень профессиональных знаний и практического опыта;- объективность;- независимость в принятии решений;- владение коммуникативными навыками – способность грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, последовательно отстаивать выбранную позицию.Обязательное условие оценки качества работы учителя – соблюдение требований к организации труда педагога, это должно оставаться в поле зрения профсоюзной организации постоянно. Прежде всего это соблюдение требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса: – программное обеспечение; – информационное обеспечение; – финансово-экономическое обеспечение; – материально-техническое обеспечение; – создание условий для курсовой подготовки педагогических кадров. А еще непременное соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение требований техники безопасности к условиям труда учителя, что особенно актуально в условиях широкой информатизации образовательного пространства современной школы, реализующей новый федеральный государственный образовательный стандарт. Одна из важнейших задач профсоюзов на современном этапе – широкая просветительская и разъяснительная работа по всем позициям, обеспечивающим модернизацию российского образования, защита прав работников, системное и последовательное отстаивание этих прав. Чтобы профсоюзный актив соответствовал новым условиям и требованиям, продиктованным временем, и успешно реализовывал поставленные перед ним задачи, учить его необходимо по-новому.Г.ЗИМИНА, руководитель структурного подразделения начального общего образования, председатель профсоюзной организации Методического центра Северного окружного управления образования
Комментарии